Лекотерапия и сказкотерапия, как социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физическог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями. Специалисты отделения социальной реабилитации ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Эти задачи достигаются такими мероприятиями, как участие в играх, занятиях в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы.

Содержание работы

Введение………………………………………………...……….….…....3
1. Сущность и назначение технологий социокультурной реабилитации……………………………………………………..…..…5
1.1. Понятие социокультурной реабилитации…………………..…….……...……5
1.2. Процесс социальной реабилитации…………………………….……...……....6
2. Методы социокультурной реабилитации при работе с детьми “группы риска”
2.2. Лекотерапия …………………………………………………………………….6
2.3.Сказотерапия……………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсоваяТСКД.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)
  • сказкотерапия  - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
  • сказкотерапия  -  это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
  • сказкотерапия  - процесс объективизации проблемных ситуаций. 

  Самое важное  -   создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. 

  • сказкотерапия  -  процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
  • сказкотерапия  - процесс экологического образования и воспитания ребенка.
  • сказкотерапия  - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
  • сказкотерапия  - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
  • сказкотерапия  - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
  • сказкотерапия  - созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.
 
 
1 Вид деятельности Рассказ, пересказ, театрализация, исполнение
2 Форма деятельности Индивидуальная, групповая, массовая
3 Реабилитационная  направленность Тренинг эмоциональной  сферы, апробация в социальных ролях, познание своего статуса, овладение коммуникативными навыками, развитие образно-логического мышления
4 Преобладающие методы Диалог, импровизация, иллюстративность, показ, поощрение, рассказ
5 Уровень применения Универсальный, предметный, локальный
6 Характер деятельности Активность, творческий подход, эмоциональность, проективность, образное восприятие
7 Режим, условия Время проведения- любое.

Периодичность -произвольно.

Продолжительность – по психовозрастной устойчивости, желанию.

Место проведения –любое подходящее.

8 Используемый  инвентарь Книги, реквизит, элементы костюмов, рисунки, музыкальные  инструменты
9 Элементы иновации Компьютерные  технологии, проективность, формирование новых представлений о мире
10 Базовый ресурсодержатель Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические.
11 Возрастные  границы Для всех возрастных групп ( с вариациями сюжета, состава  персонажей, целевой  направленности).
12 Характер нарушений Для всех типов нарушений
 
 

Реабилитационные  эффекты:

1. формирование  отношения к персонажу, действию  на эмоциональном уровне (тренинг эмоциональной сферы);

2. проявление  собственных поведенческих позиций,  необходимых для социализации;

3. идентификация  собственного «Я» с тем или иным персонажем;

4. удовлетворение  потребности в познании волшебных  загадочных явлений

жизни;

5. коллективное  участие в совместном действии;

6. приобщение  к народной художественной культуре.

     В поведенческом блоке центральной  задачей является обеспечение

адекватного ролевого развития, т.е. умение принимать  роли, адекватные новым ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в новых ситуациях. Нарушения в ролевом развитии может негативно сказаться на формировании личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника- ролевую игру, затруднить общение со сверстниками и родителями, привести к возникновению психоматической патологии.

Структура занятия:

• Вступительная  беседа о персонаже;

• Разминка - побыть таким же как персонаж: мимическая, телесная, голосовая, дыхательная, глазная.

• Конкурс  на  самого страшного персонажа поиграть с ним.

• Беседа о полезных свойствах персонажа.

Эффективные способы реализации творческих индивидуальных качеств личности:

1. Формирование  чувства  «МЫ»

2. обязательное  установление личностного контакта  с детьми;

3. демонстрация собственной расположенности;

4. показ  ярких целей совместной деятельности;

5. Постоянное  проявление интереса к детям

Варианты  работы со сказкой  в социально-культурной деятельности:

• праздники;

• театрализованные представления;

• конкурсы;

• шоу;

• литературно-художественные мероприятия;

• выставки рисунков по сказочным сюжетам;

• карнавал персонажей; и т.д.

