Культура в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явлется анализ понятия «культура» и положении культуры с современном российском обществе. В этой работе несколько предметов изучения: сама культура и её субкультуры, СМИ и молодежь.
В этой работе ставятся определенные задачи:
1) Рассказать о культуре в целом;
2) Показать её разнообразие;
3) Показать связь культуры и социологии;
4) Проанализировать положение культуры в нашем современном обществе, её отношения со средствами массовой информации, выявить основные проблемы их взаимодействия;
5) Отдельный раздел посвятить культуре молодежи.

Содержание работы

Вступление..............................................................................................3
Значение слова культура....................................................................... 4
Социология и культурорлогия.............................................................. 4
Культура – сознание – деятельность.................................................... 6
Многообразие культур...........................................................................7
Социальные свойства и функции культуры........................................ 9
Субкультуры......................................................................................... 10
Современная культура России и глобализация.................................15
Культура и СМИ.................................................................................. 16
Заключение........................................................................................... 21
Список используемой литературы..................................................... 22

Файлы: 1 файл

курсовая Хуторская1.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

Хуторская Анастасия Ивановна

Культура в современном российском обществе

Специальность 040201 «Социология»

Курсовая  работа

студента 1-го курса очной формы обучения

 

 

 

 

 

Руководитель

 

 

 

Зотова В.А.

 

_______________  ______________

 

   


 

 

Москва,  2010

 

Содержание

 

Вступление..............................................................................................3

Значение слова культура....................................................................... 4

Социология и культурорлогия.............................................................. 4

Культура – сознание – деятельность.................................................... 6

Многообразие культур...........................................................................7

Социальные свойства и функции  культуры........................................ 9

Субкультуры......................................................................................... 10

Современная культура России и глобализация.................................15

Культура и СМИ.................................................................................. 16

Заключение........................................................................................... 21

Список используемой литературы..................................................... 22

 

 

 

Вступление

Мы сталкиваемся с понятием культура посвеместно и каждый день. О ней  говорят все: взрослые и дети, политики и домохозяйки, социологи и философы. Культура – понятие всеобъемлющее, включающее в себя деятельность человека, и её результаты. Продуктом культуры может быть все – от картины и песни до болтиков и гаек. Каждый народ имеет свою культуру, она самобытна для каждоый нации и задача правительства этой страны сохранять и преумножать культурные богатства своей нации. Кульутра многослойна: она состоит из множества субкультур, которые придают яркий и многообразный лик.

Целью данной работы явлется анализ понятия «культура» и положении  культуры с современном российском обществе. В этой работе несколько предметов изучения: сама культура и её субкультуры, СМИ и молодежь.

В этой работе ставятся определенные задачи:

1) Рассказать о культуре в  целом;

2) Показать её разнообразие;

3) Показать связь культуры и  социологии;

4) Проанализировать положение культуры в нашем современном обществе, её отношения со средствами массовой информации, выявить основные проблемы их взаимодействия;

5) Отдельный раздел посвятить культуре молодежи.

Для этого были использованы различные источники, такие как Тезаурус социологии, учебные пособия, соцопросы, печатные издания, различные электронные ресурсы, факты, полученные из личного наблюдения и опыта. На мой взгляд эта тема важная для исследования, потому что культура – неотъемлимая часть нашей жизни, основополагающая процесса социализации и самоопределения человека в обществе, это основа для развития человечества в прогрессивную сторону. 

Значение слова «Культура»

Слово «культура» пришло к нам из греческого языка и означает совсем не то, что есть в нашем современном понимании. В переводе с греческого кульутра – значит «возделывать».  Цицерон использовал термин культура в значении возделывании человеческой души. В общепринятом значении, культура – это совокупность всей деятельности человека, как духовной, так и материальной. Русский писатель и поэт Даниил Андреев дает такое определение культуры: общий объем творчества человечества. Большая советская энциклопедия предлогает определять культуру, как «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». Л. Уайт не различал понятия «культура» и «общество», потому что считал, что разделить социального от культурного невозможно. Т. Парсонс на основе культурного детерминизма выделял отдельные направления деятельности культуры на общество. В Виндельбрант и Г. Риккет рассматривали культуру как творческую деятельность. А.К. Уледов рассматривает культуру, как важнейшее качество духовной жизни общества. Э.А Баллер, Л.Н. Коган говорят о культуре, как о неотъемлимой характеристикой человеческого разума. Философ С.Л. Бранк рассматривать культуру, как совокупность ценностей общества, многие российские социологи, например П. А. Сорокин и Н.И. Лапин поддерживали ценностный подход. Э.С. Маркарян  рассматривает культуру, как способ деятельности. Итак, отсюда можно сделать вывод, что «культура» - термин достаточно неоднозначный, он вмещает в себя несколько трактовок, которые вполне справедливы.

