Культурные особенности управленческого менталитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Энергия развития в современной экономике в значительной мере основывается на ценностях, которыми человек руководствуется в своих действиях, то есть менталитете. Моральные традиции общества выступают как механизм его самосохранения. В условиях динамичного экономического развития сознание не способно рационально оценивать ситуацию, и мораль становится тем "компасом", который направляет каждого индивидуума и общество в целом.
О российском менталитете и национальном характере россиян написано много трудов, среди их авторов такие известные ученые, как Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилёв, Д.С. Лихачёв, Н.Д. Никандров и др.

Файлы: 1 файл

кр менталитет.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 
1. Мыслить широко, масштабно,  системно и комплексно, видя одновременно  развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач.

 
2. Быть демократичным и  коллегиальным, поощряя творческую  инициативу своих подчиненных,  но одновременно и авторитарным  с демагогами и лодырями.

 
3. Быть готовым к риску,  который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый научно обоснованный расчет.

 
4. Быть добрым и деликатным, но не добреньким, масштабным  с точки зрения социальных  запросов людей, но одновременно требовательным, когда это касается качества работы и дисциплины труда в коллективе.

 
5. В решении вновь возникающих  задач опираться на научный  подход, передовой опыт, знать и  изучать не только причины  удач, но тщательно анализировать  причины поражений.

 
6. Умело и грамотно применять  в своей повседневной деятельности  следующие управленческие принципы :

 
Принцип инструкции. Управлять  предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и  распоряжений. 
Принцип близости. Вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли. 
Принцип оперативности. Руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчинённые постоянно ощущали, как их действия оцениваются руководителем 
Принцип воспитания. Руководитель должен постоянно воспитывать подчинённых - словом и делом. 
Принцип делегирования. Делегирование полномочий продуктивно только тогда, когда управленческая ответственность остаётся за руководителем. 
Принцип терпения. Во взаимоотношениях с подчинёнными руководитель должен проявлять бесконечное терпение. 
Принцип ответственности. Работник должен отвечать только за то, на что он в состоянии влиять. 
Нарушение управленческих принципов приводит к нежелательным последствиям, разрушению психологического климата и организационной культуры в коллективе. 
Актуальность проблемы оценки менталитета руководителей возникла в нашей стране давно, но до сих пор нет единого мнения относительно того, по каким параметрам следует оценивать руководителей . Очевидно, что простое перечисление и проверка наличия личностных качеств не является универсальной оценкой. В развитых зарубежных странах уже давно отказались от такой оценки, ибо как показала управленческая практика, совершенно не обязательно имеется связь между наличием этих качеств и успешной деятельностью руководителя. В случае оценки не только личностных и деловых качеств, но и степени сложности и результативности труда также возникает ряд затруднений: во-первых, управленческая деятельность не является четко структурированной, то есть ее нельзя разложить на отдельно взятые элементы, которые можно было бы измерить и оценить степень их сложности; во-вторых, при оценке трудно избежать субъективности, источник которой кроется в участии самих людей (психологов, экспертов) в этой процедуре . Помимо этого, оценивают поведение руководителя в разных ситуациях, а также средства и методы его деятельности, соответствующие ситуации. Параметры оценки используют в различных сочетаниях, в зависимости от цели и задач исследования. Для оценки труда руководителя применяют следующие группы методов :  
а) описательные - базируются только на качественных характеристиках (награды, перемещения и т.п.).  
б) количественные - основаны на ранее разработанных показателях, характеризующих знания, опыт работы, уровень образования и т.п.  
в) смешанные методы включают описательные и количественные элементы.  
Способности и качество деятельности руководителя исследуют, используя такие социологические методы, как беседа, тестирование, деловые игры и т.п.

Управленческий менталитет. Высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Менталитет - устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные, профессиональные и исторические общности. Менталитет - квинтэссенция культуры, поскольку выступает как результат культуры и традиций, являясь в то же время, глубинным источником развития культуры. В управленческом менталитете воплощается совокупность установок к определенному типу мышления и действия. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к жизни общества. Среди определений содержательного плана, менталитет характеризуется как «способ видения мира», наличие определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя.

