Кризисные периоды института семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В ходе данной работы были рассмотрены позиции различных авторов о функциях и видах семейного кризиса. Каждая семья на протяжении своего жизненного цикла проходит ряд различных кризисов. Общую периодизацию кризисов в семье можно определить исходя из анализа позиций авторов занимающихся данной проблемой: она включает 1.зачатие или рождение ребенка. 2.Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи. 3. включение детей во внешние социальные структуры. 4. принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5. семья, в которой выросший ребенок покидает дом. 6. супруги вновь остаются вдвоем. Большинство авторов в свою периодизацию кризисов включают в основном эти кризисы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как социальный институт
1.1 Семья как социальный институт…………………………………………...
1.2. Основные функции семьи………………………………………………...
Глава 2.Семейные кризисы как объект социального исследования
2.1. Понятие семейных кризисов с точки зрения различных исследователей
2.2.Виды семейных кризисов…………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс. Колпакова А..docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)

-понижение  психологического статуса партнера:

-исчезновение  романтических настроений, активное  неприятие контраста партнера  в предбрачном периоде и в  браке;

- рост числа  ситуаций, в которых проявляются разные взгляды супругов , нет согласия;

-частые проявления  отрицательных эмоций супругами.

Второй кризис наступает в период от 12 до 16 лет  совместной жизни супругов. Его причины:

-психологическая усталость друг от друга;

-стремление  к новизне в отношениях и  в образе жизни (не обязательно в сексуальных отношений), особенно это проявляется, если есть относительная свобода и самостоятельность супругов.

 Третий  кризис происходит после 20-25 лет  совместной жизни. В основе  этого кризисного периода тоже  лежат психологические причины:

-приближение  периода пожилого возраста, климакса, появление соматических заболеваний;

-чувство  одиночества в связи с уходом  детей;

-усиливающаяся  эмоциональная зависимость жены, ее переживания по поводу быстрого  старения.[5]    

Олифирович  Н.И. выделяет шесть кризисов семьи.

Первый кризис - принятие на себя супружеских обязательств.

Второй кризис – освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления  нового члена семьи.

Третий кризис - включение детей во внешние социальные структуры.

Четвертый кризис – принятие факта вступления ребенка  в подростковый период.

Пятый кризис – семья, в которой выросший ребенок  покидает дом.

Шестой кризис – супруги вновь остаются вдвоем.[10]

Американский  психолог Сатир В. выделяет десять критических точек в развитии семьи.

 Первый  кризис – зачатие, беременность  и рождение ребенка.

 Второй  кризис – начало освоения ребенком  человеческой речи.

 Третий  кризис – ребенок налаживает  отношения с внешней средой (идет  в детский сад или в школу).

 Четвертый  кризис – ребенок вступает  в подростковый возраст.

 Пятый  кризис – ребенок становится  взрослым и покидает дом.

 Шестой  кризис – молодые люди женятся,  и в семью входят невестки  и зятья.

 Седьмой  кризис – наступление климакса  в жизни женщины.

 Восьмой  кризис – уменьшение сексуальной  активности мужчин.

 Девятый  кризис – родители становятся  бабушками и дедушками.

 Десятый  кризис – умирает один из  супругов

Т.е. семья  проходит десять основных кризисных  этапов, которые сопровождаются повышенной тревожностью, требуют перераспределения  душевных и физических сил. В основе таких нормативных кризисов, фиксируемых  на микросемейном уровне, обычно лежит  индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий  к дестабилизации системы.[15]

Психолог  Эйдемиллер Э. Г. считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м  и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает  в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение  эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных  взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м  и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных  с отделением от семьи детей.[19]  

Плзак  (Plzak, 1973) описал два критических периода в развитии супружеских отношений

   Первый  критический период наступает между 3-м 7-м годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

    Второй  кризисный период наступает примерно  между 17-м и 25-м годом совместной  жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его  возникновение часто совпадает  с приближением периода инволюции,  с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных  соматических жалоб, чувства одиночества,  связанного с уходом детей,  с усиливающейся эмоциональной  зависимостью жены, ее переживаниями  по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных  измен мужа.[13]

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1. Первичный  рост напряжения, стимулирующий  привычные способы решения проблем.

2. Дальнейший  рост напряжения в условиях, когда  эти способы оказываются безрезультатными.

3. Еще большее  увеличение напряжения, требующее  мобилизации внешних и внутренних  источников.

