Культура и ее влияние на общественное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?
В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются
критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Соотношение природного и социального в человеке……………….5
Роль природных факторов в формировании социальной жизни…..8
Социальная жизнь………………………………………………………12
Культура и ее влияние на общественное развитие…………………..16
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

готовая социология..docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Соотношение природного и социального в человеке……………….5
  3. Роль природных факторов в формировании социальной жизни…..8
  4. Социальная жизнь………………………………………………………12
  5. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………..16
  6. Заключение………………………………………………………………18
  7. Список литературы……………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       Человек  –   существо  социальное.  Но  в,  то,  же   время   и   высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

       Как  и   всякий  биологический  вид,  Homo sapiens   характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из  этих  признаков  у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.  На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например,  нормальная  продолжительность  жизни  человека  в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того,  что  он  не  страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться  пагубному внешнему воздействию,  такому  как  инфекционные  заболевания,  дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида,  которая,  однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

       Подобно  другим  биологическим  видам,   человек   имеет   устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о  человеке,  понятием «расы». Расовая дифференциация людей  связана  адаптацией  различных  групп людей, населяющих различные регионы планеты, и  выражается  в  формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы  относится к единому виду Homo sapiens и обладает  свойственными всем людям биологическими параметрами.

       Каждый человек  по своей природе  индивидуален  и  неповторим,  каждый имеет  свой  собственный  набор  генов,  наследуемых   им   от   родителей. Уникальность человека усиливается  и  в  результате  влияния  социальных  и биологических факторов в процессе развития,  ибо  каждый  индивид  обладает уникальным жизненным опытом.  Следовательно,  род  человеческий  бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

       Индивидуализация  – общебиологическая  закономерность.  Индивидуально-природные  различия  у   человека   дополняются   различиями   социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией  социальных функций,  а  на  определенном  этапе  общественного  развития  –  также   и различиями индивидуально-личностными.

       Человек включен  сразу в два мира: мир природы   и  мир  общества,  что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

       Аристотель называл  человека политическим животным,  признавая  в  нем сочетание  двух   начал:   биологического   (животного)   и   политического (социального). Первая проблема заключается в том,  какое из  этих  начал является доминирующим, определяющим в  формировании  способностей,  чувств, поведения, действий человека и  каким  образом  осуществляется  взаимосвязь биологического и социального в человеке.

       Суть другой  проблемы заключается в следующем:  признавая,  что  каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы,  тем  не  менее,  постоянно группируем людей по  различным  признакам,  одни  из  которых  определяются биологически,  другие  –   социально,   а   некоторые   –   взаимодействием биологического и социального. Возникает  вопрос,  какое  значение  в  жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и  группами людей?

       В  ходе  дискуссий  вокруг  этих  проблем   выдвигаются,  подвергаются

критике и переосмысливаются теоретические  концепции,  вырабатываются  новые линии    практического    действия,    способствующие     совершенствованию взаимоотношений между людьми.

       Марксистско-ленинская   философия   показывает   значение   социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют  качественно разные роли  в  определении  человеческой  сущности  и  природы.  Она   раскрывает доминирующее  значение  социального,  не  игнорируя  биологическую  природу человека.

      Среди великого  разнообразия мира живых существ,  обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

     

 

 

 

 

 

Соотношение природного и социального в человеке.

 

Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет  употреблять  выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и,  к сожалению, довольно неопределенном смысле.  Существует  целый  ряд  различных  проблем, подводимых  под  эту   рубрику.   Поэтому   уточнение   аспектов   отношения биологического и социального — насущная  методологическая  и  науковедческая задача. Ее решение  осложняется  отсутствием  достаточно  строгих  оснований классификации, качественным  многообразием  того,  что  принято  относить  к биологическим или  социальным  элементам  действительности,  многосложностью связей этих элементов.

  В  соответствии  с   характеристикой  К.  Маркса  сущности  человека   как совокупности общественных  отношений,  он  предстает  существом  социальным. Вместе с тем человек — часть природы. С этой точки зрения  люди  принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens,  а,  следовательно, человек оказывается существом биологическим.

  Как и всякий биологический  вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых  признаков.  Каждый  из  этих  признаков  у  различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах,  что  само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить  наиболее  вероятные, широко распространенные значения каждого видового  признака.  На  проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные  процессы.  К примеру, средняя «нормальная» продолжительность жизни  человека,  по  данным современной   науки,   составляет   80—90   лет,   если   он   не   страдает наследственными заболеваниями и не станет жертвой  внешних  по  отношению  к его организму причин смерти, таких, как инфекционные  болезни  или  болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи  и  т. п. Такова биологическая константа  вида,  которая,  однако,  изменяется  под воздействием социальных закономерностей. В результате  реальная  (в отличие от «нормальной») средняя продолжительность жизни  возросла  с  20—22  лет  в древности до примерно 30 лет в XVIII  веке,  56  лет  в  Западной  Европе  к началу XX века и 75—77 лет — в наиболее развитых странах на исходе XX века.

