Критерии и показатели эффективности социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

В условиях, когда субъекты Федерации и органы местного самоуправления получили право самостоятельно осуществлять свои социальные программы, появилась возможность более результативных преобразований социальной сферы. С 1995 г. отмечается резкое расслоение регионов России по уровню и стоимости жизни. Тем не менее отдельные субъекты РФ в состоянии самостоятельно преодолевать многие кризисные явления общественной жизни. Так, согласно данным одного из опросов, 61 % граждан Астраханской области возлагают ответственность за сложную ситуацию в ней на региональные органы власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……………3
Социальная политика…………………………………………………....7
Критерии и показатели эффективности социальной политики……...11
Критерии и факторы эффективности региональной социальной политики………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………......23

Файлы: 1 файл

контрольная!.docx

— 50.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………….……………3
  2. Социальная политика…………………………………………………....7
  3. Критерии и показатели эффективности социальной политики……...11
  4. Критерии и факторы эффективности региональной социальной политики………………………………………………………………...18
  5. Заключение……………………………………………………………...21
  6. Список литературы…………………………………………………......23

 

Введение

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, поэтому социальная политика, безусловно, должна занимать приоритетное место в деятельности органов власти. Ее задачи — сглаживание социального неравенства, помощь обездоленным и слабым, создание условий для занятости и иных источников существования, сохранение общественного мира, стабильности, формирование благоприятной жизненной среды. Однако в настоящее время социальная политика не обеспечивает в полном объеме общественной безопасности, материальных условий свободы и достойного существования каждого человека.

В условиях, когда субъекты Федерации  и органы местного самоуправления получили право самостоятельно осуществлять свои социальные программы, появилась  возможность более результативных преобразований социальной сферы. С 1995 г. отмечается резкое расслоение регионов России по уровню и стоимости жизни. Тем не менее отдельные субъекты РФ в состоянии самостоятельно преодолевать многие кризисные явления общественной жизни. Так, согласно данным одного из опросов, 61 % граждан Астраханской области возлагают ответственность за сложную ситуацию в ней на региональные органы власти.

Тормозом  в реализации эффективной социальной политики является проблема четкого  разграничения сфер полномочий и  преемственности властной вертикали  и горизонтали, неувязки и противоречия между федеральными и местными органами власти. Региональные структуры власти склонны апеллировать к местной  специфике (интересам, нормам, обычаям), стремясь, скорее, сохранить и усилить  свое влияние в лице конкретных представителей региональной элиты, чем ориентироваться  на поиск эффективных средств  осуществления социальных проектов.

Социальная  сфера, безусловно, детерминирована  уровнем экономического развития государства, поэтому важным инструментом, используемым для измерения ее состояния и  эффекта социальной политики, выступают  экономические показатели, такие, как  заработная плата, доход, покупательная  способность, прожиточный минимум  и ряд других. То или иное их сочетание  либо позволяет структурам власти констатировать факт своих успехов в реализации социальной политики, либо создает  возможности для оппозиции утверждать о бессилии и бездеятельности  власть предержащих. Граждане соизмеряют успехи политики со своим реальным материальным положением, уровнем и  качеством жизни своей семьи  и близких. Так, например, 42 % из числа опрошенных астраханцев считают, что материальное положение их семей ухудшилось; 48 % убеждены, что за последние два года жизнь не изменилась к лучшему; 23 % — уверены, что жить стало тяжелее (данные мониторинга Информационно-аналитического центра при Астраханской Администрации, февраль 1998 г.).

Важной  социальной проблемой, безусловно, считается  бедность. В качестве ее основного  критерия используется показатель уровня бедности, который определяется на основе прожиточного минимума, обеспечивающего  удовлетворение минимальных стандартов существования. С этой точки зрения доля населения Астраханской области  с доходами ниже прожиточного минимума составила к концу 1997 г. 32,1 %. Однако показатель уровня бедности только условно характеризует степень распространения и структуру бедности, а следовательно, не может являться главным мерилом эффективности социальной политики. Уровень бедности учитывает внешние проявления бедности (низкие доходы, отсутствие накоплений, преобладание расходов на питание во всей совокупности расходов), но игнорирует скрытую систему ее социальных проявлений, в частности, деятельность социальных институтов и реализацию норм, устанавливающих допустимые способы обеспечения уровня благосостояния. Утрачивается роль доли благ, получаемых гражданами из общественных фондов потребления: бесплатное медицинское обслуживание, дошкольные детские учреждения, жилье и т. п. Так, например, в области лишь 33,6 % детей соответствующего возраста посещают детские дошкольные учреждения.1 Бульшую часть групп населения с низким уровнем дохода составили занятые в народном хозяйстве. Наименьшей остается заработная плата работников социальной сферы и сельского хозяйства. Размер средней заработной платы работников бюджетной сферы составил 64,8 % от среднеобластной и 49,7 % от уровня оплаты в промышленности.

