Культура и ее влияние на общественное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?
В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются
критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Соотношение природного и социального в человеке……………….5
Роль природных факторов в формировании социальной жизни…..8
Социальная жизнь………………………………………………………12
Культура и ее влияние на общественное развитие…………………..16
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

готовая социология..docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

При утверждении огромного значения биологической основы деятельности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые различия в  особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители  антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие  расы, и низшие, призванные служить  первым. Они утверждали, что общественное положение людей соответствует  их биологическим качествам и  что оно есть результат естественного  отбора среди биологически неравноценных  людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследованиями. У  людей разных рас, воспитанных в  одинаковых культурных условиях, развиваются  одинаковые взгляды, стремления, способы  мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

Проанализируем различные аспекты  влияния географической среды на жизнедеятельность человека как  субъекта социальной жизни. Следует  отметить, что есть определенный минимум  природно-географических условий, который  необходим для успешного развития человека. За рамками этого минимума социальная жизнь не возможна или  носит определенный характер, как бы замерев на некотором этапе своего развития.

Характер занятий, тип хозяйственной  деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все  это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в степи или в субтропиках). Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни. Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в  сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы развития экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие  гор, пустынь, рек может стать  естественной оборонительной системой для того или иного народа.

На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический  отпечаток на его культуру, как  в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовно-эстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.

Таким образом, географические факторы  сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут  воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана).

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между географической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная жизнь.

 

В социологии сложилось два основных подхода  к  анализу  общества  как

особой  категории.

      Сторонники  первого   подхода  ("социальный  атомизм")  полагают,   что общество - это  совокупность  отдельных  индивидов  и  взаимодействие  между ними.

      Г. Зиммель полагал,  что "взаимодействие  частей"  -  это  то,  что  мы называем  обществом.  П.Сорокин  пришел  к   выводу,   что   "общество   или

коллективное  единство   как   совокупность   взаимодействующих   индивидов, существует.

      Представители другого   направления  в  социологии  ("универсализм")  противовес  попыткам суммирования отдельных   людей,  полагают,  что  общество есть некая объективная реальность, которая  не  исчерпывается  совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о  том,  что общество  -  не  простая  сумма  индивидов,  но  система,  образованная   их ассоциацией  и   представляющая   собой   реальность,   наделенную   особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал,  что  "человеческое  общество  не  есть простая механическая совокупность отдельных лиц:  оно  есть  самостоятельное целое, имеет свою собственную жизнь и организацию".

      Вторая точка зрения  преобладает в социологии. Общество  не мыслимо  без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а  в  процессе взаимодействия  с  другими  людьми,  объединенными  в  различные  социальные общности. В процессе этого взаимодействия   люди  оказывают  систематическое воздействие  на других  индивидов,  формируют  новое  целостное  образование - общество.

      В   социальной   деятельности    личности    проявляются    устойчиво-повторяющиеся,  типические черты,  которые формирует   у  нее   общество  как целостность, как система.

      Система - это определенным  образом упорядоченное множество   элементов, взаимосвязанных между  собой  и  образующих  некоторое  целостное  единство, которое не  сводимо  к  сумме  своих  элементов.  Общество,  как  социальная система,  это   способ   организации   социальных   связей   и   социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.

      Общество в целом   является  самой  большой   системой.  Его  важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная,  духовная.  В обществе   выделяются   и   такие   подсистемы   как   классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные  группы,   семья  и  др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других  подсистем. Они могут  взаимно  перегруппировываться,  одни  и   те  же  индивиды  могут быть  элементами  различных  систем.  Индивид  не   может   не   подчиняться требованиям той системы, в которую он включен.  Он в той  или  иной  степени принимает ее  нормы  и  ценности.  Вместе   с  тем   в  обществе  существуют одновременно различные формы  социальной  деятельности  и  поведения,  между которыми возможен выбор.

      Для того чтобы  общество  функционировало  как   единое  целое,  каждая подсистема  должна  выполнять  конкретные,  строго   определенные   функции. Функции  подсистем  означают  удовлетворение,  каких  -   либо   общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости       общества.  Нарушать   стабильность   общества   может   дисфункция   (разрушающая функция) подсистемы. 

      В социологии сложилась  определенная типология обществ.  Исследователями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным   укладом,   с малоподвижными   структурами   и основанном   на   традиции   способом регулирования  отношений  между людьми.  Для него характерны  крайне  низкие темпы развития производства,  которые могли удовлетворить  потребности  лишь на  минимальном   уровне,   большая   невосприимчивость   к   нововведениям, обусловленная  особенностями  его  функционирования.   Поведение   индивидов строго  контролируется,  регламентируется  обычаями,  нормами,   социальными институтами.

