Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 08:24, контрольная работа
Объект данного исследования - молодёжь как социально- демографическая группа.
Предметом исследования являются культурные потребности современной молодёжи ,как проблемы.
Цель : проанализировать молодёжь и её культурные потребности, выявить особенности культурных предпочтений ,выявить факторы ,влияющие на формирование культурных потребностей молодёжи.
Введение
Глава 1. Культура молодёжи
1.1 Молодёжь как социально- демографическая группа населения
1.2 Молодёжь и её роль в современном обществе
1.3 Проблемы, с которыми сталкивается современная молодёжь
Глава 2. Культурные потребности, как проблема современной молодёжи
2.1 Общая характеристика культурных потребностей
2.2 Особенности молодёжи в современном обществе
Заключение
Список литературы
В крайних случаях в поисках самоутверждения молодые люди бросают учебу, меняют профессии, постятся, увлекаются восточными учениями. Не всегда это безобидно. Среди молодых людей попавших в тоталитарные секты или организации экстремистского толка не редкость одержимые идеей самоосуществления. Часто они отдают дань разнообразным интеллектуальным модам. Постоянный выбор и перемена в увлечения приводят к тому, что они рвут связи с действительностью. Став игрушкой в чьих-то манипуляциях, попавшие в жесткие условия сект, они зачастую испытывают облегчение: уходит жизнь-борьба, не нужно делать выбор. Отказ от собственной воли - оборотная сторона институализации биографических образцов в культуре, необходимости выстраивать свою жизненную стратегию вне сословных и идеологических рамок. Уход от социальной действительности в секты и подобные объединения сродни девиантному поведению, рассматриваемого не как «патология», а как естественный результат эволюции социума, как комфорные формы жизнедеятельности. По всей видимости, невозможно преодолеть и ликвидировать эти негативные проявления в духовной сфере. Также с трудом эти виды девиации поддаются количественной оценке или регистрации. Речь может идти лишь об адекватных способах и методах регулирования.
Учитывая актуальность изучаемой проблемы, стоит взять во внимание и изучить особенности организации молодежью своего свободного времени.
Используя метод анкетирования, мы получили определенные результаты работы. Анализируя их, мы выявили следующие особенности:
· количество свободного времени в пределах 3 часов преобладает у молодых людей - это 53%, а у девушек составляет - 48%
· свободное время от 3-х до 5-ти часов преобладает у девушек - 51% и у молодых людей составляет - 46%
· 5 - 7 часов свободного времени имеют всего 1% всех молодых людей и девушек
· Более 7 часов свободным временем не располагает никто. А это очень много времени.
Исследовав то, какие кружки и секции посещают студенты, мы выяснила, что;
· Молодые люди занимаются спортом или никуда не ходят (44 и 38%)
· Девушки, в основном, никуда не ходят, иногда занимаются спортом. (65 и 27%)
Анализируя особенности проведения свободного времени студентами, мы обратили внимание, что:
· Молодые люди чаще всего предпочитают гулять с друзьями, играть в компьютерные игры и выезжать на природу (60, 33 и 26,6%)
· Девушки же отдают предпочтение чтению журналов и художественных книг, шопингу и просмотру телевизора (33, 27 и 27%).
Анализируя студенческие группы по различным курсам (1-3), мы увидели, что:
· Свободного времени больше у II курса (87,5% - от 3 до 5 часов), меньше - у III (45% - от 3 до 5 ч), и еще меньше - у I курса (40% - также от 3 до 5 ч)
· Студенты всех курсов любят гулять с друзьями и отдыхать на природе, причем I и III курсы предпочитают читать журналы и художественные книги (30 и 35% соответственно), а II - смотреть телевизор (37,5%).
· Также видим, что 1, 3 курсы, в основном, никуда не ходят (47 и 65% соответственно), иногда занимаются спортом (по 30%), 2 же курс наоборот - чаще занимается спортом (62%), реже не ходят ни куда (38%).
Влияет на это:
У 1 курса наибольшее влияние оказывает желание, меньше - финансовое и семейное положения. У 2 и 3 курсов больше - финансовое положение - (63 и 54% соответственно), меньше - желание (25 и 20%)
Сравнивая различные учебные заведения, мы получили, что:
· Практически у всех студентов времени свободного от 3 до 5 часов.
В целом можно отметить, что в сфере свободного времени молодежи в настоящий период наиболее отчетливо проявляются следующие тенденции: отступление от культурных национальных традиций в организации и проведении досуга; усиление нормативной автономизации молодых людей, когда они руководствуются своими нормами поведения, составляющими их особую субкультуру; извращенное понимание сущности свободного времени; доминирование потребительских форм использования свободного времени; нарастание статусно-престижных интересов в реализации свободного времени.
Одной из важнейших причин, породивших эти тенденции, явилось разрушение традиционных институтов социализации молодого поколения. Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующими эстетическими, этическими и общекультурными ценностями. Повышению качественного состояния свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального состояния населения нашей страны, развитие и организация социальной инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всесторонне усвоение.
