Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к сере­дине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................................3
1. Культура в социологическом понимании и её основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура................................................................................................4
2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений………………………………………………………………………….……9
3. Практическое задание……………………………………………………………………………………………………………………..11
Заключение...............................................................................................................................................13
Список использованной литературы.....................................................................……………………………….

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 39.76 Кб (Скачать файл)

В социологии выделяется еще она  разновидность культуры, которая  зачастую способна вступать в конфликт как с доминирующей культурой так и с субкультурой. Это – культура-захватчик.

Культура захватчик - культура, которая  попав в другую культуру, начинает трансформировать ее (Американская куль-тура вне своих территориальных рамок, имеет особенность навязывать свои ценности тем национальным культурам, в которые она проникает: в России, например, можно зачастую встретить слово «shop» вместо привычного «магазин», или долларовый эквивалент цен на рынке товаров и услуг вместо рублевого и т.д.).

Мировоззренческие установки в  отношении собственной и чужих  культур могут различаться. Склонность оценивать свою собственную культуру как хорошую и правильную, а  другие культуры как странные или  примитивные и даже аморальные получила название «этноцентризм». Представление  о том, что любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальными условиями, его породившими, получило название «культурного релятивизма». Наиболее оптимальный способ межгруппового и межкультурного восприятия и взаимодействия - сочетание черт как этноцентризма, так и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и выказывая приверженность основным ценностям этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции социальной  культуры. Развитие и механизмы  распространения культуры. Культура  как фактор распространения социальных  изменений

 

Функциями социальной культуры являются следующие:

1. Адаптация. Культура обеспечивает  приспособление к среде - при  родной, исторической, психологической  (реальность психических процессов  человека также - элемент среды,  к которой человек как сознательное "Я" должен приспособиться). Культура выполняет функцию адаптации  и по отношению к обществу  в целом, и по отношению к  конкретному индивиду.

2. Социализация. Усваивая культурные  образцы и культурные навыки, биологический индивид становится  человеческим существом - способным  мыслить, говорить, целенаправленно  действовать и взаимодействовать  с социальным окружением.

3. Смыслополагающая или мировоззренческая  функция. Культура объясняет мир  и придает смысл человеческому  существованию.

4. Легитимация. Культура обосновывает  и поддерживает сложившийся социальный  порядок.

5. Интеграция. На базе общих ценностей,  норм и представлений культура  объединяет человеческую общность.

6. Идентификация. Опираясь на  выработанные культурой идеи  и представления о реальности, человек создает собственный  "образ себя" - идентичность. Формированию  идентичности способствует и  отождествление индивидом себя  с той или иной общностью  - на основе общей культуры.

7. Функция социального изменения.  Изобретения и новации в культурной  сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или  политические идеологии могут  служить фактором изменения общества.

8. Регуляция поведения человека. Культурные ценности и нормы  регулируют поведение индивидов  в обществе.

Одной из причин многообразия культур  является распространение культуры. Один из самых существенных и важных моментов в развитии культуры - распространение  культурных образцов. История развития общества показывает, что технический  прогресс, открытие новых средств  массовой информации сыграли главную  роль в деле распространения культурных образцов и ценностей. Действительно, первоначально образцы культуры и ценности обычно не выходили за рамки  семьи, рода или племени. Каждое племя использовало свою собственную систему символов, свои обычаи, традиции и систему верований (например, племенных тотемов). Развитие языка и письменности позволило распространять культуру на значительные расстояния, и с этого времени культура начала переходить границы различных обществ, стран, государств. Самым ярким примером такого распространения культуры может служить проникновение идей христианства, которые с помощью "Евангелий" и "Деяний апостолов" охватывали различные общества и государства. Дальнейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций стерли все физические границы для передачи информации и создали условия для глобального распространения любых культурных образцов. Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо, чтобы он, во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества; во-вторых, он должен быть растиражирован в доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой коммуникации. Но для того чтобы получить такую возможность, культурный образец должен быть оценен с точки зрения его новизны в полезности. Это достигается путем поиска аналогичных или близких культурных образцов в банке информации, созданном в процессе предыдущей деятельности людей. При этом выход нового культурного образца на средства массовой коммуникации во многом подвержен случайностям, обусловленным конкуренцией и чисто техническими условиями.

Средства массовой коммуникации доводят  новую ценность либо социальную норму  до широкой публики, или до макросреды. Однако это не означает, что каждая идея, распространяемая средствами массовой коммуникации, может стать частью массовой культуры. Мы получаем ежедневно  огромный объем информации и отбираем из нее лишь незначительную часть  для усвоения. Если новая культурная норма или ценность принимается  широкой аудиторией, макросредой  как необходимая, полезная часть  культуры, если она выдерживает конкуренцию  с другими образцами культуры данного общества, она становится частью этой культуры. В ходе дальнейшего  использования культурный образец  усваивается людьми, входит как неотъемлемая часть в индивидуальную культуру личностей, и процесс повторяется.

Гибкость культуры, ее способность  изменяться и приспосабливаться  к окружающей среде во многом зависит  от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.

Исследуя культуру, социология исходит из того, что назначение ее многообразно. Поэтому социологией культуры рассматриваются также и каналы, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к эстетическим ценностям, оценивается, как формируются вкусы, предпочтения, как осуществляется эстетическое восприятие окружающей действительности.

Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры. Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.) Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Практическое  задание.

 

Возможно, Вам  приходилось наблюдать  сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:

а) Вы испытывали неудобство в связи с тем, что  невольно подслушали чужой разговор;

б) Вас раздражал  громкий голос незнакомца;

в) Вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;

г) Вам было безразлично его поведение;

д) Какие-то  иные реакции и мысли

Ответ:

Моя реакция на поведение идущего по улице человека, который громко разговаривает по мобильному телефону, двойственная. С начала ответ в) т.к. мне бы было интересно наблюдать за реакцией, поведением этого человека, интересно наблюдать за эмоциями, мимикой, речью и жестикуляцией человека. Но потом а), испытала бы неловкость, за себя.

Хотя я и знаю что это не культурно разговаривать громко по телефону, осудить его поведение  я бы не смогла, так как считаю что бывают разные жизненные ситуации и я сама могу в них попасть.

Многие из моих знакомых склонились к ответу а) и б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Культура — это духовный компонент  человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного произ­водства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек  ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой  человеческой жизнедеятельности и  потому необычайно разнообразна в своих  конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.

 

 

Список использованной литературы

 

2.  Киселева М.С. Две судьбы одного изобретения (роль куль­турного контекста)//Вопросы философии.-1993.-№ 9.-С.12

5. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46

6. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46

7. Левада Ю.А. Традиция.//Философская энциклопедия.- М., 1970.- Т.5.- С. 253.

8. Манхейм, К. Избранное : Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.

9. Социология: Учеб. пособие под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.

10. Маркович Д. “Общая социология”, Ростов-на дону, 1993.

11. Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.

13. П. Сорокин. Циклические концепции социально-исторического процесса. М.: Триада-веб, 2002.

14. Ю.Г. Марченко, И.И. Мамай. Основы культурологии: учебное пособие. – Новосибирск: СГГА, 1995.

15. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

 


Информация о работе Культура как социальное явление