      Термин  "индустриальное   общество"   впервые   ввел   Сен-Симон.   Он акцентировал внимание на производственной основе общества.  Важными  чертами индустриального  общества  также  являются  гибкость  социальных   структур, позволяющая  им   модифицироваться   по   мере   изменения   потребностей  и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.  Это такое общество, в котором созданы гибкие структуры управления,   позволяющие разумно сочетать   свободу   и интересы  индивида  с общими  принципами, регулирующими их совместную деятельность.

      В 60-е  г.  две  ступени  в  развитии  общества  дополняются  третьей. Появляется концепция постиндустриального общества. Причина появления этой концепции  -  структурные  изменения  в  экономике  и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие  по-иному  взглянуть  на  само общество в целом. Прежде всего, резко  возросла  роль  знания  и  информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации,  индивид  получал  преимущественные  шансы  в  продвижении  по   лестнице   социальной иерархии. Творческий  труд  становится  основой  успеха  и  процветания,  как человека, так и общества.

      Помимо общества, которое в социологии зачастую  соотносится с границами государства, анализируются иные типы организации социальной жизни.

      Марксизм,  избирая   основой  способ  производства  материальных   благ (единство  производительных  сил и соответствующих   им   производственных отношений),   определяет   соответствующую   ему   общественно-экономическую формацию как основную структуру социальной жизни. Развитие социальной  жизни представляет собой последовательный переход от низших к высшим  общественно- экономическим формациям: от первобытнообщинной к  рабовладельческой,  затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

      Общественно-экономические   формации  выделяются  на   основании   того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации.

      В  основе  цивилизованного   подхода  лежит  идея   своеобразия   пути, пройденного народами.

      Под  цивилизацией  понимается  качественная  специфика    (своеобразие материальной,  духовной,  социальной  жизни)  той  или  иной  группы  стран, народов на определенном этапе развития.

      Любая цивилизация  характеризуется не только специфической  общественно-производственной технологией,  но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой.   Ей   присущи   определенная   философия,  общественно  значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со  своим  особым жизненным  принципом,  основу  которого составляет дух народа,  его  мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

      Цивилизационный подход в социологии  предполагает учет и изучение  того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни  целого региона.

      Некоторые важнейшие,  выработанные определенной  цивилизацией  формы  и достижения получают всеобщее признание  распространение.  Так  к  ценностям, зародившимся   в   европейской   цивилизации,   но   приобретающим    сейчас общечеловеческое значение, относят следующие:

  • В  сфере  производственно-экономических  отношений  - это   достигнутый уровень развития техники и  технологии,  порожденные  новым  этапом  научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рынка.
  • В  политической  сфере  в  общецивилизационную  базу  входит  правовое государство, действующее на основе демократических норм.
  • В духовно-нравственной сфере общим достоянием  всех  народов  являются великие достижения науки,  искусства,  культуры,  а  также  общечеловеческие моральные ценности.

      Социальная  жизнь   формируется  сложным  комплексом  сил,  в   котором природные явления и процессы являются только одним из элементов.  На  основе условия,   созданных   природой, проявляет   себя   сложное    взаимодействие индивидов, которое формирует новую  целостность,  общество,  как  социальную систему. Труд,  как  фундаментальная  форма  деятельности,  лежит  в  основе развития многообразных типов организации социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура и  ее влияние на общественное развитие.

 

Культура как специфическое  формообразование имеет свои определенные взаимоотношения с обществом, которые  обусловлены, прежде всего, преемственностью культуры. Ее смысл заключается не только в накоплении культурных материальных и духовных ценностей, но и в их использовании, дополнении, а также  влиянии на культуру настоящего времени  и на будущее.

Активное влияние культуры прошлого на ее дальнейшее развитие показывает важность изучения закономерностей  прогресса и развития культуры. Нарушение  преемственности поколений катастрофически  отразится на дальнейшем существовании  данного общества. В широком смысле культура есть совокупность проявления социальной жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Влияние культуры как способа социальной жизни на общество состоит, прежде всего, в том, что она объединяет все виды человеческой деятельности. Это позволяет говорить об огромной важности культуры, как главного элемента прогресса и развития общества. В результате можно сделать вывод об участии культуры в историческом процессе как неотъемлемого звена истории.

Информация о работе Культура и ее влияние на общественное развитие