 

Социология и культурология.

Две эти, на первый взгляд, непохожие  науки имеют много точек соприкосновения  и главная из них – вопросы  культуры. Культурология, как наука, изучает все, что связано с  культурой: что это вообще такое, этапы становления культуры, её виды. Сам термин ввел Лесли Уайт в начале ХХ века. Он так же предложил обозначит культурологию, как отдельную дисциплину, однако еще долгое время разработка как самостоятельной науки продолжалось еще очень долго. Современные культурологи и социологи выделяют три подхода у культурологии, как науки. Первый предлогает рассматирвать эту науку, только как учебную дисциплину, цель которой сформировать у студентов и старщих школьников  представление о культуре, как о важной и не отъемлимой части их жизни и жизни общества, в котором они живут. Второй подход предполагает культурологию, как синтетическое знание, это полунаука, которая проявляется только как область в других науках (социология, экология, психология и проч). Сторониики третьего подхода утверждают, что культурология – новая, становящаяся, но уже независимая наука, у которой выделен предмет исследования (понятие «культура» и «цивилизация» и их отношения, типология культуры, субъект культуры и диалог культур). Для культурологии методами являются реконструкция (моделирование культуры, как целостной системы) и интерпритация (аналитические операции со смыслом). Одной из задач культурологии является типологизация культуры. Этим вопросом занимаются многие исследователи, поэтому есть несколько видов разделения культур по разным признакам: по хронологии (древняя, античная, средневековая, и т.д); по мирам (материальная и духовная); по видам деятельности(правовая, экологическая, социльная); по субъектам (групповая, общественная); по уровням (всемирная, региональная); по общественному значению (культура, антикультура). Когда речь заходит о взаимодействии человека и общества – здесь с культурологией вместе работает и социология. Из социологии вышла культурология. Некоторые социологические теории ХIХ – XX веков являлись предтечами культурологического знания. Эти теории говорили о том, что культура и общество развиваются вместе, ни одно из них не может обогнать другое в совем развитии. Такую теорию поддерживали Г.Спенсер, Ф. Энгельс, Дж. Фрезер. После этого в социокультурном научном пространстве стали появляться новые всевозможные теории об отношениях общества и культуры. Неоэволюционисты придерживались мнения, что культура – лишь способ адаптации человека в окржающей его среде и способ преобразования природы вокруг. Эволюция культуры при этом многолинейна. Еще одна теория взаимосвязанности культуры и общества основана на понятии «цивилизация». Направления социокультурной динамики разветвляются на две части: стадиальная (суть её заключается в том, что цивилизация – стадия, через которую проходят все виды общества на пути его развития) и локальная (исторический процесс демонстрируется через многообразие цивилизаций). Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривает культуру в мировом масштабе, как единое целое, состоящее из сложных подструктур, взаимодействующий друг и другом. Структуралитисты и семиотики, такие как М. Фуко рассматривают культуру, как систему знаков.

 

Культура-сознание-деятельность.

Рассматирвая культуру, как символический способ восприятия действительности и ориентации в ней, человек всегда сталкивается с тем, что ему приходится давать оценку явлениям, средствам к достижению целей, и определять значимость тех или иных предметов своей деятельности. Внутрений сбор этих оценок, как пазл, создает общую картину для каждого человека или группы людей, сопряжение это называют ментальностью или менталитетом. Это специфика восприятия мира может характеризовать духовный мир конкретного общества, жителей какой-либо социальной общности: этинческой и территориальной. Так культура связана с сознанием человека. Далее мы поговорим о второй стороне: о взаимодействии культуры и деятельности человека. Сама культура, в качестве оценочного освоения действительности воплощается в мире материальных творений человека. Культура как менталитет наполняет внутренее в деятельности «определенной системой традиций, оценок, обычаев, ценностей, предлагает более или менее сопряженные с ней практические выборы, предпочтения и т.д» Культура в отношениях с деятельностью выступает виновником стилистических особенностей продуктов самой деятельности. Так же культура всегда реагирует на импульсы внешней среды человека – как раз то, что непосредственно свзяано с его деятельностью. Отсюда можно понять различие между поведением разных наций или социальных общностей: это и есть связь между сознанием и деятельностью, так крепко поддерживаемая культурой. Сознание через культуру стремится реализоваться в практике, ибо то, что сейчас для нас является образцами культуры – на самом деле все продукты деятельностью, исполняемые под действием сознания и культуры. Культуру других социальных общностей мы должны воспринимать не только по словам, мыслям или целям, но и по действиям и поступкам, потому что реальное воплощение культуры – есть реальная сознательная деятельность.