  Занятие №1

  1. Диагностика самооценки «Лесенка». Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек - 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек.  Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга).
  2. Упражнения для первичного знакомства.

  «Мой  сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.

  Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.

    Упражнения на создание атмосферы  доброжелательности и соучастия.

  «Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят  в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что …!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).

  «Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили - были…», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

  «Шустрики  - мямлики».  Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга.  Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем -  либо интересном. В этом и заключается их особенность.  А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» -  мямлики. Руководитель предлагает  детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно  -  как мямлики, а под быструю и веселую  -  как шустрики.

  «Ручеек по выбору». Общение становится невербально - опосредованным. Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снижает напряжение. Эта игра дает возможность судить о симпатиях возникших в группе. Если в предыдущей игре группа разделится пополам (на шустриков и мямликов), то можно предложить детям такой вариант игры: шустрики выбирают для игры в «Ручеек» только мямликов и наоборот.

  1. Рефлексия. «Сказочные дома».

    Предварительно готовится для  каждого ребенка персонально  лист бумаги формата А4 с  изображением домиков.  Количество  окошек в домике должно соответствовать  количеству занятий.  Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось  -  улыбающееся личико, не понравилось  -  грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.  
 

Заключение

     Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.

     Виды жертв неблагоприятных условий  социальной реабилитации многочисленны.  Это связано с тем, что процесс  социальной реабилитации осуществляется  под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации. Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации -инвалиды.

Знание  физического или психического состояния  индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. А это значит, что принятие клинического подхода может создать непреодолимую пропасть между знаниями и интересами родителей, детей с ... и специалистами, с которыми они имеют дело.

    Под диагногенезом Гибсон понимает такой процесс "навешивания" ярлыков, при котором приписывание человеку каких-либо отклонений в развитии или расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или расстройства.

     Проявляемое обществом великодушие  по большей части гарантирует адаптацию новых граждан, которыми их неприятие трактуется, как результат намеренной дискриминации.

     Способ классификации людей с  ограниченными возможностями и  слова, которые употребляют при  описании таких людей, отражают  и определяют состояние наших умов. Практика и структура предназначенных для них учреждений, внедряясь в наше сознание, создают соответствующий настрой в умах.

     Примеры систематической борьбы  с сегрегацией в отношении  людей с низкими способностями,  крайне редки, хотя случаи успешной интеграции школьников с самыми различными недостатками развития свидетельствуют о возможности включения таких детей в систему обычных школ, безотносительно к глубине недостатка их развития, при соответствующих планировании и методиках обучения.

     Знание о том, кто может быть  принят в обычные школы, еще  не определяет решения о том,  кто их должен посещать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Актуальные  проблемы современного детства: научных  трудов НИИ детства.-Ред. Е.М. Рыбинский. – М., 1995
  2. Реабилитация детей-инвалидов. Д.М. Вернер : Филантроп, 1992

3. Программа  обучения и воспитания детей  дошкольного возраста с выраженной  умственной отсталостью. -- М., 1993, 68 с.

4. Сборник  программ трудового обучения  детей в домах-интернатах. -- М., 1985, 36 с. (ЦИЭТИН).

5. Г.  М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об  опыте работы по социокультурной  реабилитации детей с ограниченными  возможностями в Московском клубе  «Контакты-1». Президентская программа  "Дети России"

6. Дементьева  Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация". / Методич. рекоменд. -- М., 1985, 36с. (ЦИЭТИН).

7. Л. С. Алексеева и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России". М., 1997 год.

8. Вернер  Д. Реабилитация детей-инвалидов.  /Д.   Вернер.   - М.: Филантроп, 1992

9. Грабенко  Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.  Д., Практикум по креативной терапии.  — СПб.: Речь, 2003. — 400с.

10. Соколов  Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.  — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224с.

11.Кудзилов  Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д,  Психодиагностика через рисунок  в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с.

12.  И.В.Стишенок  «Сказка в тренинге: коррекция,  развитие,    личностный рост»

Информация о работе Лекотерапия и сказкотерапия, как социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физическог