Корпоративная социальная ответственность и ВПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Социальная ответственность важна для бизнеса из-за ее превентивного характера против рисков. Определение рисков в цепочке создания ценности, особенно в части этического поведения компании, снижает опасность приостановки деятельности компании. Риски в цепочке поставок, производственные риски, рыночные риски потенциально опасны для репутации компании, потеря которой может привести к нелояльности персонала и покупателей, потере доли рынка, снижению цены акции (доли) и потере активов. В системе корпоративного управления важное место отводится социальной ответственности, которая повышает рейтинг компаний, дает им конкурентное преимущество при привлечении инвестиций, улучшает качество управления компанией.
Целью курсовой работы являлось изложение сведений, раскрывающих сущность корпоративной социальной ответственности.

Файлы: 1 файл

КСО - копия исправленное.docx

— 221.51 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной экономике  о компании все больше судят по нематериальным активам, таким как  репутация, прозрачность, доверие, бренд, управление рисками, а не только по финансовому капиталу и материальным активам. Эти нематериальные активы формируют основу для рыночной оценки, поскольку современная система  бухгалтерского учета отражает только те активы, которые можно легко  оценить. Большинство сделок в современном  бизнесе основаны на доверии, но необходимо отличать доверие и кредитоспособность. Так, крупные компании кредитоспособны по определению, но не все являются заслуживающими доверия.ко

Социальная ответственность  важна для бизнеса из-за ее превентивного  характера против рисков. Определение  рисков в цепочке создания ценности, особенно в части этического поведения  компании, снижает опасность приостановки деятельности компании. Риски в цепочке  поставок, производственные риски, рыночные риски потенциально опасны для репутации  компании, потеря которой может привести к нелояльности персонала и покупателей, потере доли рынка, снижению цены акции (доли) и потере активов. В системе  корпоративного управления важное место  отводится социальной ответственности, которая повышает рейтинг компаний, дает им конкурентное преимущество при  привлечении инвестиций, улучшает качество управления компанией.        

Целью курсовой работы являлось изложение сведений, раскрывающих сущность корпоративной социальной ответственности.

        Курсовая  работа включает 23 страниц текста, 4 рисунка;  3 главы.  В разработке  использовано  3 основных, 4 дополнительных литературных источника, а также интернет – ресурсы.

 

 

 

    1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА  КОРПОРАТИВНОЙ  СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

    1. Эволюция понятия корпоративной социальной ответственности

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная  ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают  интересы общества, возлагая на себя ответственность  за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это  обязательство выходит за рамки  установленного законом обязательства  соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно  принимают дополнительные меры для  повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Практика КСО является предметом многочисленных споров и  критики. Защитники утверждают, что  имеется прочное экономическое  обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую  и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная  краткосрочная прибыль.

Понятие “корпоративной социальной ответственности” сформировалось в 80-е годы XX века, объединив разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды и т.п. Ранее в сфере социальной политики компаний преобладал “случайный” подход: реагирование на обращения, ответы на просьбы местных властей и требования профсоюзов. Теперь такие гуманитарные ценности, как устойчивое развитие общества, социальная защита, охрана окружающей среды, сохранение культурных традиций в развитых странах, начинают играть существенную роль при разработке самих принципов конкурентоспособной экономики и менеджмента.

Несмотря на все возрастающую значимость корпоративной социальной ответственности (КСО) само это понятие  имеет множество самых различных  трактовок. Так, А. Дальсруд указывает на существование 37 наиболее употребляемых в академической и бизнес-литературе определений КСО [1]. Другие авторы (Г. Ленссен, В. Воробей) предлагают заключать данное понятие в кавычки, подчеркивая его размытость и неопределенность [2].

Различие во взглядах на КСО обусловлено как минимум  тремя причинами. Во-первых, КСО - сфера  пересечения таких гуманитарных дисциплин, как менеджмент, экономика, маркетинг, социология, этика. Во-вторых, КСО - это не просто теоретический  конструкт, а реальные действия конкретных компаний, поэтому определенный «вклад»  в разнообразие трактовок вносят, конечно же, владельцы компаний и  менеджеры. В-третьих, корпоративная  социальная ответственность как  идея существует относительно недавно. Точкой отсчета в формировании дискурса о КСО принято считать работу Г. Бовена «Социальная ответственность бизнесмена» [3], в которой впервые была высказана мысль о том, что цели бизнеса должны быть совместимы с целями всего общества и государства.

