Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к сере­дине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................................3
1. Культура в социологическом понимании и её основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура................................................................................................4
2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений………………………………………………………………………….……9
3. Практическое задание……………………………………………………………………………………………………………………..11
Заключение...............................................................................................................................................13
Список использованной литературы.....................................................................……………………………….

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 39.76 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Брянский филиал Финуниверситета

 

 

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина «Социология»

 

На тему:

«Культура как социальное явление»

 

 

 

 

Выполнила      Ильичева В.С.

Студентка      4 курса, день

Специальность     ФиК

№ зач. книжки     09ффд10637

Преподаватель     Шаров В.Д. 

 

                                                                       

 

Брянск 2012

Содержание:

Введение....................................................................................................................................................3

1. Культура в социологическом понимании и её основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура................................................................................................4

2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений………………………………………………………………………….……9

3. Практическое задание……………………………………………………………………………………………………………………..11

Заключение...............................................................................................................................................13

Список  использованной литературы.....................................................................……………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социология (фр. sociologie, латин. Societas —  общество и греч.— Logos — наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах  и общественных социальных общностях  людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще  в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским  ученым Огюстом  Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени  предмет социологии непрерывно менялся  и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к сере­дине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и  свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной сфере  поставили в прямую зависимость результативность деятельности  предпринимателей — от  умения и  использования знаний о  конкретных  социальных механизмах, настроений и  ожиданий людей  и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать  общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования  свободы  самоорганизации стала  социология.   

Так как  культура  — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей  культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение  человека, духовной сфере, а также  в сфере создания материальных ценностей.

 

 

1. Культура в социологическом  понимании и её основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура,  доминирующая культура

 

Можно дать два разных определений культуры:

I. Культура  — все неприродное. Человек — единственное существо, которое сознательно трансформирует материю. С точки зрения экологии все технологически производимое является отбросом, а с точки зрения культуры это может быть и произведением искусства, и мусором, в зависимости от придаваемых значений. Таким образом, культура — это сумма смыслов, которые человек вкладывает в свою деятельность.

II. Культура  — совокупность вербальных значений и запретов. Это сфера контроля человеческого сознания, притом сфера динамичная. Иногда люди «культурные», иногда в них преобладают инстинкты. Таким образом, культура — это процесс регулирования созидательного и разрушительного в человеке. Ф. Ницше указывал два начала в культуре: дионисийское (мистерийное, разрушительное) и аполлоническое (гармоничное, созидательное).

Слово «культура» встречается практически  во всех языках народов мира. В переводе с латинского оно означает «возделывание».

Среди культурных компонентов особо выделяются основные, или базисные, компоненты. К базисным компонентам духовной культуры относятся: язык; ценность; культурная норма.

Язык – понятийно-логический и  знаково-символический аппарат, который  присущ мировосприятию того или иного  народа. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.

Ценность - любой объект, способный  удовлетворить общественную или  индивидуальную потребность. В систему  ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:

1) смысложизненные (представления  о добре и зле, счастье, цели  и смысле жизни);

2) универсальные

- витальные (жизнь, здоровье, личная  безопасность, благосостояние, семья,  образование, квалификация);

- общественного признания (высокое  социальное положение, трудолюбие);

- межличностного общения (честность,  доброжелательность, бескорыстие);

- демократические (свобода слова,  совести, национальный суверенитет);

3) партикулярные (привязанность  к “малой Родине”, семье, а  также всякого рода фетишизмы  (вера в богов, стремление к  идеалам и т.д.).

 

Культурная норма – это правило, образец, стандарт должного поведения  в соответствии с общепринятыми  ценностями. Норма служит главным  образом для регуляции поведения  людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная  с общественного и кончая государственными. К основным типам нормативных  систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены  и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована  по различным основаниям. По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную, ибо  понятно что культура дворянская весьма отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят); территориальную (одно дело - культура городская и  иное - сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и  культуру отдельного человека.

Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше  ста основных определений и сгруппировали  их следующим образом.

1. Описательные определения, восходящие  в своей основе к концепции  основоположника культурной антропологии  Э. Тейлора. Суть таких определений:  культура - это сумма всех видов  деятельности, обычаев, верований;  она как сокровищница всего  созданного людьми включает в  себя книги, картины и т.  п., знание путей приспособления  к социальному и природному  окружению, язык, обычай, систему  этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3.Нормативные определения, акцентирующие  значение принятых правил и  норм. Культура - это образ жизни  индивида, определяемый социальным  окружением.

4.Ценностные определения: культура - это материальные и социальные  ценности группы людей, их институты,  обычаи, реакции поведения.

5.Психологические определения,  исходящие из решения человеком  определенных проблем на психологическом  уровне. Здесь культура есть особое  приспособление людей к природному  окружению и экономическим потребностям  и складывается из

всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий  обучения: культура - это поведение,  которому человек научился, а  не получил в качестве биологического  наследства.

7. Структурные определения, выделяющие  важность моментов организации  или моделирования. Здесь культура  представляет собой систему определенных  признаков, различным образом  связанных между собой. Материальные  и нематериальные культурные  признаки, организованные вокруг  основных потребностей, образуют  социальные институты, являющиеся  ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения:  культура - это поток идей, переходящих  от индивида к индивиду посредством  особых действий, т. е. с помощью  слов или подражаний.

9. Символические определения:  культура  – это организация различных  феноменов (материальных предметов,  действий, идей, чувств), состоящая в  употреблении символов или зависящая  от этого.

Каждая из перечисленных групп  определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как  сложный общественный феномен она  ускользает от определения. Действительно, она является результатом поведения  людей и деятельности общества, она  исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или Новгорода.

Все части культуры переплетаются  в сложное целое. Понятия, отношения, ценности и правила тесно взаимосвязаны. Глуби-на и степень подобной взаимосвязи  между различными сторона-ми культуры, устойчивые культурные модели, которые  при этом возникают, обозначаются термином «культурная интеграция».

Для понимания процессов, протекающих в культуре и обществе в целом, выделяют различные уровни культуры.

1. Первый уровень - Доминирующая (или доминантная) культура - обозначающая  те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом либо в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения (Например, в Российской Федерации доминирующая культура – русская культура).

2. Следующий уровень – Субкультура.  Поскольку общество распадается  на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, то постепенно у каждой из них формируется собственная культура - собственная система ценностей и правил поведения.

Система норм и ценностей, которая  отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой.

Субкультура выступает как часть общей культуры. Существует молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура, криминальная субкультура.

Субкультура формируется под влияние  таких факторов как социальный класс, этническое происхождение, религия, место  жительства, возраст и т.д. (молодежные субкультуры, культура компьютерщиков на западе). Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура имеет в обществе свои функции и дисфункции. Функция субкультуры: субкультура в определенной социальной группе позволяет членам группы адаптироваться вместе (Например, Всероссийское общество слепых); позволяет удовлетворить специфические потребности (Гей-культура в России). Дисфункция субкультуры: субкультура какую то группу противопоставляет обществу, что зачастую приводит к социальным конфликтам (Например, криминальная субкультура).

3. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями, называется контркультурой.

Контркультура - разновидность культуры, ценности кото-рой прямо противоположны (враждебны) доминирующим ценностям данной культуры. Например, субкультура террористов противостоит «человеческой культуре», а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Информация о работе Культура как социальное явление