Глава 2. Культурные потребности, как проблема современной молодёжи
Потребности -это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», -- отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому потребности и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения потребностей, а при отсутствии таких возможностей -- путём подавления или замещения данной потребности другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных потребностей, невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.
Удовлетворение потребностей - цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие (вторичные и первичные). При рождении человек испытывает только первичные (физиологические) потребности. По мере социализации происходит становление высших духовных потребностей, более того, сущность социализации заключается в развитии именно социальных потребностей и социальных способов их удовлетворения. В широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.
Для определения культурного вида потребностей известный интерес представляет осмысление социально-психологических механизмов этого явления. Свое начало социально-психологическая теория потребностей ведет от школы представителя немецкой гештальтпсихологии К. Левина, который рассматривал потребность как двигатель человеческой деятельности, как динамическое состояние, возникающее у человека при реализации его намерений. Для раскрытия процесса функционирования потребностей много сделала экспериментальная психология, изучавшая личность (Б.Г. Ананьев, В. П. Мясищев). Значительным вкладом в изучение природы потребностей личности явилась и концепция Д.Н.Узнадзе об установке.
В сфере культуры при формировании последних, нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.
В отечественной социологии известен также оригинальный подход к определению структуры потребностей, который носит название иерархической системы диспропорций. Смысл этого подхода в том, что потребности образуют некую иерархическую систему, состоящую из четырех уровней: низкого, где формируются элементарные (витальные) потребности; второго уровня, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третьего уровня, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности.
Названные подходы не могут в полной мере характеризовать методологию осмысления проблемы субкультур без учета такого аспекта, как формирование разумных потребностей.
В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени.
И еще одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненное с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью.
духовным потребностям можно отнести:
- потребность в знании
(теоретико-познавательная), интерес
человека к познанию
- нравственная потребность, стремление к развитию таких нравственных сторон поведения и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах, занятиях в свободное время;
- потребность в духовном
общении (коммуникативная), желание
человека устанавливать связи
и взаимоотношения в различных
условиях своей деятельности, в
том числе и в сфере семейных
отношений. Эта потребность человека
удовлетворяется путем обмена
информацией, усвоения произведений
художественной культуры, потребления
духовных благ, что способствует
формированию благоприятных
- художественно-эстетическая
потребность является
Учитывая пластичность культурных потребностей, их динамичность и способность проявляться в определенных индивидуализированных продуктах духовного производства, надо иметь в виду, что особое место в их характеристике принадлежит деятельности личности. Поэтому культурные потребности невозможно представить без анализа процесса создания ценностей культуры и их потребления. Производство и потребление, являясь двумя сторонами единой системы, выражают основу индивидуализации культурной потребности.
Интерес всегда выражает волю и желание конкретного человека. Словом, потребность не может проявляться иначе, чем через интерес. В особенности это относится к таким специфическим потребностям, как культурные, которые одновременно являются носителями интереса личности. Поэтому в разработке этого понятия большое место принадлежит эмпирическим показателям, позволяющим проследить путь формирования культурных потребностей, охарактеризовать их структуру. Опираясь на эти подходы, охарактеризуем систему культурных потребностей молодежи.
Значительное место в системе субкультуры молодежи принадлежит познавательным потребностям. Круг их проявления довольно широк. Условно можно выделить три сферы их проявления: система получения знания, чтение, средства массовой информации и искусства.
Что касается первой сферы удовлетворения познавательной потребности молодежи, то она, в основном, реализуется за счет различных форм государственного образования, а, кроме того, за счет повышения квалификации, самообразования в экстерных учреждениях, а также в многочисленных образовательных структурах частного характера или работающих на принципах контракта. Определенное место здесь занимают краткосрочные формы обучения (курсы, семинары, различные школы, работающие за рубежом).
Что касается потребности в средствах массовой информации и искусства, то ее удовлетворение чрезвычайно усложнено главным образом за счет «плюрализма», царящего в СМИ и в сфере художественной жизни, за счет отсутствия должных нравственных норм, засилья низкопробной рекламы и произведений сомнительной художественной ценности.
Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Это наиболее сложная категория, которая с трудом поддается эмпирической фиксации, а проявляется в идеологических взглядах и мировоззренческой культуре личности.
Применительно к характеристикам культурных потребностей молодежи, влияющих на ее субкультуру, целесообразно остановиться на тех потребностях, которые формируют человека как нравственную личность. Нравственность -- сторона духовного мира личности, культура -- другая его сторона, причем неразрывно связанная с первой. Поэтому без раскрытия нравственной направленности, идеалов и принципов личности невозможно охарактеризовать ее культуру. Подлинная нравственность личности детерминируется развитостью общественных отношений, уровнем демократизации и культуры.
Тем не менее носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира. Вот почему для понимания культурного развития личности необходимо рассматривать ее нравственные потребности.
Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития.
Информация о работе Культурные потребности современной молодёжи