Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы пособий и льгот в современной России. Для поставленной цели требуются решить следующие задачи: - изучить понятие и классификацию пособий Российской Федерации; - рассмотреть понятие и значение, классификацию льгот по системе социального обслуживания; - охарактеризовать отдельные виды льгот в системе социального обслуживания. Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Система пособий Российской Федерации…………………………………….5
1.1 Понятие и классификация пособий Российской Федерации………………5
2. Льготы в системе социального обслуживания……………………………….8
2.1 Понятие и значение льгот…………………………………………………….8 2.2 Классификация льгот по системе социального обслуживания…………...14 2.3 Характеристика отдельных видов льгот в системе социального обслуживания…………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Система пособий Российской Федерации…………………………………….5
1.1 Понятие и классификация
пособий Российской Федерации……
2. Льготы в системе
социального обслуживания………………
2.1 Понятие и значение
льгот…………………………………………………….8
2.2 Классификация льгот по системе социального
обслуживания…………...14 2.3 Характеристика
отдельных видов льгот в системе социального
обслуживания………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Российское законодательство о пособиях имеет почти вековую историю. Обеспечение населения страны пособиями в XX в. прошло путь от производства выплат филантропического характера через колдоговорное регулирование до государственного регулирования с помощью законодательства СССР, а теперь законодательства РФ. Все существующие в настоящее время пособия по целевому назначению можно разделить на три группы. Первую группу составляют пособия, которые выплачиваются гражданам вместо утраченного заработка в период, когда они в силу объективных причин не имеют возможности заработать себе средства на жизнь. Во вторую группу входят пособия, которые можно расценить как помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить в течение длительного периода повышенные по сравнению с обычными расходы. В третью группу можно объединить пособия, которые выплачиваются в качестве некоторой компенсации за причиненный здоровью вред.
Под льготами в системе социального
обеспечения понимают преимущества,
дополнительные права, предоставляемые
отдельным категориям граждан. Льготы
имеют место там, где нет условий
для равного удовлетворения жизненно
важных потребностей. В этом случае льготы
могут компенсировать этот пробел. Льготы есть, прежде всего, социальная
мера, в этом проявляется их общественная
ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной
социально-экономической ситуации требуется
радикальное изменение системы льгот,
с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных
тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся
в социальной защите многочисленные слои
населения. Кроме того, льготы все активнее используются
в российской правовой системе в качестве
одного из важнейших юридических инструментов
для разрешения задач федеративного устройства
России, развития местного самоуправления
и др. Объектом курсовой работы является
система пособий и льгот в праве социального
обеспечения. Предмет исследования составили
социально-обеспечительные правоотношения,
связанные с законодательным установлением
и практической реализацией прав граждан
на социальные пособия и льготы. Целью курсовой работы является изучение
системы пособий и льгот в современной
России. Для поставленной цели требуются
решить следующие задачи: - изучить понятие
и классификацию пособий Российской Федерации; - рассмотреть понятие и значение, классификацию
льгот по системе социального обслуживания; -
охарактеризовать отдельные виды льгот
в системе социального обслуживания.
1.1 Понятие и классификация пособий Российской Федерации
Российское законодательство о пособиях имеет почти вековую историю. Обеспечение населения страны пособиями в XX в. прошло путь от производства выплат филантропического характера через колдоговорное регулирование до государственного регулирования с помощью законодательства СССР, а теперь законодательства РФ. В последние годы наметилась тенденция к развитию законодательства о пособиях в субъектах Российской Федерации. Это не противоречит Конституции РФ, ст. 72 которой провозглашает защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту в целом, включая социальное обеспечение, и относит все это к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Из федеральных законов, содержащих правовые нормы о тех или иных пособиях, вытекает, что субъекты РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми, безработных и других категорий граждан (ст. 2 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”; ст. 7 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 (ред. от 28.07.2012) “О занятости населения в Российской Федерации”. Более того, в Федеральном законе от 17.07.99 № 178-ФЗ (ред. 25.01.2012) “О государственной социальной помощи” (ст. 11) прямо указано, что размер денежных выплат (в том числе социальных пособий) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливается законодательством субъектов РФ. ______________________ Федеральный закон от 17 июля 2011 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 22 января 2012г) // СЗ РФ. – 2012. - №. 29.
