Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 08:24, контрольная работа
Объект данного исследования - молодёжь как социально- демографическая группа.
Предметом исследования являются культурные потребности современной молодёжи ,как проблемы.
Цель : проанализировать молодёжь и её культурные потребности, выявить особенности культурных предпочтений ,выявить факторы ,влияющие на формирование культурных потребностей молодёжи.
Введение
Глава 1. Культура молодёжи
1.1 Молодёжь как социально- демографическая группа населения
1.2 Молодёжь и её роль в современном обществе
1.3 Проблемы, с которыми сталкивается современная молодёжь
Глава 2. Культурные потребности, как проблема современной молодёжи
2.1 Общая характеристика культурных потребностей
2.2 Особенности молодёжи в современном обществе
Заключение
Список литературы
В структуре культурных потребностей молодежи происходят перманентные изменения. Прежде всего, они становятся более динамичными, активно и последовательно реагируют на интеллектуализацию общественных отношений, на изменения в быте и обще культурном уровне жизни. Объективно отличительной чертой культурных потребностей молодежи является ориентация на творческие виды деятельности в процессе труда и досуга, приоритет познавательного интереса, высоких нравственных качеств личности. Однако реально это не исключает негативных тенденций, противоречащих задачам культурного развития молодежи и содержанию ее субкультуры.
Культурные потребности молодежи следует рассматривать в диалектической взаимосвязи двух форм их проявления, выражающихся в производстве культуры и потреблении созданных культурных ценностей.
Изменения происходят в структуре культурных потребностей молодежи. Если ранее в ней преобладала ориентация на творческие виды деятельности, сегодня приоритет творческой деятельности утрачен.
В целом молодежь не вполне удовлетворяют возможности, которые могут предложить культурно-досуговые учреждения. С течением времени и культурные запросы молодежи, и возможности для их удовлетворения претерпевали значительные изменения. Исследования первой половины 90-х годов отмечали снижение интереса молодежи к книге. Если среди взрослого населения число активно читающих составляло 75%, то в молодежной аудитории - лишь 40%. Сегодня снова среди учреждений культуры самая массовая аудитория посетителей - у библиотек и читальных залов
Молодежь возвращается к книге. Утверждают, что любят читать 63% молодых людей, при этом 55% молодых людей отмечают, что это связано с работой или учёбой.
Второе рождение переживают сегодня библиотеки Москвы, а по примеру столицы - библиотеки больших и малых городов России. Сохраняя свою основную направленность «дома, где царствует книга», они преобразуются в информационные интеллект-центры, что позволяет им стать общедоступными полифункциональными культурными комплексами, способствующими повышению культурного и образовательного уровня, духовному воспитанию подрастающих поколений.
В отношении современной молодёжи к литературе и чтению можно выделить следующие основные тенденции:
- предпочтение отдается низкосортной, бульварной литературе;
- популярностью пользуется специальная, научно-популярная литература в связи с освоением новых профессий;
- большое воздействие
на выбор литературы
- существенную роль в
выборе литературы играет
На фактор посещаемости театров значительное влияние оказывают как возраст, так и образовательный уровень молодежи. Наиболее активные посетители театров -- люди в возрасте 30-39 лет. За пределами этого возраста посещаемость снижается. Среди молодёжи - активных театралов не более 10%. Наблюдается тенденция сокращения доступности театров для малообеспеченных слоев населения, что ведет к качественному изменению состава театральной аудитории. Таким образом, театр не использует своих воспитательных возможностей. И не только потому, что театр не является массовым видом искусства (молодёжь нечасто бывает в театре, в среднем не более 1-2 раз в год), но ещё и потому, что в погоне за модой и прибылью многие театры, режиссёры, драматурги выдают «продукцию» крайне низкого художественного и эстетического уровня, разлагающую духовный мир молодого человека - спектакли, эксплуатирующие темы насилия, сексуальной патологии, наркомании, искажающие историю и высмеивающие культурные традиции России.
В связи с этим, видится перспективным целевое бюджетное финансирование социально и культурно значимых театральных проектов, исполняющих просветительские, воспитательные функции. Среди таких реально существующих проектов можно назвать конкурсы драматургов «Мы дети твои, Россия!», «Премьера», «Долг. Честь. Достоинство», фестивали «Золотая маска», «Театральная осень», «Славянский венец».
Очень важно чтобы театр для молодых делали молодые авторы, режиссеры, актеры, говоря с ними на понятном им языке, помогая решать волнующие их и важные для страны проблемы.
