Культура как система ценностей и норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:09, реферат

Описание работы

Социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Многообразие значений культуры……………………………………….4
2. Базисные элементы культуры………………………………………….....6
3. Формы и разновидности культуры……………………………………...11
4. Роль культуры в развитии человека и общества…………………….....13
Заключение………………………………………………………………..…15
Список литературы………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

социология ПОЛНАЯ.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура как система  ценностей и норм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

      Введение………………………………………………………………………3

  1. Многообразие значений культуры……………………………………….4
  2. Базисные элементы культуры………………………………………….....6
  3. Формы и разновидности культуры……………………………………...11
  4. Роль культуры в развитии человека и общества…………………….....13

Заключение………………………………………………………………..…15

Список литературы………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура – многообразное  понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura»  обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек  культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают, прежде всего, искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры.

Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или  культура общения? Очевидно, что в  привычном, обыденном понимании  существует несколько различных  значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека.

 

 

 

 

.

1. Многообразие  значений культуры.

 

В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в  которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена.

Во-первых, под культурой  подразумевают определенную сферу  общества, получившую институциональное  закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.

 В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения "культурный человек" в значении воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство.

Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»:

«Культура» – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

«Культура» – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре), может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Наиболее удачное определение  понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества". Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого, каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой. Разрушения, причиненные второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную. Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

 

 

 

2. Базисные элементы культуры.

 

 Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие элементы, показатели, в которых отражается содержание. Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей.

Самая мелкая, далее неделимая  единица культуры называется элементом культуры. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Как правило, элементы культуры не существуют самостоятельно, без  связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила игры, этика судейства). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т.д.

Среди культурных элементов  особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся: язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык - это знаковая система для установления коммуникаций, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы, значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом, многообразными отношениями человека к миру. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Поэтому следует также отметить и роль языка как ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в вещественных формах и т. д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудь может конкурировать с наиболее ёмким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

В оценке языка как  ретранслятора культуры встречаются  две крайние позиции. Одни вообще считают, что для передачи национального  своеобразия роль языка незначима. Поэтому практика вытеснения родного языка языком, имеющим международный статус, — явление, дескать, вполне допустимое, не наносящее реального вреда развитию национальной культуры.

Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры, как это пытаются сделать некоторые исследователи, и в особенности политики.

Очень часто, тем более  в ХХ веке, язык выступает лишь средством  коммуникации. На русском языке в  той или иной мере может быть передана и нерусская культура. На английском языке — неанглийская.

Например, социологи, исследовавшие  типы карьеры в Англии и США, получили, используя тонкие методы, и по этому  поводу любопытные данные. Оказалось, в этих двух странах, пользующихся формально  одним языком, в одни и те же термины, описывающие карьеру человека, его продвижение по службе, вкладывались разные смыслы.

Социальные  ценности- социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения.

 Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.).

Противоположность (или  несовместимость) базовых ценностей  препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей  и моделей поведения.

Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских стран, в России, США и др., но осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.

Но есть ценности, общие  для всех культур и народов, так  называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.

Различают ценности:

1) терминальные (ценности цели);

2) инструментальные (ценности средства).

Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют  человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:

Информация о работе Культура как система ценностей и норм