Кризисные периоды института семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В ходе данной работы были рассмотрены позиции различных авторов о функциях и видах семейного кризиса. Каждая семья на протяжении своего жизненного цикла проходит ряд различных кризисов. Общую периодизацию кризисов в семье можно определить исходя из анализа позиций авторов занимающихся данной проблемой: она включает 1.зачатие или рождение ребенка. 2.Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи. 3. включение детей во внешние социальные структуры. 4. принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5. семья, в которой выросший ребенок покидает дом. 6. супруги вновь остаются вдвоем. Большинство авторов в свою периодизацию кризисов включают в основном эти кризисы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как социальный институт
1.1 Семья как социальный институт…………………………………………...
1.2. Основные функции семьи………………………………………………...
Глава 2.Семейные кризисы как объект социального исследования
2.1. Понятие семейных кризисов с точки зрения различных исследователей
2.2.Виды семейных кризисов…………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс. Колпакова А..docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Факультет социологии

Кафедра общей  социологии

 

 

Кризисные периоды  института семьи

 (курсовая работа)

 

Выполнила студентка 2 курс, группа  1003

Колпакова  Анастасия  Викторовна

Подпись _________                                                                      

Научный руководитель   доцент

 Меженин Ян Эдуардович

Подпись __________

Оценка ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                           Барнаул 2012

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1.  Семья как социальный институт

1.1 Семья как социальный институт…………………………………………...

1.2. Основные функции семьи………………………………………………...

Глава 2.Семейные кризисы как объект социального исследования

2.1. Понятие семейных кризисов с точки зрения различных исследователей

2.2.Виды семейных кризисов…………………………………………………... 

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной  литературы………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

В наше время  семья представляет собой   сложное  социальное явление, в котором переплетаются  многообразные формы социальных отношений и процессов.

Семья выполняет  функции эмоционального и духовного  общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и многие другие функции.

В социологии семьёй называют социальные объединения, члены которого связаны общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.    Социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии - Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.

Психолог  Н.И. Олифирович определяет семью как  систему, обладающую определенной структурой и свойствами. [10]

По определению  В.В.Столина, семья - это «открытая  система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна  учитывать в своем строении всю  совокупность различных влияний  и добиваться некоторого внутреннего  равновесия»[16]

 

 

Семья - это, прежде всего отношения между  её лицами. Мы зачастую не понимаем, что  создать семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий штамп в паспорт. Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.

Если говорить языком социолога или демографа «Семья это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».[11]

На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно  встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.

Согласно  исследованиям социологов и семейных консультантов, каждая семья проходит несколько этапов развития, и переход  с одного на другой, как правило, сопровождается кризисом. Принято считать, что к осложнениям в семейной жизни, прежде всего, приводят бытовые трудности. Но, кроме быта, существует масса причин, способных спровоцировать кризис в семье, на любом этапе ее существования.

 Психолог  Н.И  Олифирович  дает определение  семейному кризису

- состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.[10]

В этой работе мы будем рассматривать виды и функции семейных кризисов,  так же методологию с точки зрения различных исследователей, и семейные кризисы как молодой,   так и взрослой жизни. 

Проблемы  семейных кризисов весьма актуальна  в наше время. . Но еще более актуальна проблема кризиса современной  семьи.

Проявлениями кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей - 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также  резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г. в 1 квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. -- 246,1 тыс. браков. Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%.

 

Цель работы состоит в рассмотрении основных кризисов супружеских взаимоотношений.

 

 

Задачи: Дать определение понятию « семейный кризис»; Выделить и рассмотреть виды семейных кризисов. Дать понятие социального института.

Разобрать семью  как социальный институт.

 

 

Объект работы: семья как социальный институт.

Предмет работы: кризисные периоды института семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Семья как социальный институт.

 

    1. Семья как социальный институт.

Специфика социологического изучения семьи заключается в  том, что семья рассматривается  как особый социальный институт, выполняющий  одну из самых важных функций общества- воспроизводство его членов осуществление  их первичной социализации. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительство - родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [1]

Социальный  институт семьи, будучи включенным в  нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный  комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

К тому же, через  семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической  наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим  звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами  жизнедеятельности людей.

       Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях.

 

Одним из первых развернутое определение социального  института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного  отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал  форму некоторой совокупности социальных ролей.  Институты  он классифицировал  по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), которые образуют институциональный порядок.

Дж. Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

В социологической  отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры  общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Согласно  С.С.Фролову социальный институт –  это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,  удовлетворяющие основным потребностям общества.[17]

По мнению М.С.Комарова, социальные институты  представляют собой ценностно - нормативные  комплексы, посредством которых  направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах –  экономике,  политике, культуре, семье  и др.[6]

Если суммировать  все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

- ролевую  систему, в которую включаются  также нормы и статусы;

- совокупность  обычаев, традиций и правил  поведения;

- формальную  и неформальную организацию;

- совокупность  норм и учреждений, регулирующих  определенную сферу  общественных отношений;

- обособленный  комплекс социальных действий.[8]

Мы видим, что термин «социальный институт» может иметь разные определения.

 «Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.[11]

Социальные  институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением  духовных ценностей и т. д. Благодаря  их наличию обеспечивается воспроизводство  населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и  многое другое. Социальные институты  функционируют лишь при наличии  соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.

Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор  установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система  санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения; культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен. Важнейшими социальными институтами  являются:

а) экономические (собственность, деньги, банки);

б) политические (государство, партии, союзы);

в) социокультурные  и воспитательные (наука, образование) и другие.

  Социальные  институты выполняют разнообразные   функции, важнейшими из которых  являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая,  функция закрепления  и воспроизводства  общественных отношений и многие  другие.

 

    Социальные  институты образуются на основе  социальных связей, взаимодействий  и отношений  конкретных индивидов,  социальных групп, слоев и иных  общностей. Они носят  индивидуальный  характер, обладают собственным   системным качеством. Следовательно,  социальный институт представляет  собой  самостоятельное общественное  образование, которое имеет свою  логику развития. С этой точки  зрения социальные институты   могут быть охарактеризованы  как  организованные системы,  характеризующиеся  устойчивостью  структуры, интегрированностью их  элементов, определенной изменчивостью   их функций.

 

    Итак, имея специфические  особенности   и отличаясь друг от друга,  социальные институты вместе  с тем функционируют  в тесной  связи друг с другом и   дополняют друг друга.

Классическим  примером простого социального института  является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке  и кровном родстве объединение  людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.[2] 

 Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.[2]

Информация о работе Кризисные периоды института семьи