Значительное место в жизни молодежи занимает музыка. В 60-е гг. музыке отводилось 4 -- 6 место среди предпочтений молодежи, в 70-е гг. - 2 место, а в настоящее время музыка в системе предпочтений молодежи прочно вышла на 1 место. Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство молодежи предпочитает наиболее элементарную, легкую для восприятия музыку - рейв, рэп, рок и эстраду. Произведения классики, фольклор в структуре музыкальных интересов занимают последние места.
Работа в сфере музыкального просвещения, привития понимания прекрасного, неприятия пошлости, примитива, антихудожественности в сфере музыкально-песенного творчества имеет гораздо большее значение, чем кажется на первый взгляд. Какую музыку, какие песни слушает подросток, молодой человек, таков и его духовный мир - глубокий и богатый, как мир классической, народной, лучших образцов эстрадной музыки, или примитивный, мрачный, пустой и ущербный, как мир полууголовного шансона, эстрадных однодневок или рок-примитива, воспевающих элементарные животные инстинкты, возводящие безвкусицу, пошлость и глупость в эталон массовой культуры.
Высок среди молодёжи интерес к кинематографу. Характерной чертой кинопроката в 90-е годы являлось тотальное преобладание западных, более всего американских фильмов примитивного содержания, ориентированных на самую невзыскательную аудиторию. Это было самое тяжелое время для отечественного кинопроизводства. В настоящее время ситуация меняется в пользу отечественного кино. Однако это касается более количественного, но не качественного роста. Российские кинопроизводители успешно учатся конкурировать с западными коллегами по кассовости своих фильмов, содержание же новых российских картин, за редким исключением, достаточно примитивно и представляет сюжетные кальки западных боевиков, триллеров, фэнтези и т.п., пересаженные на российскую почву, где о художественной глубине, духовности, эстетической ценности говорить не приходится.
2.2 Особенности молодёжи в современном обществе
Если быть честным и не бояться говорить правду, то нужно признать, что "пятилетка реформ" не дала ничего молодежи как социально-демографической группе, а отняла -- очень многое. Можно сколь угодно долго ругать Советскую власть, но совершенно очевидно, что Советская власть никогда не доводила молодежь до такого состояния тотальной заброшенности, как сегодняшний режим. И совершенно неважно, что молодежная политика Советской власти объяснялась чисто прагматическими причинами: заботой о стабильном развитии страны, стабильном существовании режима, необходимостью подготовки кадров (и технических, и идеологических), соревнованием с Западом, наконец.
Собственно, задача обеспечения стабильного развития страны, подготовки молодых квалифицированных кадров взамен старых и, соответственно, кадрового обновления стоит и перед сегодняшним режимом. Если режим Ельцина самоустранился от решения этих -- ОБ ЕКТИВНЫХ -- задач государственной власти, то это свидетельствует против самого режима.
Первое, что бросается в глаза, -- это тотальное отчуждение молодежи от власти. В советский период существовал институт связи молодежной массы с властью -- ВЛКСМ. Его деятельность отнюдь не сводилась к формуле "партия сказала: надо, комсомол ответил: есть!", вопреки тому представлению, которое нам пытаются навязать сегодня платные буржуазные "идеологи". Существовал целый набор общественно-государственных функций развития, воспитания, образования и рекреации молодежи, которые "висели" на комсомоле. Хорошо или плохо, но комсомол их выполнял. Даже в 70-е -- 80-е гг., когда аппарат ВЛКСМ, инфильтрованный огромным количеством молодых, нахрапистых и беспринципных карьеристов, довел себя до состояния откровенного морального разложения и духовной деградации, ВЛКСМ оставался "улицей с двусторонним движением".
О том, как живет "пэтеушная" молодежь, и вовсе вы нигде не прочтете. Единственным человеком, который осмелился написать об этом, был анархист М. Цовма, а единственным изданием, которое осмелилось его опубликовать, была газета "Латинский квартал". Сейчас, кстати, "Латинский квартал" уже не выходит, поплатившись за свой радикализм, а люди, издававшие его, вынуждены зарабатывать себе на жизнь в бездарной и убогой "справочно-телепрограммной" "Неделе".(31) Если кратко суммировать описанное М.Цовмой, жизнь "пэтеушника" такова: учить ничему не учат (преподаватель физики, например, ставит пять баллов тому, кто первым успеет правильно ответить на вопрос "сколько времени"), перспектив никаких (работы по специальности не предвидится), "пэтеушники" живут в атмосфере полицейского террора (в милицию их забирают по поводу и без повода, при этом, естественно, избивают), денег нет, поэтому от всякого культурного досуга они отстранены, основное времяпрепровождение -- бесцельное шатание по улицам (дома-то тоже тошно), предел мечтаний -- раздобыть "травки", забить один "косяк" на всю немаленькую компанию (на большее денег нет) и "покайфовать" где-нибудь в подъезде. Наркотики, кстати, продаются тут же в "лицее" (так теперь называется ПТУ), "пушеров" милиция знает в лицо, но, получая от них мзду, естественно, не трогает. Фактически на этом уровне наркобизнес легализован и даже поощряется властями (милиции выгодно держать подростков "на крючке").