Коллективные договоры сегодня
играют существенную роль в установлении
сверх определенных законодательством
РФ и субъектов РФ пособий для работников
своей организации. Все существующие в настоящее время пособия
по целевому назначению можно разделить
на три группы. Первую группу составляют
пособия, которые выплачиваются гражданам
вместо утраченного заработка в период,
когда они в силу объективных причин не
имеют возможности заработать себе средства
на жизнь:
- по временной нетрудоспособности; - по
беременности и родам; - при усыновлении
ребенка; - по безработице; - супругам военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту. Во
вторую группу входят пособия, которые
можно расценить как помощь гражданам
в тот момент, когда им необходимо произвести
или производить в течение длительного
периода повышенные по сравнению с обычными
расходы: - единовременные пособия при
рождении ребенка; - на погребение умершего
члена семьи; - работникам медицинских
учреждений в случае заражения вирусом
иммунодефицита человека при исполнении
служебных обязанностей; - при возникновении
поствакцинальных осложнений в результате
иммунопрофилактики инфекционных болезней;
- ежемесячное пособие на ребенка.
трудоспособности или
его смерти. Аналогичная выплата лицам, признанным инвалидами вследствие
поствакцинальных осложнений, называется
компенсацией. Несколько пособий в эти
три группы не вошли, поскольку их направленность
весьма специфична:
обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6, а о производственных травмах речь идет совсем в другом документе – Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.99 № 279. Пособие, выплачиваемое в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, есть не что иное, как пособие по временной нетрудоспособности, и об этом прямо сказано в ст. 9 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ. Выделять его в отдельный вид пособия в Федеральном законе от 16.07.99 № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” не было необходимости, поскольку оно выплачивается по тем же правилам, что и пособие по временной нетрудоспособности во всех остальных случаях нетрудоспособности, разве что размер пособия оговаривается сразу – 100 % заработка. Таким образом, никакого нового пособия после вступления в силу Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ не появилось.
2. Льготы в системе социального обслуживания
2.1 Понятие и значение льгот
Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел. Льготы есть, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения. Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др. Льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов. Поэтому, объединение этих норм самостоятельным институтом не является. Выделение таких норм проводится по иным категориям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. Льготы являются подинститутом института социального обслуживания, ибо институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множество подинститутов, в том числе подинститут льгот по системе социального обслуживания. На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Некоторые авторы считают, что статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения. В настоящее время как никогда важно найти «лекарства» от современной «эпидемии» необоснованного присвоения различных льгот новой бюрократией, сращивающейся с мафиозными структурами в бизнесе, националистическими кругами, спекулятивным капиталом. Правовая наука пока не обратила пристального внимания на институт льгот, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний
анализ этого многогранного явления. Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки. Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы . Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений.
_____________________________ Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2010
Льготы – это элемент, прежде всего, специального правового
статуса лица, механизм дополнения основных
прав и свобод субъекта специфическими
возможностями юридического характера. В-третьих, правовые льготы выступают
правомерными исключениями, законными
изъятиями, установленными компетентными
органами в нормативных актах в соответствии
с демократическими процедурами правотворчества.
