Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 14:34, контрольная работа
Цель данной работы – выявить особенности невербальных средств общения.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:
1) ознакомиться с основами невербального общения;
2) рассмотреть особенности невербального общения;
3) изучить функции невербального общения.
Теоретические знания: понятие «невербальное общение». Методы оценки личности. Критерии понимания языка тела. Показатели уместности и истинности двигательного поведения. Формы проявления языка тела и жестов(осанка, голова, ноги, способы посадки, походка, направление движений, их темп, жесты и др.). Использование невербальных методов оценки личности в управлении персоналом.
Практическая часть: проведение тестирования по изучению понимания мимики и жестов, подготовка соответствующего инструментария
Управленческое решение - разработка рекомендаций по использованию невербальных методов оценки личности в различных управленческих ситуациях (собеседование, наблюдение как форма социально-психологического метода управления персоналом, проведение переговоров и др.).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»
направление подготовки «Менеджмент»
Вариант № 10
Выполнил: студент заочного
отделения,группы МНЗ-1-13
Малышева Т.В.
Проверил: преподаватель по
управлению человеческими ресурсами
Солдатова И.А.
Челябинск 2015
Содержание:
Управленческое решение - разработка рекомендаций по использованию невербальных методов оценки личности в различных управленческих ситуациях (собеседование, наблюдение как форма социально-психологического метода управления персоналом, проведение переговоров и др.).
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими видами общения людей являются вербальное, невербальное и проксемальное. Данная работа посвящена анализу невербального общения.
В последние десятки лет в мировой психологической науке интерес к невербальным способам общения повысился, т.к. этот компонент социального поведения человека играет в жизни людей очень важную роль.
Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятна речь собеседнику, но и умением правильно понять визуальную информацию, т.е. взгляд партнёра, мимику и жесты, позы, телодвижения, дистанцию, темп и тембр речи.
Актуальность исследования системы неречевых форм в современных условиях определяется возрастающей потребностью людей в применении невербальных компонентов в новых прикладных сферах, таких как юриспруденция, реклама, телевидение и др., а также желанием сохранить традиции и обычаи, которые выступают источником неречевых форм, являясь объектом культурной памяти народа, и влияют на современные коммуникации.
Объектом исследования являются невербальные средства общения.
Цель данной работы – выявить особенности невербальных средств общения.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:
1)
ознакомиться с основами
2)
рассмотреть особенности
3) изучить функции невербального общения.
Общетеоретические аспекты невербальных средств общения разрабатывали такие ученые, как Л.И. Чернышова, А.Л. Журавлев, Г.В. Бороздина и др.
Установлено, что с помощью вербальных средств общения передается не больше 35% информации. Вместе с языком существует большое количество способов общения, которые тоже служат средством сообщения информации. Эти формы общения объединили в одно понятие «невербальная коммуникация». Позы, мимика, жесты, причёски, одежда, предметы, которые нас окружают, привычные для нас действия – все они представляют собой определённый вид сообщений, которым дали название невербальных сообщений, т. е. сообщений без использования слов. На их долю приходятся 65% информации, которая передается в процессе коммуникации.
Невербальное общение – это слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и другие образы и ощущения, получаемые от другого человека и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных средств и форм общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с людьми, но и с животными.
Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» сформировалось сравнительно недавно, в 1950-х годах, хотя основы этого научного направления можно искать и в более ранних работах. Так, Марк Фабий Квинтилиан, по Г.М. Андреевой, в своей книге «Наставления оратору» подробно объяснял наиболее употребимые ораторские жесты греко-римского мира. А французский просветитель Жан-Батист Дюбо (XVIII в.) обратил внимание на невербальные средства, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта».
Некоторые ученые, упоминая о неречевых формах общения, используют термин «невербальные средства», другие же говорят о «паралингвистических средствах». Особенно это проявляется в отечественной науке.
В книге Г.В. Колшанского «Паралингвистика» (1974 г.) рассматривается все то, что в наши дни принято относить к невербальной семиотике. В психологическом энциклопедическом словаре М.И. Еникеева (2008 г.) можно найти следующее определение: «паралингвистические средства – невербальные (неречевые) средства передачи информации».
Существуют различные классификации невербальных средств общения.
Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, которые в общении выполняют выразительно-регулятивную функцию. Они являются наиболее значимыми. К ним относятся выразительные средства движения, которые проявляются в жестах, мимике, позе, взгляде, походке. Эту группу называют визуальной.