Сегодня постоянно слышишь и читаешь сетования на "аполитичность молодежи". Да, молодежь (даже наиболее образованная часть -- студенчество) в массе своей социально пассивна и аполитична. А какой еще она может быть, если ей методично навязывается потребительская модель жизни? Потребитель, разумеется, социально пассивен и аполитичен. Для него вся "политика" вытесняется в экран телевизора, превращается в часть того, что Ги Дебор называл "обществом зрелища". Причем весь "взрослый мир" (включая оппозицию) фактически приветствует такое развитие событий, дружно восхваляя "гражданское общество". Между тем, "гражданское общество" -- это вовсе не общество социально активных граждан, как по недоразумению (дезориентированные самим термином) думают наши политические деятели, "гражданское общество" -- это общество обывателей. А обыватель в принципе аполитичен.
Но даже и наиболее активная часть молодежи оказывается вынужденно аполитичной. О какой политической активности может идти речь в стране, где вся политика превращена в "борьбу под ковром в Кремле", где, как очевидно любому, все политические изменения находятся на кончике пера президента, а если ты попробуешь проявить политическую "инициативу снизу" -- ответом тебе будет омоновская дубинка?
Говоря об аполитичности молодежи, мы имеем дело в реальности с двумя одновременно существующими формами "отказа от политики" -- во-первых (к сожалению, в большинстве), с обычной обывательской аполитичностью, а во-вторых, с БОЙКОТОМ политики в той форме, в какой она навязывается молодежи. Второе -- это уже вариант политического выбора.
Аполитичность молодежи -- это лишь часть более общего явления, которое можно назвать "конфликтом поколений". Официально у нас его нет. В советский период тоже "не было". Реальный молодой человек -- хиппи, рокер или шпана (в данном случае неважно) -- рассматривался советской официальной пропагандой как случайный "вывих", а "нормой" считался полностью лишенный всех признаков молодости зализанный и рано полысевший комсомольский деятель -- карьерист и приспособленец. Но все же вне стен райкомов комсомола и интервью в программе "Время" "взрослый мир" и молодежь говорили хотя бы на взаимопонятном языке.
Свыше 25 лет назад Маргарет Мид показала, что в современном обществе бунтующая молодежь играет важную роль "социального бульдозера": легко воспринимая новейшие достижения и открытия, она давит на "взрослый мир" и, занимая со временем места "взрослых", устраняет устаревшие, консервативные, утратившие адекватность институты, представления и порядки (7). Разумеется, такая социальная роль молодежи предполагала, что каждое следующее поколение более образованно, более интеллектуально и более коллективизированно, чем предыдущие в том же возрасте. Только в этом случае (М. Мид называла это случаем "префигуративного" общества) новое поколение способно приобретать необходимые знания и внутреннюю морально-идеологическую опору из широкого круга источников (в том числе, чисто "идеальных" -- книг, например) и противостоять давлению консервативной среды "взрослых".
Заключение
Что же означает понятие культура молодёжи? Это переработка общей культуры ,культура молодого поколения. Культура молодёжи -это культурная жизнь молодёжи, самовыражение молодых людей и их поведение . культурная жизнь является самореализацией молодёжи и предметом её обожания .
Молодёжная культура- это ценности, интересы, увлечения молодёжи. Культура молодёжи отражает психологический и социальный облик общества и времени.
Молодёжь не бывает плохой -она разная. Если сравнивать молодёжь другого времени ,то можно сделать вывод .Раньше было много табу, масса стереотипов. А у сегодняшней молодёжи больше свободы. Молодёжь более отчаяннее, бесшабашнее, продвинутее.
Существует особенность молодёжи : где-то она одинаковая, а в других местах разная. Молодёжь существует в глобальном информационном пространстве ,в интернете. Любое культурное событие не изолировано от молодёжи, оно наоборот распространяется быстрее всего.
Информация о работе Культурные потребности современной молодёжи