Предполагается, что различные  подходы к пониманию и дальнейшей реализации концепции корпоративной  социальной ответственности можно  классифицировать на основании общих  для каждой группы концептуальных рамок. Опираясь именно на такое предположение, Э. Гаррига и Д. Меле выделили три группы подходов: инструментальные, политические и этические [2].

В целом в развитых странах  с начала 1990-х годов социальная ответственность компаний перестает  быть только внутрикорпоративным делом  или вопросом взаимоотношений корпораций с профсоюзами и благотворительными организациями. Возникает своеобразная сеть партнерств. Все чаще компании объединяются для выработки общих  принципов и подходов к социальной ответственности и обмена опытом. Политика социальной ответственности становится фактором, влияющим на общую оценку деятельности и успешности корпораций. В последние десятилетия множество компаний пришли к пониманию ценности регулярного независимого оценивания их социальной ответственности. Появилось даже понятие социального аудита и компании, его осуществляющие.

На Всемирном бизнес - конгрессе по вопросам устойчивого  развития в докладе, посвященном  смыслу хорошего бизнеса, использовалось следующее определение:  “Корпоративная социальная ответственность — это постоянная приверженность бизнеса принципам ведения дела на основе этики и готовность вносить свой вклад в экономическое развитие, улучшая одновременно качество жизни и своих работников с их семьями, и общества в целом”.

 

    1. Уровни участия бизнес - корпораций в жизни общества

Выделяют несколько уровней  участия бизнес - корпораций в жизни  общества:

  • благотворительность;
  • инвестиции в общество;
  • коммерческие инициативы;
  • предпринимательская деятельность.

При этом под инвестициями в общество понимаются целевые долгосрочные программы, направленные на решение  важных общественных проблем, выбранных  компанией в качестве приоритетных, а под благотворительностью —  помощь в ответ на обращения благотворительных  и общественных организаций. Под  коммерческими инициативами, в данном контексте, понимаются программы, которые  могут принести коммерческую выгоду компании, но прежде всего, являются важными  для местного сообщества; такие программы  в США называют социальными инвестициями. Часто программы социальных инвестиций также осуществляются в партнерстве с некоммерческими организациями.

Необходимость корпоративной  социальной ответственности показана на рис.1.

 

Рисунок 1.1. Взаимосвязи, обусловливающие необходимость КСО

В настоящее время выделяются шесть основных социальных инициатив  в рамках КСО:

1) продвижение корпоративной  благотворительной идеи (corporate cause promotion);

2) благотворительный маркетинг  (cause-related marketing);

3) корпоративный социальный  маркетинг (corporate social marketing);

4) корпоративная филантропия  (corporate philanthropy);

5) волонтерская работа  на пользу общества (community volunteering);

6) социально-ответственные  подходы к ведению бизнеса  (socially responsible business practices).

   Социальные инвестиции  компании могут включать:

  • прямые инвестиции в социально значимые проекты, которые могут окупиться;
  • денежные пожертвования;
  • бесплатное предоставление другим агентам времени своих сотрудников, включая топ-менеджмент;
  • пожертвования товаров или услуг;
  • предоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты из своей зарплаты (многие компании добавляют корпоративные средства к пожертвованиям своих работников); использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимой программы, решения общественной проблемы.

 

    1. Социальная ответственность и формирование деловой репутации

Так как в последние  годы вопросы социальной ответственности  и деловой репутации выдвигаются  на передний план в деятельности любой  компании, важно разобраться, что  представляет собой корпоративная  социальная ответственность и каким  образом социально ответственное  поведение бизнеса влияет на процесс  формирования корпоративного имиджа и  деловой репутации.

Прежде всего, попытаемся определиться с такими понятиями, как  «корпоративный имидж» и «деловая репутация». Следует учесть, что в настоящее  время не существует единого, общепризнанного  алгоритма построения имиджа и репутации  организации. Вместе с тем формирование положительной деловой репутации  тесно связано с созданием  устойчивого корпоративного имиджа.