 

Многообразие культур

Культура отнюдь не целостное понятие, она многообразна. Может быть конфликтов на почве культуры было бы меньше, но жить было бы намного скучнее. Человек  всегда эволюционирует, в его природе  – стремится к чему то новому,  более разнообразному, к чему то «на ступень выше» - это касается и культуры в том числе. Обмен культурными разнообразными веяниями выявлет для человека что-то новое для него, что-то полезное, что-то комфортное для собственного духовного существования.  Потому что там, где нет развития – нет общества. Развитие общества, как целостной структуры, можно судить по многообразию культур в нем, чем больше этот список, тем больше общество развивается и растет в общем духовном плане. Какие-то подситемы культуры отмирают, какие-то появляются новые. Развивая в этом направлении идею О.Конта о социальной физике и представив, что наше общество – живой организм, то культура в этом организме – множество клеток, которые составляют основу всего: костей, органов, крови. Какие то клетки отмирают, на смену им появляются новые. Так и культура в жизнедеятельности общества играет одну из основных ролей. При этом как клетки крепко сцеплены друг с другом, передавая информацию, нервные импульсы и прочее, так и культурные подсистемы должны быть все равно соединены вместе для поддержки целостности всей культуры для поддержания процессов внутри общества.

Многообразие культур социологи  в основном рассматривают в двух аспектах: первый – многообразие культур  в масштабах всего человечества с акцентом на суперсистемы общества (Восток и Запад); второй – акцент идет на отдельное общество с упором на субкультуры.

Аспект первый: понятие суперсистема общества ввел знаменитый российский социолог П. Сорокин. В современном мире выделяют две основных суперсистемы, которые пришли к нам из древности, они твердо укреплены историческим процессом, они часто взаимодействуют друг с другом, но при этом сохраняют свою по-своему уникальную самобытность. Эти две суперсистемы носят название «Запад» и «Восток». Название они носят больше из-за территориального характера, тоесть в суперсисетему «Запад» входит европейские страны и Америка, «Восток» - страны, в которых основной религией является ислам или буддизм. Исторически причиной такого разделения нужно назвать религию, ибо она – неотъемлимая часть не только культуры, но и всей социальной жизни в целом, особенно во времена становления этих суперсистем. Отсюда вопросы бытия, жизненные приоритеты, особенности менталитета у двух этих подсистем разительно отличаются. Современные социологи, философы и культурологи создают труды, в которых выявляют и объясняют эти различия двух суперсистем.

Первое (и наверное основное с социологической  точки зрения) различие относится  к положению человеческой личностью. Для западной сисетмы характерна центральная роль личности в самом бытие, главная цель – самореализация. Отсюда, например, можно объянить, почему идеи гуманизма, идеи о правах человека появились именно на Западе. С другой стророны – консервативный Восток,  религиозные веяния которого наоборот отрицают идеи об индивидуализме и поддерживают идею о подчинении личных интересов судьбе или государству, но никак не самому человеку.

Второе различие состит в отношении  к миру и реальности. И тут «Запад»  и «Восток» принимают противоборствующие позиции: западная модель строится в первую очередь на инициативе и заинтересованности в собвстенном успехе и собственном достатке. Поэтому европецы первыми занимались вопросами демократии, социальной мобильностью, для европы характерны предприятия, которые уходят корнями в историю и имеют свою семейную историю. С другой стороны «Восток», для которого важно то, что внутри человека, а не что вне его. Главное – изменять природу внутри себя, а не во вне себя. В целом Восток несет в себе настроение покорности, ухода в себя и отсутствие жажды жизни.