Таким образом, нами определена структурная цепочка развития управленческой культуры педагога через сквозные стадии ее становления: «житейский» - «адаптация» - «самоактуализация» - «компетентность (собственно культура)» - «мастерство» - «профессионализм» -»менталитет». Именно менталитет занимает иерархически высшую ступень культуры личности, предопределяя содержание всех звеньев этой цепочки, в культуре материализуются ментальные ценности социума, поскольку, во-первых, через культуру, через познание уже состоявшихся культурных ценностей можно судить о наиболее существенных характеристиках менталитета, во-вторых, апеллируя к соответствующим компонентам культуры можно влиять на менталитет

Признавая важность культуры в становлении личности, обратимся  к проблеме развития управленческо-педагогической культуры будущих специалистов дошкольного  образования. Нами выделены этапы становления  и развития управленческой культуры. Становление управленческой культуры педагога дошкольного образования осуществляется в период обучения в вузе. О наличии у специалиста собственно управленческой культуры, со всеми присущими ей компонентами, можно говорить лишь по окончании им вуза: в аксилогической сфере - интерес к объекту, склонность взаимодействовать с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности; в гностической сфере - информированности в области педагогического управления, степени осознания его значимости; в технологической сфере - осознания своих реальных умений и возможностей влияния на объект. При всех различиях в нюансах понимания управленческой культуры специалиста, наиболее существенными ее атрибутами признаются: глубокое, обоснованное и уважительное отношение к наследию прошлого опыта в эволюции управления, способность к творческому восприятию управленческих традиций, пониманию и преобразованию отношений к окружающей действительности в процессе управленческой деятельности.

Термин «управленческая  культура педагога», в отличие от «компетентности», относит нас к совершенно иному контексту, контексту человеческой культуры. Для него характерно проявление, удержание специфичного, своеобразного, уникального, отражающего целостность ее носителя, творца, субъекта. В этом смысле можно говорить о разных «масштабах» понятия управленческой культуры: культура этноса, общества, учреждения, специалиста. По мнению В.Н. Сагатовского, именно в культуре кристаллизовано духовное начало. В ней запечатлеваются для потомков процессы и результаты человеческой деятельности, суть которых в определении ценностей и жизненных смыслов.

Опираясь на эту мысль, можно предположить, что речь об управленческой культуре на уровне личности может начинаться лишь с того момента, когда появляется, осознается и целенаправленно реализуется индивидуальный смысл профессиональной деятельности. Уровень сформированности управленческо-педагогической культуры может быть разным, а содержательные характеристики ее всегда несут конкретную социально-историческую нагрузку. При этом, индивидуальной управленческой культуры может быть соотнесен не только с уровнем другого человека, но и с более широким культурным контекстом, например, с уровнем управленческой культуры государства, национальной общности, определенного типа образовательного учреждения и др.

Итак, управленческая компетентность обеспечивает педагогу высокую результативность работы; управленческое мастерство придает  эстетическую форму и деятельности, и отношениям, одухотворяя их. Непохожесть  стиля деятельности, отличают мастерство профессионала от того, кто просто хорошо исполняет свою деятельность. Управленческая культура проявляется в непохожести, наличием некой эстетической оформленности, своеобразием профессионально-педагогического имиджа.

Подводя итог анализа  сущностных характеристик управленческой культуры специалиста дошкольного образования, приходим к следующему выводу: управленческая культура является частью профессиональной культуры специалиста и рассматривается как культура личности, проявляющаяся в культуре деятельности. Традиционное представление о профессионально - педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Управленческая культура руководителей образовательных учреждений представляет собой меру и способ творческой самореализации личности специалиста в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учреждением. Установка специалиста воздействовать на объект управления заменяется на потребность во взаимодействии в процессе педагогического управления - то это позволяет говорить о наличии определенного уровня управленческой культуры: критический (низкий), допустимый (средний), достаточный (высокий), оптимальный (высший).

 

 

 

 Процесс и результат развития управленческой культуры представляет собой структурную  цепочку этапов и стадий ее формирования: зарождения (профессиональное самоопределение) - становления и самоактулизации (обучение в вузе, по окончании его - профессиональная компетентность) - зрелости (управленческое мастерство, в процессе профессиональной деятельности) - преобразования (профессионализм на уровне творчества). Квинтэссенцией управленческой культуры педагога является - менталитет. Выделенные этапы характеризуют уровни управленческой культуры педагога: начальный, критический (низкий), допустимый (средний), достаточный (высокий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного  управления. М., 2000. С. 912.

2. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 272.

3. Лукомский, В.К. Менталитет в России. М.: Книга, 2003. С 234.

 


Информация о работе Культурные особенности управленческого менталитета