Социальное  неравенство обнаруживается не только среди различных категорий тружеников, но и среди отдельных муниципальных  образований. Доходы горожан в 1,1 — 1,2 раза превысили доходы сельского  населения Астраханской области, а  в Володарском, Енотаевском и Черноярском районах заработная плата составила лишь 44 — 55,9 % от средней заработной платы по области.

Для понимания сущности общественных процессов, выработки адекватной социальной политики необходимо учитывать комплекс социальных показателей, среди которых отметим  следующие.

1. Степень социального расслоения и направленность социальной мобильности. Четкая стратификация социальных групп позволит планировать объем помощи конкретным слоям населения и придавать адресность реализации иных социальных проектов, предотвращая необдуманное, неоправданное «рассеивание» бюджетных средств.

2. Степень социального напряжения (частота вызванных ею общественных эксцессов, причины, характер, качественный состав участников). Напряжение может сопровождаться не только и не столько явной демонстрацией гражданами недовольства. Осознание непрочности своего экономического статуса, частые колебания в уровне материального благосостояния порождают негативный психологический эффект — переживания, неуверенность, страх оказаться в бедственном положении, состояние безысходности.

3. Динамика и характер заболеваемости населения с вычленением так называемых социальных недугов: туберкулеза, педикулеза, кожных заболеваний, нервных расстройств и ряда других. Особое внимание должно уделяться состоянию здоровья детей. Только среди дошкольников Астраханской области 67,6 % имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Обычно государство связывает свое благополучие со снижением размеров детской смертности, тогда как этот показатель меркнет на фоне показателей количества детских заболеваний, обусловленных неблагоприятной социальной средой, уровня детского дебилизма и иных отклонений.

4. Масштабы социального сиротства, беспризорности, девиации, делинквентного поведения детей и подростков. В 1997 г., по данным Наркологического центра Астраханской области, число наркоманов среди подростков увеличилось на 24 %.

5. Размеры правонарушений и преступлений, спровоцированных социальными условиями жизни.

6. Анализ качества структуры миграционных и эмиграционных потоков.

Исследование  и знание механизма воспроизводства  и функционирования социальных показателей, анализ их взаимосвязи и взаимовлияния  дадут возможность формировать  адекватную социальную политику, разрабатывать  эффективную стратегию преодоления  социальных проблем, в том числе  с помощью регионального правотворчества.

 

Социальная политика

Социальная  политика изучает сущность, основные принципы и категории социальной политики, ее влияние на отношения, складывающиеся в обществе по поводу принятия и реализации решений, влияющих на уровень жизни населения. Это  предметная область курса. В качестве объектов в учебном курсе «Социальная  политика» рассматриваются различные  отраслевые блоки общества, изменение  условий функционирования которых может отразиться на уровне жизни населения и социальной структуре общества. Эти отраслевые блоки объединены понятием социально-трудовая сфера (СТС). 

Социально-трудовая сфера – это ключевой объект и предмет социальной политики. Она отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. Основными блоками СТС являются: социальная сфера, рынок труда, службы занятости и переподготовки кадров, система социальной защиты, социального партнерства, социального страхования, пенсионная система, охрана труда и т.д.  

Социальная  сфера – часть СТС, включающая отрасли социально-культурного комплекса – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, санаторно-курортное дело, ЖКХ.  
 
Предметом социальной политики как науки являются свойства и закономерности, выражающие сущность отношений в обществе, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Органы государственной власти совместно с другими институтами общества определяют цели социального развития, а комплекс мер по их реализации – важнейшая задача социальной политики. 
 
Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане и социальные общности, а в узком ее понимании – граждане и социальные группы, не способные в силу определенных причин обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. 
 
Сегодня социальная политика – это и теоретические доктрины, разрабатываемые специалистами в области социальных наук в разных странах мира, и конкретные направления и концепции внутренней политической и экономической деятельности в отдельных странах. Это обусловливает сложность разработки общего определения социальной политики. Прежде, чем государство начнет решать те или иные проблемы в социальной сфере, должны быть определены общие задачи и перспективы развития государства. Должна быть выбрана либо создана вновь одна из моделей социальной политики (государство всеобщего благосостояния, социального рыночного хозяйства, патерналистского тоталитарного государства и т.п.). Это и многое другое определяет стратегические приоритеты в реализации государственной политики в целом и частных направлений социальной политики.  
 
В содержательном отношении социальную политику целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная политика: 
 
- является одним из направлений государственной политики; 
 
- определяется характером государственного устройства и целями, которые преследует государство; 
- формируется, исходя из социальной структуры общества; 
 
- представляет собой государственную концепцию социального развития страны; 
 
- неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее; 
 
- состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом. 
 
