Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа
Энергия развития в современной экономике в значительной мере основывается на ценностях, которыми человек руководствуется в своих действиях, то есть менталитете. Моральные традиции общества выступают как механизм его самосохранения. В условиях динамичного экономического развития сознание не способно рационально оценивать ситуацию, и мораль становится тем "компасом", который направляет каждого индивидуума и общество в целом.
О российском менталитете и национальном характере россиян написано много трудов, среди их авторов такие известные ученые, как Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилёв, Д.С. Лихачёв, Н.Д. Никандров и др.
1. Мыслить широко, масштабно,
системно и комплексно, видя одновременно
развитие своей организации на большую
перспективу, не упуская сиюминутных дел
и задач.
2. Быть демократичным и
коллегиальным, поощряя
3. Быть готовым к риску,
который базируется на взвешенном
анализе возникающей проблемы, способным
не только полагаться на интуицию и практический
опыт, но и на зрелый научно обоснованный
расчет.
4. Быть добрым и деликатным,
но не добреньким, масштабным
с точки зрения социальных
запросов людей, но
5. В решении вновь возникающих
задач опираться на научный
подход, передовой опыт, знать и
изучать не только причины
удач, но тщательно анализировать
причины поражений.
6. Умело и грамотно применять
в своей повседневной
Принцип инструкции. Управлять
предпочтительно с помощью
Принцип близости. Вопросы должны решаться
как можно ближе к тому уровню, на котором
они возникли.
Принцип оперативности. Руководитель
должен оперативно реагировать на происходящее,
чтобы подчинённые постоянно ощущали,
как их действия оцениваются руководителем
Принцип воспитания. Руководитель должен
постоянно воспитывать подчинённых - словом
и делом.
Принцип делегирования. Делегирование
полномочий продуктивно только тогда,
когда управленческая ответственность
остаётся за руководителем.
Принцип терпения. Во взаимоотношениях
с подчинёнными руководитель должен проявлять
бесконечное терпение.
Принцип ответственности. Работник должен
отвечать только за то, на что он в состоянии
влиять.
Нарушение управленческих принципов приводит
к нежелательным последствиям, разрушению
психологического климата и организационной
культуры в коллективе.
Актуальность проблемы оценки менталитета
руководителей возникла в нашей стране
давно, но до сих пор нет единого мнения
относительно того, по каким параметрам
следует оценивать руководителей . Очевидно,
что простое перечисление и проверка наличия
личностных качеств не является универсальной
оценкой. В развитых зарубежных странах
уже давно отказались от такой оценки,
ибо как показала управленческая практика,
совершенно не обязательно имеется связь
между наличием этих качеств и успешной
деятельностью руководителя. В случае
оценки не только личностных и деловых
качеств, но и степени сложности и результативности
труда также возникает ряд затруднений:
во-первых, управленческая деятельность
не является четко структурированной,
то есть ее нельзя разложить на отдельно
взятые элементы, которые можно было бы
измерить и оценить степень их сложности;
во-вторых, при оценке трудно избежать
субъективности, источник которой кроется
в участии самих людей (психологов, экспертов)
в этой процедуре . Помимо этого, оценивают
поведение руководителя в разных ситуациях,
а также средства и методы его деятельности,
соответствующие ситуации. Параметры
оценки используют в различных сочетаниях,
в зависимости от цели и задач исследования.
Для оценки труда руководителя применяют
следующие группы методов :
а) описательные - базируются только на
качественных характеристиках (награды,
перемещения и т.п.).
б) количественные - основаны на ранее
разработанных показателях, характеризующих
знания, опыт работы, уровень образования
и т.п.
в) смешанные методы включают описательные
и количественные элементы.
Способности и качество деятельности
руководителя исследуют, используя такие
социологические методы, как беседа, тестирование,
деловые игры и т.п.
Управленческий менталитет. Высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Менталитет - устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные, профессиональные и исторические общности. Менталитет - квинтэссенция культуры, поскольку выступает как результат культуры и традиций, являясь в то же время, глубинным источником развития культуры. В управленческом менталитете воплощается совокупность установок к определенному типу мышления и действия. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к жизни общества. Среди определений содержательного плана, менталитет характеризуется как «способ видения мира», наличие определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя.