  Подобно другим биологическим  видам, вид  Homo  sapiens  имеет   устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о  человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана  с  тем,  что группы, населяющие различные районы  планеты,  адаптировались  к  конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в  появлении  специфических анатомических, физиологических и биологических  признаков.  Но,  относясь  к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы  обладает такими  свойственными  этому  виду   биологическими   параметрами,   которые позволяют ему с  успехом  участвовать  в  любой  из  сфер  жизнедеятельности человеческого общества.

  Биологически каждый из когда-либо  живших или  живущих  ныне  человеческих индивидов является уникальным, единственным,  ибо  неповторим  набор  генов, получаемых им от  родителей  (исключение  составляют  однояйцовые  близнецы, наследующие  идентичный   генотип).   Эта   неповторимость   усиливается   в результате взаимодействия социальных и  биологических  факторов  в  процессе индивидуального развития человека, ибо каждый  индивид  обладает  уникальным жизненным опытом (даже однояйцовые близнецы по мере взросления становятся  в чем-то отличными друг от друга).

  Уникальность  каждого  человека   —   факт   первостепенной   философско-мировоззренческой  важности.  Признание   бесконечного   многообразия   рода человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей  и дарований, которыми могут  обладать  люди,  есть  один  из  основополагающих принципов гуманизма.

  Биологическая  и  социальная  формы  движения  материи   «соседствуют»   в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи  на  базе ее биологической формы  возникает  качественно  новое  явление  —  общество. Поэтому  взаимодействие  закономерностей   этих   уровней   действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из  них  в различных  сферах  социального.  Вследствие  этого   образуется   богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок,  которые подкрепляются  и   закрепляются   классовым   интересом   и   включаются   в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из этих  ошибок  связана с таким сведением (редуцированием)  социального  к  биологическому,  которое ведет к подмене первого вторым. Она-то часто и лежит в основе  свойственного буржуазной  философии  неисторического  подхода  к  человеку  и   социальной действительности в целом.

  Поясним это на  конкретном  примере.  Сегодня  всякий,  кто  выступает  с тезисом о биологическом превосходстве одной расы над  другой,  будет  оценен общественным мнением, по меньшей  мере,  как  реакционер,  а  категорическое неприятие этого тезиса мы считаем естественным для  каждого  здравомыслящего человека.  А  между  тем  такой  взгляд  на   вещи   является   историческим завоеванием человечества, и притом завоеванием сравнительно недавним. Еще  в прошлом веке и даже в  начале  нынешнего было  распространено  убеждение в превосходстве «белой расы» над всеми другими, и  идеи,  которые  сегодня  мы оцениваем как расистские, в тех или  иных  формах  высказывались  отнюдь  не отъявленными реакционерами, а людьми  вполне  прогрессивных  взглядов.  Так, немецкий биолог Э. Геккель, ревностный пропагандист  учения  Ч.  Дарвина,  в 1904  году  писал:  «Хотя значительные  различия  в умственной   жизни   и культурном положении между высшими и низшими расами людей, в  общем,  хорошо известны,  тем  не  менее,  их  относительная  жизненная   ценность   обычно понимается  неправильно.  То,   что   поднимает   людей   так   высоко   над животными...— это культура и более высокое развитие разума,  делающее  людей способными к культуре. По большей  части,  однако,  это  свойственно  только высшим расам людей, а у низших  рас  способности  развиты  слабо  или  вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость  должна оцениваться  совершенно  по-разному».  Заметим,  что  подобные  воззрения  у многих вполне мирно могли уживаться с чувствами  сострадания  и  жалости  по отношению к людям «низших», то есть обделенных самой природой  рас,  даже  с интересом к их экзотическим нравам и обычаям. Но и  в  этом  случае  то  был взгляд  со  стороны  своего  «высшего»  на  чужое  «низшее». 

 

 

 

 

 

 

 

Роль природных  факторов в формировании социальной жизни.

 

Изучение человеческих обществ  начинается с изучения основных условий, которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.

При анализе основ социальной жизни  следует подвергнуть анализу  особенности биологии человека как  социального субъекта, создающих  биологические возможности человеческого  труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими  поколениями. К ним можно отнести  такую анатомическую особенность  человека, как прямая походка. Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и использовать руки в процессе труда.

Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как  рука с противопоставленным большим  пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида.

Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства  духовной и материальной культуры и  ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижнетеменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.

К специфическим биологическим  свойствам человека относится длительная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и полового созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует в негенетической передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.

Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт". Оно не потеряло своего значения и в наше время, несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "машинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования, культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.

Информация о работе Культура и ее влияние на общественное развитие