Льготы, как правило, фиксируются с помощью
нормативных, а не правоприменительных
актов. Запрещение законом предоставлять
льготы в индивидуальном порядке преследует
цель свести к минимуму корыстное усмотрение,
которое может проявиться в этом процессе. Правовую
льготу ни в коем случае не следует отождествлять
с таким внешне похожим на нее феноменом,
как привилегия. Их объединяет то, что
оба средства – исключения из общих правил,
позволяющие улучшать положение субъектов. Вместе
с тем, если льгота – правомерное облегчение,
то привилегия – отрицательное отклонение,
не установленное в законе, зачастую неправомерное,
призванное улучшать положение одних
лиц за счет других. Компенсационный характер
правовых льгот состоит в создании хотя
бы примерно равных возможностей для развития
лиц, находящихся в неравных условиях
в силу биологических и социальных причин.
Так, вовлечение в трудовую деятельность
слепых и людей с плохим зрением было бы
невозможно без установления для них законом
особых условий труда. Следовательно,
принцип социальной справедливости требует
установления в данном случае определенного
изъятия из принципа равноправия граждан,
а сами льготы слепым и людям с плохим
зрением приобретают компенсационный
характер, выравнивая их возможности с
возможностями других людей. Важнейшее
компенсационное значение имеют льготы,
предоставленные инвалидам и участникам
Великой Отечественной войны, беженцам,
вынужденным переселенцам и другим лицам. В
этом смысле льгота – особое право, дополняющее
имеющиеся у лица права с целью гарантировать
определенный уровень потребления, облегчить
доступ к юридически обеспеченному благу,
существенным образом затрудненный вследствие
инвалидности, беременности, материнства,
сочетания учебы с работой и т.д. Здесь
льготы призваны улучшать социально-экономические
условия конкретных категорий граждан,
их материально-бытовое и финансовое положение. Льготы
в обозримой исторической ретроспективе
всегда были присущи российскому обществу,
даже на его первичных (более 10-15 веков
назад) этапах формирования. Успешно развивающийся
социум отличается глубоким вниманием
к процессам развития государства и общества
и накоплением знаний о них. Страны, обладающие
значительными финансовыми ресурсами,
имеют большие возможности финансового
перераспределения общественного продукта
и выравнивания до некоего приемлемого
уровня экономического положения своих
соотечественников. В данном контексте
не обойти острого вопроса социальной
справедливости, который непременно имеет
место при реализации льгот. Часть членов
общества изначально лишается самим обществом
того, что будет иметь другая часть общества,
хотя подразумевается, что у нельготируемой
части положение заведомо лучше. Тогда
рациональным и становится прием перераспределения
финансовых ресурсов через государственный
механизм социальной поддержки. Сначала
государство изымает у хозяйствующих
субъектов часть их дохода, затем уже из
бюджета организует помощь тем, кто получил
на это право. Таким образом, льготы всегда
отражают часть общественного продукта,
в большей части заработанную одними,
а полученную другими социальными субъектами. Неотделим
от предыдущего следующий острый вопрос
- о том, сколько давать получателю льготы
и как определить, хватает ли ему этой
помощи. В данной ситуации общество (через
государственный аппарат) определяет
виды и количество средств, которые систематически
получает некая укрупненная категория
населения. Но человек, пусть по формальным
признакам и являющийся представителем
такой категории, не имеет возможности
по своему усмотрению использовать (например,
в части формы) льготу, предоставленную
ему явочным порядком. Таким образом, льготы
всегда отражают отклонения от основной
линии существования обыкновенного человека.
По моему мнению, исключений из правил
в любом процессе должно быть принципиально
мало, иначе правила и исключения неизбежно
придется поменять местами. Социальные
льготы обладают следующими основными
отличительными признаками: - они присущи
экономически развитым обществам с эффективно
работающим государственным аппаратом; -
опосредуют процесс перераспределения
общественного продукта от одних членов
общества к другим через государственный
механизм социальной поддержки; - отражают
конкретные различия в социально-экономическом
положении одних членов общества по сравнению
с другими; - выражают компенсацию отклонения
от нормального общепризнанного положения
членов общества; - достигают своего предназначения,
будучи денежными по содержанию.
Информация о работе Льготы в системе социального обслуживания