4. Повышение  тревоги, возникновение депрессии,  чувств беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности - в случае, если все действия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными.[7]

 

Р.Хилл выделил  три группы факторов, приводящих к  возникновению семейных кризисов 

1. Внешние  затруднения (отсутствие собственного  жилья, работы и др.).

2. Неожиданные  события, стрессы (семья или  один из ее членов становится  жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной  или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя  неспособность семьи адекватно  оценить и пережить какое-либо  семейное событие, рассматриваемое  ею в качестве угрожающего,  конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.)[18] 

    Согласно  взглядам Н. В. Самоукиной, первый  кризисный период (5-7 лет) связан  с изменением образа партнера, а именно — с понижением  его психологического статуса.  Второй кризисный период (13-18 лет)  вызван психологической усталостью  друг от друга, тяготением к  новизне в отношениях и образе  жизни. Этот период особенно  остро переживают мужчины. Менее  болезненно он проходит в тех  семьях, где обоюдно признаются  условия для относительной свободы  и самостоятельности супругов, а  также там, где оба партнера  начинают искать способы обновления  своих отношений.[14]

Таким образом, разные авторы выделяют различные виды критических точек в развитии семьи. Все авторы выделяют, разное количество кризисов Сатир В. Выделил 10 кризисов, Плзак выделил 2 критических точки, Р. Хилл 3 , и все они не похожи друг на друга.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

В ходе данной работы были рассмотрены позиции различных авторов о функциях и видах семейного кризиса. Каждая семья на протяжении своего жизненного цикла проходит ряд различных кризисов. Общую периодизацию кризисов в семье можно определить исходя из анализа позиций авторов занимающихся данной проблемой: она включает 1.зачатие или рождение ребенка. 2.Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи. 3.  включение детей во внешние социальные структуры. 4.  принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

5. семья,  в которой выросший ребенок  покидает дом. 6. супруги вновь  остаются вдвоем. Большинство авторов в свою периодизацию кризисов включают в основном эти кризисы.

В ходе работы были решены поставленные задачи:

Было дано определение понятию «семейный  кризис»; Выделены и рассмотрены виды семейных кризисов. Дано понятие социального института.

 Семья была разобрана  как социальный институт.

   Таким образом, семья - это социальный институт, который удовлетворяет индивидуальные потребности членов семьи, осуществляет их первичную социализацию, выступает посредником во взаимосвязи личности и общества.

  Семья выполняет ряд функций (перечислим основные): репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, функция социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Литература

1.Антонов  А.И. Микросоциология семьи / –  М.: ИНФРА-М, 2009. – 368с.

2.Антонов  А.И., Медков В.М.. Социология семьи.  М., МГУ, 1996. С.32

3.Антонов  А.И. Семья: функции, структуры,  теории семейных изменений//Основы  социологии. Изд. 2.М., 1994.

4. Доронина И.В. Психология и педагогика: УМК. -  Новосибирск., 2000.-156 с.

5. Зритнева  Е.И. Социология семьи: учеб. пособие  для студентов вузов, обучающихся  по специальности 020300 «Социология», Москва, ВЛАДОС, 2006

6.Комаров  М.С. О понятии социального  института. // Введение в социологию. М., 1994.

7.  Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

8. Кравченко А. И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 г. 2, с. 184-186

9.  Лысова  А.В. Психология семьи. Часть  2 . –– Владивосток: Издательство  Дальневосточного университета, 2003

10. Олифирович  Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Валента Т. Ф. Психология семейных кризисов. – СБЧ.:  Речь,2007.-360 с.

11.Основы  социологии: Учебное пособие / Под  общ. ред. проф. М. В. Прокопова. - М.: Издательство РДЛ , 2001. - с.128.

12. Овчарова  Р.В. Семейная академия: вопросы  и ответы. – М.: Просвещение: Учебная  литература, 1996. – 226 с.

13.  Plzak, 1973; цит. по: Кратохвил С, 1991.

14. Самоукина Н.В. Спектр позиций психолога в процессе психологического консультирования //  Магистр, 1995, №6, с.76-83

15. Сатир  В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2000. – 283 с.

 

16.Столин  В.В., Бодалев А.А. Семья в психологическом  консультировании. – М.: Знание, 1991.

17. . Фролов, С. С. Социология: Учебник / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003. – 344 с.

18.  Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 356 с.

19. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В.       Семейная   психотерапия.— Л.:   Медицина,    1989 — 192 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кризисные периоды института семьи