Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа
В ходе данной работы были рассмотрены позиции различных авторов о функциях и видах семейного кризиса. Каждая семья на протяжении своего жизненного цикла проходит ряд различных кризисов. Общую периодизацию кризисов в семье можно определить исходя из анализа позиций авторов занимающихся данной проблемой: она включает 1.зачатие или рождение ребенка. 2.Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи. 3. включение детей во внешние социальные структуры. 4. принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5. семья, в которой выросший ребенок покидает дом. 6. супруги вновь остаются вдвоем. Большинство авторов в свою периодизацию кризисов включают в основном эти кризисы.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как социальный институт
1.1 Семья как социальный институт…………………………………………...
1.2. Основные функции семьи………………………………………………...
Глава 2.Семейные кризисы как объект социального исследования
2.1. Понятие семейных кризисов с точки зрения различных исследователей
2.2.Виды семейных кризисов…………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….
-понижение
психологического статуса
-исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста партнера в предбрачном периоде и в браке;
- рост числа ситуаций, в которых проявляются разные взгляды супругов , нет согласия;
-частые проявления
отрицательных эмоций
Второй кризис наступает в период от 12 до 16 лет совместной жизни супругов. Его причины:
-психологическая усталость друг от друга;
-стремление к новизне в отношениях и в образе жизни (не обязательно в сексуальных отношений), особенно это проявляется, если есть относительная свобода и самостоятельность супругов.
Третий кризис происходит после 20-25 лет совместной жизни. В основе этого кризисного периода тоже лежат психологические причины:
-приближение
периода пожилого возраста, климакса,
появление соматических
-чувство одиночества в связи с уходом детей;
-усиливающаяся
эмоциональная зависимость
Олифирович Н.И. выделяет шесть кризисов семьи.
Первый кризис - принятие на себя супружеских обязательств.
Второй кризис – освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи.
Третий кризис - включение детей во внешние социальные структуры.
Четвертый кризис – принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
Пятый кризис – семья, в которой выросший ребенок покидает дом.
Шестой кризис – супруги вновь остаются вдвоем.[10]
Американский психолог Сатир В. выделяет десять критических точек в развитии семьи.
Первый
кризис – зачатие,
Второй
кризис – начало освоения
Третий кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой
кризис – молодые люди женятся,
Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой
кризис – уменьшение
Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками.
Десятый кризис – умирает один из супругов
Т.е. семья проходит десять основных кризисных этапов, которые сопровождаются повышенной тревожностью, требуют перераспределения душевных и физических сил. В основе таких нормативных кризисов, фиксируемых на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.[15]
Психолог Эйдемиллер Э. Г. считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.
А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.
Критический
момент наибольшей остроты достигает
в периоде между 4-м и 6-м годами.
Ведущую роль приобретают изменение
эмоциональных взаимоотношений, нарастание
числа конфликтных ситуаций, рост
напряжения (как проявления трудностей
в перестройке эмоциональных
взаимоотношений между
Б). Между 17-м и 25-м годами.
Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.[19]
Плзак (Plzak, 1973) описал два критических периода в развитии супружеских отношений
Первый критический период наступает между 3-м 7-м годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.
Второй
кризисный период наступает
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:
1. Первичный
рост напряжения, стимулирующий
привычные способы решения
2. Дальнейший
рост напряжения в условиях, когда
эти способы оказываются
3. Еще большее
увеличение напряжения, требующее
мобилизации внешних и
4. Повышение
тревоги, возникновение
Р.Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов
1. Внешние
затруднения (отсутствие
2. Неожиданные
события, стрессы (семья или
один из ее членов становится
жертвой террористического
3. Внутренняя
неспособность семьи адекватно
оценить и пережить какое-либо
семейное событие,
Согласно
взглядам Н. В. Самоукиной, первый
кризисный период (5-7 лет) связан
с изменением образа партнера,
а именно — с понижением
его психологического статуса.
Второй кризисный период (13-18 лет)
вызван психологической
Таким образом, разные авторы выделяют различные виды критических точек в развитии семьи. Все авторы выделяют, разное количество кризисов Сатир В. Выделил 10 кризисов, Плзак выделил 2 критических точки, Р. Хилл 3 , и все они не похожи друг на друга.[9]
В ходе данной работы были рассмотрены позиции различных авторов о функциях и видах семейного кризиса. Каждая семья на протяжении своего жизненного цикла проходит ряд различных кризисов. Общую периодизацию кризисов в семье можно определить исходя из анализа позиций авторов занимающихся данной проблемой: она включает 1.зачатие или рождение ребенка. 2.Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи. 3. включение детей во внешние социальные структуры. 4. принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5. семья, в которой выросший ребенок покидает дом. 6. супруги вновь остаются вдвоем. Большинство авторов в свою периодизацию кризисов включают в основном эти кризисы.
В ходе работы были решены поставленные задачи:
Было дано определение понятию «семейный кризис»; Выделены и рассмотрены виды семейных кризисов. Дано понятие социального института.
Семья была разобрана как социальный институт.
Таким образом, семья - это социальный институт, который удовлетворяет индивидуальные потребности членов семьи, осуществляет их первичную социализацию, выступает посредником во взаимосвязи личности и общества.
Семья выполняет ряд функций (перечислим основные): репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, функция социализации личности.
1.Антонов А.И. Микросоциология семьи / – М.: ИНФРА-М, 2009. – 368с.
2.Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи. М., МГУ, 1996. С.32
3.Антонов
А.И. Семья: функции,
4. Доронина И.В. Психология и педагогика: УМК. - Новосибирск., 2000.-156 с.
5. Зритнева
Е.И. Социология семьи: учеб. пособие
для студентов вузов,
6.Комаров М.С. О понятии социального института. // Введение в социологию. М., 1994.
7. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
8. Кравченко А. И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 г. 2, с. 184-186
9. Лысова А.В. Психология семьи. Часть 2 . –– Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003
10. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Валента Т. Ф. Психология семейных кризисов. – СБЧ.: Речь,2007.-360 с.
11.Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. - М.: Издательство РДЛ , 2001. - с.128.
12. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 226 с.
13. Plzak, 1973; цит. по: Кратохвил С, 1991.
14. Самоукина Н.В. Спектр позиций психолога в процессе психологического консультирования // Магистр, 1995, №6, с.76-83
15. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2000. – 283 с.
16.Столин
В.В., Бодалев А.А. Семья в
17. . Фролов, С. С. Социология: Учебник / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003. – 344 с.
18. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 356 с.
19. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.— Л.: Медицина, 1989 — 192 с.