Корпоративный имидж: общее представление (состоящее из набора убеждений и ощущений), которое складывается у человека об организации. Деловая репутация: ценностные характеристики (такие, как аутентичность, честность, ответственность, порядочность и пр.), вызываемые сложившимся корпоративным имиджем.

Корпоративный имидж представляет собой набор убеждений и ощущений, которые компания хочет создать  у аудитории. В США многие компании используют в своей деятельности критерии, сформулированные журналом «Fortune» при составлении рейтинга 500 крупнейших компаний:

  • качество менеджмента;
  • качество продукции;
  • способность привлекать и удерживать квалифицированные кадры;
  • финансовая прочность;
  • эффективное использование корпоративных активов;
  • долгосрочная инвестиционная привлекательность;
  • склонность к использованию новых технологий;
  • ответственное отношение к обществу и окружающей среде.

Улучшение корпоративного имиджа компании зависит от совершенствования  всех элементов корпоративного управления, в том числе и корпоративной  культуры, прозрачности деятельности, информированности общественности о компании. Одним из результатов  совершенствования корпоративного управления и культуры становится рост деловой репутации, увеличение размеров нематериальных активов, зависящих  от положительного имиджа компании, наличия  стабильных деловых связей, известности  фирменного наименования и фирменной  марки. В последнее время усилилась  зависимость деловой репутации  от характера отношений к компании со стороны не только покупателей, партнеров  и клиентов, но и общества, которому далеко не безразлично, какими средствами достигаются стратегические цели компании, как она выполняет свои обязательства  и каких социальных принципов  придерживается. Наличие социальных программ, спонсорская деятельность, качество и результативность взаимоотношений с органами власти, местным сообществом все в большей степени влияют на деловую репутацию компании, определяют ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

2.1. Концепция «корпоративного гражданства»

Современный этап развития корпоративной социальной ответственности - концепция «корпоративного гражданства». В концепции «корпоративного  гражданства» проявились отличия, связанные  с мировой экономической обстановкой. Во-первых, это наличие в перечне  ее стэйкхолдеров государственных учреждений различного уровня и назначения, с которыми напрямую взаимодействует корпорация. Во-вторых, это та особая роль, которую обрели процессы глобализации, которые резко обострили проблемы социально-экономического развития в мире и сделали эти проблемы предметом широкой общественной и политической дискуссии. Это привело к смене модели поведения бизнеса, в основе которой были приоритеты максимально высокой прибыли, конкуренции и безудержной экспансии. Таким образом, реализация социальной ответственности бизнеса возможна в наиболее полной мере в системе корпоративных отношений.

Именно в организациях, устроенных согласно корпоративному разделению контроля и владения наиболее отчетливо  и широко проявляется социальная ответственность, потому что существуют не только две большие группы –  внутренние лица (владельцы, менеджеры  и работники) и внешние (поставщики, потребители и др.), но и не связанные  с компанией лица. Из-за разделения владения и контроля компании более  чутки к внешней среде, так  как менеджеры сильнее действуют  в интересах внешних лиц, чем  в компаниях без разделения собственности  и контроля. В результате многие организации стремятся представить  органам власти, контрольным и  надзорным органам, общественности и средствам массовой информации документальные свидетельства своего ответственного отношения к социальной стороне собственной деятельности.

Как известно, самым весомым  свидетельством выполнения каких-либо требований в интересующей общество области деятельности принято рассматривать  соблюдение стандартов, действующих  в этой области, особенно, если оно  подтверждено через сертификацию.

На рис.2.1 показан пример взаимодействия высокотехнологичной корпорации и общества.

  

Рисунок 2.1.  Направления деятельности  цифрового сообщества

в рамках корпоративной  социальной ответственности 

Структура корпоративного управления должна строиться на основе идеи о  том, что в интересах компании признавать интересы заинтересованных лиц и их вклад в ее долгосрочный успех и ответственность является одним из принципов корпоративного управления ОЭСР: «Система корпоративного управления должна признавать предусмотренные  законом права заинтересованных лиц и способствовать активному  сотрудничеству между акционерными обществами и заинтересованными  лицами в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения устойчивости здоровых с финансовой точки зрения предприятий».

Информация о работе Корпоративная социальная ответственность и ВПО