Социальная политика в узком смысле подразумевает перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем. 
 
Указанные обстоятельства привели к тому, что в зарубежной и отечественной науке накопился достаточно большой объем определений социальной политики, значительно отличающихся друг от друга методологическими подходами. В качестве одного из определений можно принять следующее.

Социальная  политика – это деятельность государственных и общественных институтов по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей, направленная на достижение социальных целей, связанных с повышением благосостояния и качества жизни населения, развитием человеческого потенциала, развитием социального партнерства и недопущением социальных конфликтов.

 

 

 

Функции социальной политики : 
 
Обеспечение социальной безопасности, которая включает различные направления:

а) национальные интересы в  системе глобальной и региональной безопасности;

б) общественная безопасность (социально-экономическая, социально-культурная, экологическая, информационно-технологическая  и др.);

в) личная безопасность в  существующей общественно-политической обстановке и экономических условиях;

 г) безопасность в  чрезвычайных ситуациях и экстремальных  условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и  показатели эффективности социальной политики 
 
Социальная эффективность – это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов. Вся система показателей социального развития может быть разбита на восемь разделов. 
1. Социально-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, миграция, численность семей и т.п.) 
 
2. Социально-трудовые (состояние трудовых ресурсов, динамика занятости и безработицы, условия и оценка труда и т.п.) 
 
3. Уровень и качество жизни населения (динамика реальных денежных доходов, потребления товаров, денежных сбережений, социальных пособий и т.п.). 
 
4. Жилищное обеспечение населения (характеристика жилищного фонда по метражу, благоустройству, принадлежности и потребности в улучшении). 
 
5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, характеристика причин смертности, инвалидности, медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения). 
 
6. Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, характеристика инфраструктуры и кадрового потенциала). 
 
7. Экономическая и социальная безопасность (затраты на обеспечение экологической безопасности и борьбу с преступностью, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности). 
 
8. Социально-психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, ущемленность, тревожность, конфликтность). 
 
Основными социальными индикаторами являются величина прожиточного минимума, доля населения, находящегося за порогом бедности, величина поляризации доходов, доля получающих профессиональное образование, перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению, доля безработных, средняя продолжительность жизни, детская смертность, рождаемость и др.

 
Специалистами ООН разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он является интегральным показателем не только уровня жизни, но и экономики в целом. ИРЧП рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие аспекты жизни общества: 
1. Физическое состояние людей, их долголетие (показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни). 
 
2. Духовное и интеллектуальное развитие людей (показатель – уровень образования, то есть доля грамотных людей и удельный вес обучающейся молодежи). 
 
3. Материальная обеспеченность людей, то есть реальные доходы на душу населения (показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе). 
 
В настоящее время ИРЧП исчисляется и измеряется практически для всех стран мира. В 2006 г. Беларусь занимала 67, Россия – 65 место, в 2007 г. – Беларусь – 64, Россия – 67. 
 
В качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социальной политики, распределении направляемых в социальную сферу ресурсов используются государственные минимальные социальные стандарты. Это законодательно установленный на определенный период уровень социальных гарантий, выраженный через социальные нормативы и отражающие важнейшие потребности человека. Они регламентируют приоритетные направления СП. 
 
Важнейшими государственными социальными стандартами являются: 
1. В сфере доходов населения – прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам. 
 
2. В сфере оплаты труда – минимальный размер оплаты труда. 
 
3. В области пенсионного обеспечения – минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий. 
 
4. В области социальной защиты – государственные пособия граждан по безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих. 
 
5. В области образования – бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений. 
 
6. В здравоохранении – услуги медицинской помощи, а также услуги санитарного и профилактического характера, в государственных лечебно-профилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом. 
 
7. В сфере культуры – перечень бесплатных и общедоступных услуг учреждений культуры и нормы обеспеченности ими населения. 
 
8. В сфере жилищно-коммунального хозяйства набор и нормы услуг ЖКХ с использованием средств бюджетов всех уровней, социальная норма площади жилья и т.п. 
 
Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его деятельности. 
 
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, он должен обеспечивать условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей на минимально допустимом уровне. 
Уровень жизни – это показатель, характеризующий благосостояние людей, социальных групп и всего населения страны или региона. Он определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом, количеством социальных услуг, получаемых бесплатно, объемом и структурой расходов. 
Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения. Среди объективных факторов – экономическое, экологическое, географическое, политическое положение, уровень занятости, образования, социального обеспечения. Субъективные факторы – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями.

Информация о работе Критерии и показатели эффективности социальной политики