Культура социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Культура как социальное явление». Тема работы является актуальной в современных условиях не только для России, но и для всего мирового общества. Об этом свидетельствует тот факт, что в российском обществе довольно часто поднимаются такие вопросы как проблема толерантности к другим культурам и религиям, проблема культурного воспитания детей, развитие субкультур в молодежной сфере, негативное последствия влияния массовой культуры, активно обсуждается политика государства в области культуры. В мире остро стоит проблема межэтнических конфликтов.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты.
Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура…………………………………………………………………………....4
3. Функции социальной культуры.
Развития и механизмы распространения культуры.
Культура как фактор распространения социальных изменений……………..7
4. Практикум…………………………………………………………………….12
5. Список использованной литературы………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 «Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

………………    По дисциплине: « Социология »

………………...На тему: «  Культура как социальное явление  »

…………………Вариант № 14

 

 

 

 

 

 

 

…………………………....Выполнила:

                                            Студентка 3 курса

…………………………....Факультет          Учетно - статистический

............................................Специальность  Бухгалтерский учет, анализ и аудит

……………………………Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1. Введение………………………………………………………………………...3

 

2. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты.

Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура…………………………………………………………………………....4

 

3. Функции социальной культуры.

Развития и механизмы  распространения культуры.

Культура как фактор распространения социальных изменений……………..7

 

4. Практикум…………………………………………………………………….12

 

5. Список использованной литературы………………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Представленная работа посвящена теме «Культура как социальное явление». Тема работы является актуальной в современных условиях не только для России, но и для всего мирового общества. Об этом свидетельствует тот факт, что в российском обществе довольно часто поднимаются такие вопросы как проблема толерантности к другим культурам и религиям, проблема культурного воспитания детей, развитие субкультур в молодежной сфере, негативное последствия влияния массовой культуры, активно обсуждается политика государства в области культуры. В мире остро стоит проблема межэтнических конфликтов.

      В области культурной политики чаще всего возникает следующие вопросы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам, все ли используемые языки имеют равный статус, и нет ли в данной стране культурной и языковой дискриминации и другие.

      Процесс глобализации современной культуры, с одной стороны, позволяет народам общаться между собой и знавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общество и заимствование опасно потерей культурной самобытности.

      В данной работе раскрыто понятие «культура», изложен социологический подход к изучению культуры, приведены разновидности культуры и их характеристика, выделены основные функции социальной культуры и закономерности ее развития.

 

 

 

 

 

 

1.Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты.

Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура.

      Понятие «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные , созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Таким образом, культуру можно представить в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

      Имеет место множество научных подходов к определению культуры (нормативный, ценностный, символический, информационно-семиотический). Одним из наиболее приемлемых, дающих возможность охватить и многие другие подходы, является тот подход, который определяет культуру как совокупность средств человеческой жизнедеятельности. Данный подход согласуется с самой этимологией слова «культура». Это словно произошло от латинского cultura (agri) и изначально означало возделывание земли. Это значение оно не потеряло и сегодня, и используется в биологических и сельскохозяйственных средах, когда говорят о «культурах» каких-либо растений или бактерий, подразумевая способы их выращивания. Культура зачастую означает улучшение и облагораживание,и обычаев, и способов поведения человека, его воспитание.

      Под культурой необходимо понимать все то, что было создано целенаправленным мышлением и особенными ,присущими только  для людей способами деятельности. Подробные средства позволяют сделать как материальные, так и нематериальные, духовные блага. С ее помощью люди удовлетворяют свои потребности (материальные и духовные) и выстраиваются отношения между собой.

      Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при ее социологическом изучении. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а так же между обществом и природой. В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыка, театр, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействие культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политического движения.

      В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает  всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.

      При социологическом изучение культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

Для социологов понятие «культура» несет особый смысл: в традициях, заложенных Э. Дюркгейтом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

      Таким образом, социальная культура – это только значения, которые люди приписывают разнообразным знакам: предметам, действиям или явлениям. Корабль или храм, икона или лозунг всегда являются произведениями (артефактами, элементами культуры), но они обретают социокультурный смысл только тогда, когда имеют какое- либо значение для людей, т. е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло.Социальная культура – это регулятивный механизм. Обеспечивающий взаимодействия между людьми., критериев, или оснований, типологии культур, может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально- этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; сфера общества или вид деятельности, связь с территорией; и др.

       Рассмотрим главные разновидности культуры:

      Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они также не являются составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура называются формам культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного

      Видами культуры называются такие совокупности правил и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.

      К основным видам культуры относятся:

а) доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и

контркультура;

б) сельская и городская  культура;

в) обыденная и специализированная культура.

      Особого разговора требуют духовная и материальная  культуры. Их нельзя отнести к формам, видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все классификационные признаки. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей схемы.

      Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

      Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели  и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Предлагаемая типология  культур весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть несомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.

      Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество.

      Этническая культура- совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Специалисты различают в этнической культуре два слоя: исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами; исторический поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.(5, с.39) В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

 

      Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно—бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровнородственными отношениями.

      Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп- национальных, демографических, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Субкультура – это часть общей культуры, в отдельных аспектах отличающая или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся с доминирующей культурой.(5, ст. 40)  Субкультура отличается от доминирующей культуры взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одежду, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает  ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним  новые ценности, характерные только для нее. Например, преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, отличается специфическим поведением, правилам и даже языком.

      Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Возникновение контркультуры явление вполне обычное и распространенное.Контркультурами были ранее христианство в начале новой эры. Затем религиозные секты , позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

      Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н.Коган предлагает различать понятия - сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не являющиеся крестьянами и т.д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе) 1). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах и только. Они - носители этой культуры. Л.Н.Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.

      Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры. Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистски и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

      Отличительной особенностью городской черты выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры - транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).Если для сельской культуры характерно триединство –единство место работы, места жительства и места отдыха – то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция.

Информация о работе Культура социальное явление