Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:22, контрольная работа
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от
латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание,
воспитание.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от
латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание,
воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более
широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).
По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано
деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и
общественной жизни.
Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин
"культура"
означал противоположность
природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания
чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более
широком смысле.
Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого Просвещения
XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по
его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение
достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и
воспитание, традиции и символы.
Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл только то, что служит
благу человека.
Поэтому все созданное
Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей
человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании
свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в
преодолении в нем "грубости и животности".
В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое
разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни
человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и
духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый
конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной
жизни. Эти способности
характеризуются уровнем
и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически
их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения
стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах
общества.
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности,
как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные
ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но
есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема.
Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной
оболочке, но и в акте творческой деятельности.
Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого
нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны.
Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие -
с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и
духовных ценностей и т.п.
Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть
ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной
ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической),
одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и
т. п.).
Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные
ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни.
Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической
спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры
и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений,
связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и
культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и
правил социальной жизни.
Современная культура
- это сложная система
научных, духовных, общественных компонентов.
Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется
натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая,
генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и
ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они
вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур
деятельности и общения.
В культуре фиксируются:
n общее
отличие человеческой
n качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох,
стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;
n особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах
жизни.
Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность
вычленять в обширном мире социологической науки особое направление -
социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей
социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на
методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке
о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на
взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность
позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных
процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства,
религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в
том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными
общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология
культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного
материала, накопленного
родственными культурологическими дисциплина
целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на
социальные институты, социальные движения, на скорость и характер
социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на
фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на
исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.
Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как
сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее
социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и
распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых
обеспечивается
Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей,
их интеллектуальными, нравственными,
эстетическими и другими
практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества.
Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные
процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние
средств массовой информации на социализацию личности, на общественные
настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных,
семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования,
динамикой численности учреждений культуры и т.д.
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
При изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей. Выделим главные:
1. Культура обладает всепроникающей способностью охватывать все стороны жизни человека и носит интеграционный характер, объединяя различные культурные формы в единую систему духовной жизни. Это универсальное качество культуры.
2. Культурное развитие в целом носит противоречивый характер, что определяется рядом социальных факторов экономического и политического свойства. В свою очередь, это порождает неравнозначность и неравномерность проявления различных сфер в системе культуры: науки, искусства, религии. Так, в период средневековья приоритеты развития получила религия, в эпоху Просвещения – наука, а современное общество политику выдвинуло в качестве определяющей сферы культуры. Это характеризует такое качество культуры, как ее социальную зависимость.
3. Обладая относительной самостоятельностью, культура испытывает на себе влияние условий исторических эпох, но не всегда в своем развитии совпадает с ними. Это выражается либо в опережающем, либо в отстающем характере развития культуры. Пример: в Средневековье зародилась культура Возрождения, которая по своему содержанию во многом опередила историческую эпоху.
Кризис культуры – это всегда признак ее отставания от потребностей исторического общества. Сейчас российское общество заинтересовано в выработке новых культурных ценностей, которые сплотили бы нацию, но их пока нет. Это динамические свойства культуры.
4. Формирование и распространение культуры зависит от уровня развития материальной и духовной культуры общества, а они, в свою очередь, находятся во взаимосвязи и зависимости друг от друга.
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражена в ее функциях:
1) креативная (творческая) функция культуры является фундаментальной. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей, человек формирует особый мир предметов и ценностей– культуру и в этом процессе он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые.
«Преодолевая» генный код биологического существа, человек искусственно развивает самого себя, т.е. здесь культура выступает как способ творческой реализации человека, которые чрезвычайно разнообразны.
Но культура не только
приглашает личность творить, она же
накладывает на неё ограничения.
Эти ограничения
2) познавательная функция тесно связана с творческой функцией. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем мире невозможно было бы сформировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Например, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем развитии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, не способные использовать познавательные функции культуры, могут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость.