Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798—1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религий и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков н Нового времени.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Определение понятия «культура»……………………………………………4
Культура и система социальных норм………………..…………………….10
Формы проявления культуры в жизни человека………………….…..……20
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….……...26
Приложение………....……

Файлы: 6 файлов

1. Тит.лист.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2. Содержание.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.docx

— 14.05 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.docx

— 12.72 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение.docx

— 13.80 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Социология.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

Возникает естественный вопрос: этноцентризм - это негативное или  позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко  и однозначно. Попытаемся определить положительные и отрицательные  моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм, Прежде всего  следует отметить, что группы, в  которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам  или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и  мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие  появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в культурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления как бы примеряя их на себя.

Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам  при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень  групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности  этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой  членов группы к борьбе, к предстоящим  лишениям и жертвам.

Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует  отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, что  подобная точка зрения может значительно  замедлить процессы развития, протекающие  в обществе с очень высоким  уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями римского общества.

Культурный релятивизм. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования "нашей" культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от "наших" интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур.

Нужно понять основное положение  культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной  культурной системы являются правильными  и общепринятыми потому, что они  хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются  неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные  и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и  этно-центризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство  гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в  то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

 

 


Информация о работе Культура и личность