И третье различие – отношения  к возможностям разума человека. Для «Запада» характерен рационализм, реальное и трезвое восприятие мира, признание человека или явления без прикрас, сила логического мышления. «Восток» же основан на интуиции и сенситивном восприятии.

Конечно так четко разграничивать и давать оценку этим суперсистемам  только по этим критериям не стоит, потому что при всей своей самобытности этих культур между ними все чаще приосходят контакты и заимствование  идей и отношений к каким-либо явлениям. Причин такого может быть несколько, я же считаю основной – глобализацию, которая набирает обороты в мировом обществе. Поэтому некоторые черты уже одной суперсистемы проявляются в другой.

 

Социальные  свойства и функции культуры.

Рассматривая культуру с социологической точки зрения, культура обладает некоторыми свойствами, которые присущи только социокультурным отношениям. Главное свойство культуры с социологической стороны – образование системы знаков, символов, идей, понятных всем для удачного взаимодействия людей. Культура – общественный механизм, поэтому все знаки и идеи создаются в обществе, а если и одним человеком, то эта коммуникативная система должна быть одобрена большинством. Все привычки, как культурный и социальный феномен подтвержает вышесказнное. Так же еще одно свойство культуры – быть определенным образцом поведения, мирвозрения, основанные на устойчивых мотивах и предпочтениях. Существует две социальных функции культуры – Интегративная и регулятивная. Идея интегративной функции заключается в грамотном разделении людей по культурным нормам, при этом не разъединяя их вообще, а наоборот, держа вместе под единоым целом. Вторая фукнция – регулятивная – направляет и ориентирует действия людей, отсюда можно анализировать понятия о добре и зле, и т.д. Для регулятивной функции еще характерно информативность, мотивация и контроль над человеком.

 

Субкультуры

В кульутре есть свои подсистемы, которые  обогащают «мейнстрим», окрашивают в яркие цвета, придают оттенок  разнообразия и живости. Субкультура – это часть культуры, которая отделена от основной культуры, иногда даже противопоставляется. Термин возник в 50е ходы ХХ века. Термин изобрел американский социолог Дэвид Райзенмэн. Спустя полвека субкультуры составляют крупный массив культуры со своими особенностями, связями. Следуя общему правиду культурной жизни общества: «Единство через многообразие», можно выявить, что роль субкультур очень важна для общества. Само наличие развитых и многообразных субкультур свидетельствует об обществе, которые может быстрее приспасабливаться к эволюционным и революционным изменениям, быстрому решению новых сложных идеологических вопросов: в общем, способности для саморазвития. Чем разнообразнее субкультуры, и чем более толератнее отношения между ними, тем больше возможностей для обогощения банка идей и культурных образцов для общества. Что же есть субкультура? Субкультурой можно назвать определенную модификацию массовой культуры, имеющая свою идеологию и мирвозрение. Почему формируются субкультуры? Это неизбежный процесс в динамично развивающейся культуре, он определяется такими процессами, как дифферинцация социальных институтов, стратификация, наличие элиты и низшего класса, различные модели социализации, вовлечение личности в различные социалные группы для поиска поддержки, самоопределения. Какие специфические функции носят субкультуры? Во-первых это свои определенные нормы, ценности. Второй специфической особенностью являются стилевые особенности, которые отражают особенности данной субкультуры(внешний вид, жаргон). И третьей и главной особенностью, которая отличает субкульутру от мейнстрима – это идеология. Каждая субкультура, которая нашла распространение несет определенные идеи, поддерживаемые её участниками. Рассматривая субкультуры следует отметить, что не все они носят положительный характер. Существует группа субкультур, носящих отрицательный характер – субкультура антогонистов, делинквентная субкультура и контркультрура. Перед тем, как перейти к более положительным субкультурам, я бы хотела заострить свое внимание на этих трех.  Субкультура антогонистов противостоит культуре общества, контркультура нарушает социальный порядок. Две эти разнговидности в основном хорошо приживаются в молодежной среде, основываясь на юношевском максимализме и не находит по сути своей серьезных сил для реального сопротивления. Делинквентная субкультура: субкультура, основной контингент которого – преступники, свой замкнутый «мирок» со своими ценностями. Теперь же стоит акцентировать внимание на субкультуры, которые не несут вреда для социальной жизни. Есть несколько вариантов классификации субкультур, вот некоторые из них:

Информация о работе Культура в современном российском обществе