Главная характеристика мимики – это ее целостность и динамичность.
Взгляд передает более точную информацию о состоянии человека, т.к. сужение или расширение зрачков человеком не контролируется. Например, если у человека приподнятое настроение, он возбужден или чем-то заинтересован, то его зрачки расширяются. И наоборот, если настроение мрачное и сердитое, то зрачки сужаются.
Психолог А. Шефлен одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения. Далее В. Шюбцем было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику. Это говорит или о расположенности, или о закрытости к общению. Существуют «открытые» позы, которые воспринимаются как позы доверия, доброжелательности, согласия, психологического комфорта, и «закрытые» - воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики и противодействия.
Многие стараются следить за выражением лица, но его выдают ноги. Ноги – это наше подсознание. Так, неуверенный в себе или в своем сообщении человек, будет переминаться с ноги на ногу.
Практически все люди могут читать позы, хотя не всегда понимают, как это они делают.
Различают:
-
коммуникативные – жесты
-
описательные – жесты, имеющие
смысл только в контексте
- модальные – жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, доверия, недоверия, неудовлетворения, растерянности и др.).
Просодические и экстралингвистические средства связаны с голосом,характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи, таких, как высота, тембр голоса, громкость голосового тона, сила ударения.
Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также плача, смеха, кашля, вздоха и т.д.
Данными средствами регулируется поток речи; они выражают эмоциональные состояния, предвосхищают речевые высказывания.
Так, высоким голосом передаются радость, недоверие или энтузиазм. Гнев и страх также передаются высоким, но более в широком диапазоне тональности, силы и высоты звука голосом. Мягким и приглушенным голосом передаются печаль, усталость, горе.
Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоенность, медленная – угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие. Т.е. скорость речи также является важной характеристикой чувств.
Такесические средства – прикосновения в форме похлопывания, рукопожатия, поцелуя. Их использование человеком в общении определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, пол, возраст, степень знакомства.
Такесические средства общения выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неправильное использование такесических средств может привести в общении к конфликтам.
Проксемические средства – пространственная организация общения. Э.Холл одним из первых стал изучать пространственную структуру общения. Он ввел термин «проксемика», который означает «близость». Сюда относят ориентацию партнеров в момент общения и дистанцию между ними. На проксемические характеристики оказывают влияние национальные и культурные факторы. Он описал нормы приближения человека к человеку – дистанции. Выделяют четыре зоны:
- интимная (до 50 см) – общение близких людей;
- персональная (от 50 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
- социальная (от 120 до 350 см) – общение с чужими людьми и при официальном общении;
- публичная (свыше 350 см) – при общении с большой группой людей – выступления перед разными аудиториями.
У разных народов пространственные зоны различны.
Также выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми и от особенностей людей.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Особенности невербального общения.
В отличие от вербальных невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю. Т.е. невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Можно отметить еще такую особенность, как намеренность и ненамеренность. Язык может лгать, тело нет. Так, З.Фрейд придавал большое значение невербальному языку своих пациентов.
При помощи языка тела, по оценкам специалистов, в процессе общения люди передают около 60% всей информации. Поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Т.е. информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести эту информацию до сведения другого субъекта. Например: взгляд, выражающий внимание к собеседнику; жест, указывающий кому-то направление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т.д. Или, когда отправитель не имеет намерения передать какую-то информацию или пытается ее скрыть (например, плохое настроение), а получатель, тем не менее, эту информацию воспринимает. В связи с этим, по мнению А.Л.Журавлева, полезными оказываются такие понятия, как «знак» и «сигнал» .
Знак – элемент внешности, поведения, движений индивида, несущий в себе информацию, которую другой индивид воспринимает независимо от воли и намерений первого. Если отправитель использует его осознанно с целью передавать какую-то определенную информацию получателю, то знак становится сигналом.
Различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Знак, не осознаваемый отправителем, (случайный взгляд) может быть воспринят как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать определенные действия. А специально передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят как знак. Сочетания осознанности – неосознанности, намеренности – ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, т.к. каждый из них может занимать определенную позицию.
Функции невербального общения.
Невербальные средства общения позволяют людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга и строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия.
Это общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более подробно в ряде его информационных функций.
Информация о работе Контрольная работа по «Управление человеческими ресурсами»