Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:22, контрольная работа
Представленная работа посвящена теме «Культура как социальное явление». Тема работы является актуальной в современных условиях не только для России, но и для всего мирового общества. Об этом свидетельствует тот факт, что в российском обществе довольно часто поднимаются такие вопросы как проблема толерантности к другим культурам и религиям, проблема культурного воспитания детей, развитие субкультур в молодежной сфере, негативное последствия влияния массовой культуры, активно обсуждается политика государства в области культуры. В мире остро стоит проблема межэтнических конфликтов.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты.
Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура…………………………………………………………………………....4
3. Функции социальной культуры.
Развития и механизмы распространения культуры.
Культура как фактор распространения социальных изменений……………..7
4. Практикум…………………………………………………………………….12
5. Список использованной литературы………………………………………..45
По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры - обыденную и специализированную. Обыденная культура - это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности. Обыденная культура- часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп.
Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.
В зависимости от того, кто
создает культуру и каков ее уровень, социологи
различают три ее формы - элитарную, народную
и массовую.
Элитарная, или высокая,
культура создается привилегированной
частью общества либо по ее заказу профессиональными
творцами. Она включает изящное искусство,
так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную
литературу. Высокая культура, трудна
для понимания неподготовленного человека.
Как правило, она опережает уровень восприятия
среднего человека. Круг ее потребителей
- высокообразованная часть общества.
Когда уровень образования населения
растет, круг потребителей высокой культуры
расширяется. К ее разновидностям можно
отнести светское искусство и салонную
музыку. Формула элитарной культуры - "искусство
для искусства".
В отличие от элитарной культуры народная культура создается
анонимными творцами, не имеющими профессиональной
подготовки. Авторы народных творений
неизвестны. Народная культура - любительская
(но не по уровню, а по происхождению) и
коллективная. Она включает мифы, легенды,
сказания, эпос, сказки, песни и танцы.
По исполнению элементы народной культуры
могут быть индивидуальными (изложение
легенды), групповыми (исполнение танца
или песни), массовыми (карнавальные шествия).
Массовая, или общедоступная,
культура не выражает изысканных вкусов
аристократии или духовных поисков народа.
Время ее появления - середина XX века, когда
средства массовой информации (радио,
печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны)
проникли в большинство стран мира и стали
доступны всему населению. Массовая культура
может быть интернациональной и национальной.
Популярная и эстрадная музыка, цирк —
вот ее примеры.Массовая культура, как
правило, обладает меньшей художественной
ценностью, чем элитарная или народная
культуры. Но у нее самая широкая аудитория,
и она является авторской. Она удовлетворяет
сиюминутные запросы людей, отражает и
реагирует на любое новое событие. Поэтому
образцы массовой культуры, в частности
шлягеры, быстро теряют актуальность,
устаревают, выходят из моды. С произведениями
элитарной и народной культуры подобного
не происходит.
Для представителей любой культуры весьма важным вопросом является проблема отношения к другим видам культуры. Существует два основных вида отношения к другим культурам.
Этноцентризм- механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Этноцентризм заключается в том, что представители одной культуры считают свою культуру центральной, а остальные культуры сравнивает со своей культурой. Уже то, что своя культура ставится в центр, говорит о том, что индивид ценит в основном собственную культуру и будет пытаться сохранять и развивать ее преимущественным образом.
Культурный релятивизм- концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Сущность этого явления состоит в признании за любой культурой независимо от уровня развития ее производительных сил принципиально того же значения сложности, ценности и самобытности, что и за любой другой культурой. К.р. возник как реакция на европейский этноцентризм большинства путешественников и этнографов XIX в., видевших в неевропейских народах прежде всего черты варварства и отсталости. К.р. все более подвергается критике, поскольку, сыграв положительную роль в борьбе с европоцентристской, по существу расистской, нетерпимостью к «инокультурности», он в конечном счете приводит к бесконечной терпимости по отношению даже к самым нетерпимым явлениям, к принятию любых предрассудков и пережитков, к равнодушию и безразличию к нуждам народов, отстающих в своем экономическом, а следовательно, и социальном развитии. (8,Артунов С.А. «Культурный релятивизм»)
2. Функции социальной культуры.
Развития и
механизмы распространения
Культура как фактор распространения социальных изменений
Социальная культура выполняет ряд функций:
- человекотворческая ( гуманистическая), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;
- познавательная, так как культура является средством показания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека. В рамках этой функции культура обеспечивает человека истинными или социально значимыми знаниями об окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к природным или социальным условиям;
- информационная – функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего;
- коммуникативная –
функция социального общения,
обеспечивающая адекватностью
- ценностно–ориентационная,
т. е. культура задает определе
- нормативно-регулирующая
(управленческая), которая проявляется
в том, что культура выступает
средством социального
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры. (1, с. 172)
Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.
Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).
Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах:
а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике;
б) сами виды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии культуры экологической.
Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе. Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.
Можно выделить три уровня скачка:
- появление письменности,