Таким образом, нами определена структурная цепочка развития управленческой культуры педагога через сквозные стадии ее становления: «житейский» - «адаптация» - «самоактуализация» - «компетентность (собственно культура)» - «мастерство» - «профессионализм» -»менталитет». Именно менталитет занимает иерархически высшую ступень культуры личности, предопределяя содержание всех звеньев этой цепочки, в культуре материализуются ментальные ценности социума, поскольку, во-первых, через культуру, через познание уже состоявшихся культурных ценностей можно судить о наиболее существенных характеристиках менталитета, во-вторых, апеллируя к соответствующим компонентам культуры можно влиять на менталитет
Признавая важность культуры в становлении личности, обратимся к проблеме развития управленческо-педагогической культуры будущих специалистов дошкольного образования. Нами выделены этапы становления и развития управленческой культуры. Становление управленческой культуры педагога дошкольного образования осуществляется в период обучения в вузе. О наличии у специалиста собственно управленческой культуры, со всеми присущими ей компонентами, можно говорить лишь по окончании им вуза: в аксилогической сфере - интерес к объекту, склонность взаимодействовать с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности; в гностической сфере - информированности в области педагогического управления, степени осознания его значимости; в технологической сфере - осознания своих реальных умений и возможностей влияния на объект. При всех различиях в нюансах понимания управленческой культуры специалиста, наиболее существенными ее атрибутами признаются: глубокое, обоснованное и уважительное отношение к наследию прошлого опыта в эволюции управления, способность к творческому восприятию управленческих традиций, пониманию и преобразованию отношений к окружающей действительности в процессе управленческой деятельности.
Термин «управленческая культура педагога», в отличие от «компетентности», относит нас к совершенно иному контексту, контексту человеческой культуры. Для него характерно проявление, удержание специфичного, своеобразного, уникального, отражающего целостность ее носителя, творца, субъекта. В этом смысле можно говорить о разных «масштабах» понятия управленческой культуры: культура этноса, общества, учреждения, специалиста. По мнению В.Н. Сагатовского, именно в культуре кристаллизовано духовное начало. В ней запечатлеваются для потомков процессы и результаты человеческой деятельности, суть которых в определении ценностей и жизненных смыслов.
Опираясь на эту мысль, можно предположить, что речь об управленческой культуре на уровне личности может начинаться лишь с того момента, когда появляется, осознается и целенаправленно реализуется индивидуальный смысл профессиональной деятельности. Уровень сформированности управленческо-педагогической культуры может быть разным, а содержательные характеристики ее всегда несут конкретную социально-историческую нагрузку. При этом, индивидуальной управленческой культуры может быть соотнесен не только с уровнем другого человека, но и с более широким культурным контекстом, например, с уровнем управленческой культуры государства, национальной общности, определенного типа образовательного учреждения и др.
Итак, управленческая компетентность
обеспечивает педагогу высокую результативность
работы; управленческое мастерство придает
эстетическую форму и деятельности,
и отношениям, одухотворяя их. Непохожесть
стиля деятельности, отличают мастерство
профессионала от того, кто просто хорошо
исполняет свою деятельность. Управленческая
культура проявляется в непохожести, наличием
некой эстетической оформленности, своеобразием
профессионально-
Подводя итог анализа сущностных характеристик управленческой культуры специалиста дошкольного образования, приходим к следующему выводу: управленческая культура является частью профессиональной культуры специалиста и рассматривается как культура личности, проявляющаяся в культуре деятельности. Традиционное представление о профессионально - педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Управленческая культура руководителей образовательных учреждений представляет собой меру и способ творческой самореализации личности специалиста в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учреждением. Установка специалиста воздействовать на объект управления заменяется на потребность во взаимодействии в процессе педагогического управления - то это позволяет говорить о наличии определенного уровня управленческой культуры: критический (низкий), допустимый (средний), достаточный (высокий), оптимальный (высший).
Процесс и результат развития управленческой культуры представляет собой структурную цепочку этапов и стадий ее формирования: зарождения (профессиональное самоопределение) - становления и самоактулизации (обучение в вузе, по окончании его - профессиональная компетентность) - зрелости (управленческое мастерство, в процессе профессиональной деятельности) - преобразования (профессионализм на уровне творчества). Квинтэссенцией управленческой культуры педагога является - менталитет. Выделенные этапы характеризуют уровни управленческой культуры педагога: начальный, критический (низкий), допустимый (средний), достаточный (высокий).
Список литературы
1. Атаманчук Г.В. Теория
2. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 272.
3. Лукомский, В.К. Менталитет в России. М.: Книга, 2003. С 234.
Информация о работе Культурные особенности управленческого менталитета