Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798—1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религий и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков н Нового времени.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Определение понятия «культура»……………………………………………4
Культура и система социальных норм………………..…………………….10
Формы проявления культуры в жизни человека………………….…..……20
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….……...26
Приложение………....……

Файлы: 6 файлов

1. Тит.лист.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2. Содержание.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.docx

— 14.05 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.docx

— 12.72 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение.docx

— 13.80 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Социология.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

Следовательно, обычаи - это  просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне  улицы, кофе или чай на завтрак - все  это обычаи.

Новые поколения людей  воспринимают эти общественные способы  жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. Уже ребенок окружен множеством элементов обыденной культуры. Поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно правильными и приемлемыми. Ребенок усваивает эти правила и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь о их происхождении. Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя когда-то этот жест означал нечто большее, чем просто приветствие, а именно отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий. Так, мы, например, не понимаем сдержанности в средствах при приеме гостей в семьях Германии; их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные  общества имеют несколько тысяч  обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.

Нравственные  нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если мы неправильно используем вилку и нож для еды - это небольшая оплошность, несущественная деталь которая вызывает лишь кратковременное замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей Такой поступок отражается на воспитании ребенка, на его здоровье и психологическом состоянии. Вполне понятно, что общество стремите; избегать подобных нарушений.

Таким образом, можно различать  два типа обычаев:

- те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;

- те образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, мы будем называть нравственными нормами, или нравами.

Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые  требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены  той социальной общности, где действуют  подобные нравственные нормы, разделяют  веру в то, что их нарушение несет  бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые  из нравственных норм данной группы неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных группах  существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или  не разрешается женщинам открывать  на людях лицо, лодыжки и запястья. Для многих обществ непонятны  языковые запреты, когда не разрешается  использование некоторых слов (так  называемых нецензурных слов). Такие  нравственные нормы могут считаться  очень важными для представителей данной группы или общества и быть не известными другим культурам, в которых  они не кажутся необходимыми для  обеспечения группового благополучия. При этом не обязательно, чтобы действия, запрещенные нравственными нормами, были действительно вредными для общества. Если общество или группа верит, что какое-то действие наносит вред, это немедленно находит отражение в появлении соответствующих нравственных норм. Нравственные нормы - это вера в правильность или неправильность действий.

Социальный опыт человеческого  общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются  намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они  возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного  напряжения. Нравственные нормы возникают  из группового решения о том, что  отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное  действие представляется настолько  необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.

Двум боливийским этнографам посчастливилось наблюдать весь процесс формирования нравственных норм в одном из индейских племен Южной Америки в течение буквально  нескольких месяцев. Все началось с  того, что по случайному совпадению несколько индейцев племени утонули  во время плавания в речном омуте. Общественное мнение племени пришло к заключению, что в омуте таится какая-то опасность. Индейцы начали избегать этот омут и близкие к  нему места. После вмешательства  старейшин и шамана омут стали  считать дурным местом, а тех, кто  посещает это место, объявили испорченными злыми духами. Люди постепенно забыли истинную причину запрета, и нравственные нормы абсолютизировались вокруг местности, в которой расположен омут. Таким  образом, можно сделать вывод, что  нравственные нормы являются самообосновывающимися и саморазвивающимися. Они приобретают оттенок святости, и общество наказывает тех, кто нарушает их.

Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система  практических выгод, а как система  незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы  твердо устанавливаются и выполняются  автоматически. Когда они усваиваются  индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, что делает для  этого индивида психологически трудным  совершение запрещенных действий. Например, каннибализм, т.е. поедание человеческого  мяса, вызывает у нас немедленную  отрицательную психологическую  реакцию. Нравственная норма делает это действие эмоционально невозможным. В обществе с твердо установившимися  нравственными норма-ми, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко.

Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.

Чем же отличаются институциональные  нормы от простых обычаев и  нравственных норм? Прежде всего тем, что они сознательно тщательно  разрабатываются и устанавливается  формальный или неформальный кодекс следования им. Кроме того, возникает  круг людей, в котором каждый человек  играет определенную роль в поддержании  и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки, торговые организации, заготовительные базы - это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Нормативные кодексы этих институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм, сопутствующих простому обмену. Но значимость для общества совокупности подобных норм, связанная с постоянными потребностями в обмене ценностями, в конечном счете заставила членов общества разработать сложную систему институциональных норм, облегчающих удовлетворение потребностей в развитии экономики. Такой характер институциональных норм делает их наиболее формальными и непреодолимыми, а сами институты - обладающими большой социальной инерцией, отсутствием склонности к изменениям.

Законы. В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания. Закон - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается.

Изучение действия законов  показывает, что каждый закон может  быть эффективен только тогда, когда  он стремится поддерживать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. Например, сухой закон - это запрет, который был неэффективен в связи с тем, что для многих людей не стал узаконенным продолжением моральных и нравственных норм. То же можно сказать о законах, запрещающих частную собственность в нашей стране и некоторых других странах. Уничтоженные, запрещенные законом нормы о частной собственности продолжали влиять на людей, и в конце концов частную собственность не удалось полностью уничтожить с помощью законов.

С другой стороны, очень редко  бывает так, что закон удовлетворяет  все социальные группы общества. К  сожалению, мы не можем точно измерить степень согласованности между  законами и существующими нравственными  нормами, для того чтобы закон  был эффективен. Возможно, лучшим способом установить взаимосвязь между законом  и принятыми нравственными нормами  может стать признание того, что  закон наиболее эффективен, когда  он гармонирует с изменениями, происходящими  в нравственных нормах. Некоторые  примеры конфликта между законами и нравами могут проиллюстрировать  эту идею. Закон об ограничении  изготовления и продажи спиртных напитков в нашей стране появился в то время, когда социальные изменения  имели тенденцию сделать нравственные нормы скорее дозволяющими, чем ограничивающими (говорилось о снижении цен на спиртные напитки, открытии торговли в розлив и т.п.). Другой закон - о кооперативах также был принят крайне не вовремя, так как у людей росла сильная  неприязнь к спекулянтам, которых  отождествляли с кооператорами (социально  одобряемым мероприятием считалась  приватизация мелких торговых предприятий). Но было бы неверно говорить, что  законы всегда неэффективны, если они  находятся в оппозиции к нравственным нормам какой-либо части населения. Очень часто непопулярные первоначально  законы затем находили поддержку в обществе. Все дело в том, насколько эти законы соответствовали изменению нравственных норм, были в русле основных направлений этих изменений.

Следует отметить, что в  современном обществе законы становятся средством регулирования многих видов поведения, которые не охватываются системой нравственных норм. Большое  число законов создается для  регулирования, например, производственных отношений или отношений торговли и обмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы проявления  культуры в жизни человека

Культура играет в жизни  человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям а также  другим группам. Культура возвышает  человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческом общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и  суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в  рамках культуры для покорения природы  может быть применено в целях  уничтожения людей. Поэтому важно  изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить  напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер (211, с. 13) назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Без сомнений мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что  наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как  искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым  мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны  или ложны, но всегда по отношению  к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", и в негативных -"отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство".

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство  над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны  переоценивать собственные организации  и при этом недооценивать все  другие. Этноцентризм -всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть исключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры, выступающие  против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие  явления можно считать уже  формами отклоняющегося поведения.

Информация о работе Культура и личность