Льготы в системе социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение системы пособий и льгот в современной России. Для поставленной цели требуются решить следующие задачи: - изучить понятие и классификацию пособий Российской Федерации; - рассмотреть понятие и значение, классификацию льгот по системе социального обслуживания; - охарактеризовать отдельные виды льгот в системе социального обслуживания. Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Система пособий Российской Федерации…………………………………….5
1.1 Понятие и классификация пособий Российской Федерации………………5
2. Льготы в системе социального обслуживания……………………………….8
2.1 Понятие и значение льгот…………………………………………………….8 2.2 Классификация льгот по системе социального обслуживания…………...14 2.3 Характеристика отдельных видов льгот в системе социального обслуживания…………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

2.2 Классификация льгот по системе социального обслуживания

Все льготы можно подразделить на ряд категорий:     а) профессиональные льготы;       б) льготы за особые услуги;         в) льготы нуждающимся.  
          Провести классификацию льгот достаточно сложно.     Они предусматриваются в законах, Указах и Постановлениях Правительства.            Льготы можно разграничить:         - по целевой направленности;        - условиям предоставления;         - субъективному составу.

Принято считать, что  в форме льгот выступает компенсация  повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность.   Льготы можно назвать и компенсацией, но только повышенных затрат, связанных с удовлетворением потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, сотрудникам правоохранительных органов) такая компенсация не является льготой.           В виде льготы выступают так же преимущества одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и другое.            Социально-правовым основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченноть и другое), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами- льготами. Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.          Другим основанием для представления льгот в социальном обслуживании выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты в виду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.           Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. А ведь «заработная плата не может и не должна нести не свойственную ей нагрузку». В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.            В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются.   Социальные льготы предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, героям Советского Союза и Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.             С позиции ряда авторов, все социальные льготы можно классифицировать на два вида. Первый вид: льгота-помощь; второй вид: льгота-награда.          Льгота-помощь это социальная денежная поддержка, предоставляемая определенной категории людей для выравнивания их экономического положения до уровня большинства населения. К указанному виду льгот относятся: все трансферты инвалидам, пострадавшим в вооруженных конфликтах, безработным, лицам из неполных и многодетных семей, другим социально незащищенным слоям; льготы лицам, пострадавшим от радиации; льготы участникам, ветеранам Великой Отечественной войны и пострадавшим от нее; льготы государственным служащим; льготы военнослужащим и членам их семей; льготы иным категориям граждан России.             В части социальной помощи государственным служащим и военнослужащим очевиден спорный момент. Военные и госслужащие (сотрудники органов власти и управления, милиционеры, прокурорские работники, судьи и др.), как правило, люди вполне здоровые и способные из собственных заработков платить за соответствующие социальные блага. В данном случае налицо неверный государственный подход привлечения к военной и государственной службе людей путем обозначения их исключительности относительно основной массы населения, но не путем установления высокой зарплаты.        Льгота-награда это денежное вознаграждение, предоставляемое определенной категории людей для закрепления их экономического положения выше уровня большинства населения.      К указанной категории населения относятся: Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, почетные доноры, другие лица. Общество за выдающиеся заслуги пожизненно предоставляет этим людям определенный набор особых возможностей, которых лишено большинство населения.        Например, существует особый порядок предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", и распространяющийся на граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор". Этим лицам предоставляется ежегодная денежная выплата.        Оба вида социальных льгот имеют подвид: административные льготы. К административным следует отнести таможенные, налоговые, льготы по уплате государственной пошлины.        Проблема классификации социальных льгот может быть решена лишь путем принятия соответствующего федерального закона. Такой закон должен, с одной стороны, гарантировать государственную помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а с другой — упорядочить ныне действующую систему социальных льгот.     Основными положениями концепции государственной социальной помощи населению должны стать:         - гарантированность государственной социальной помощи для малоимущих семей;           - адресный характер социальной помощи;      - учет семейного дохода при оказании социальной помощи;   - получение социальной помощи из единого источника;    - предоставление органам социального обслуживания права 
проверки обоснованности обращения гражданина за государственной социальной помощью;           - разделение систем социального обеспечения и социального страхования;            - создание единой системы учета социальной помощи и 
социальных льгот, предоставляемых из различных источников.   Закон «О государственной социальной помощи населению» призван свести воедино правовые нормы об оказании государственной социальной помощи, содержащиеся в многочисленных правовых актах, обеспечить их взаимоувязку и системность в их применении.       Одна из основных задач закона — разделение сфер социального обеспечения (вспомоществования) и социального страхования.    Закон должен носить рамочный характер и закладывать правовые основы функционирования всей системы оказания государственной социальной помощи .          Цель закона — определение четких критериев предоставления государственной социальной помощи, обеспечения ее адресности. 
Законом должны быть решены следующие задачи:      - определение круга получателей адресной социальной помощи;   - введение принципиально новой классификации социальных льгот и выплат;             - обеспечение адресности в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе социальных льгот;      - установление взаимосвязи получения социальных льгот 
и выплат с уровнем семейного дохода;        - создание системы гарантированного обеспечения минимальных материальных потребностей граждан;        - осуществление перехода к заявительной системе предоставления социальной помощи;           - обеспечение рационального использования государственных средств, выделяемых на социальную защиту населения.      Закон «О государственной социальной помощи населению» призван установить систему правовых, экономических и организационных мер по социальной защите малоимущих слоев населения. В качестве основных целей оказания государственной социальной помощи следует определить:

_____________________

Суховеенко Ю.В. Льготы и компенсации: справочник для населения. М.: Юристъ, 2011. С.

обеспечение минимальных материальных потребностей граждан, рационализацию использования государственных средств, обеспечение социальной стабильности.          В законе необходимо разделить государственную социальную помощь на целевую и адресную.        Выделение целевой государственной помощи вызвано необходимостью сохранения действующих льгот для относительно небольшой группы их получателей, таких, как участники ВОВ, инвалиды, в том числе ВОВ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов Славы, семьи погибших военнослужащих, участники трудового фронта во время ВОВ, жители блокадного Ленинграда, бывшие узники концлагерей, репрессированные, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участники военных конфликтов в мирное время, ветераны вооруженных сил.    Эти категории граждан получают льготы в соответствии с действующим законодательством. Проектом Закона эти льготы должны быть подтверждены. Отмена данных льгот крайне негативно отразилась бы на социальной ситуации в стране.        В отличие от целевой социальной помощи, адресная социальная помощь должна предоставляться не отдельным социальным категориям, а конкретным гражданам, у которых трудная жизненная ситуация, связанная с ограниченной трудоспособностью (нетрудоспособностью); многодетным гражданам, у которых размеры денежных и натуральных доходов не позволяют удовлетворять минимальные материальные потребности; гражданам, у которых отсутствует собственность, позволяющая извлекать доходы и др.           В качестве видов государственной социальной помощи необходимо определить: субсидии, компенсации, льготы, социальные услуги, адресное денежное пособие.  

2.3 Характеристика отдельных видов льгот в системе социального обслуживания

Законодательство о  социальном обслуживании предусматривает  широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. 
Так, согласно ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. 20.07.2012) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:    1) оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам19, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.   2) Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.            3) Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.    4) Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: 1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов; 2. установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 5. создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; 6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 7. организации обучения инвалидов новым профессиям.    5) Инвалиды получают материальное обеспечение. Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.      6) Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях.          7) Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации.  8) Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.   9) Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.   Так же можно отметить льготы по оплате жилья, обеспечение лекарственными препаратами и т.д.       Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:    1) пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;    2) получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;            3) оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;  4) медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;         5) обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;   6) трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда; 7) пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;      8) получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.        При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям пунктам.       Согласно Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 (в редакции от 01.07.2012 № 169-ФЗ) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей они имеют право на»: скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок и т.д.          В соответствии с законом получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. 
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды).       Необходимо отметить, что произошли изменения в области социальных льгот.          Так, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ ввел понятие «монетизации». Монетизация вызвала различные отклики. Монетизация льгот и все вопросы, связанные с ней, неразрывно связаны с экономическим развитием города, бюджетом города и его возможностями.    Смысл монетизации в замене льгот денежным эквивалентом . Однако ошибочно было бы полагать, что отмена льгот - это главная цель закона. ___________________            Морозова И.С. Проблемы оптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в Российской Федерации // Журнал российского права. 2011. №8. С. 18.

           Основная цель в том, что лучше дать социально нуждающимся гражданам «реальные» деньги (компенсацию), чем льготу (которой они может быть пользовались, а может быть и нет). Проблема монетизации встретила разные отклики со стороны граждан. По большей степени – негативные, т.к. размер предоставляемых компенсаций был меньше, чем увеличившиеся расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время весьма остро стоит вопрос о реформировании системы социальной защиты граждан России. И здесь большое значение будет играть адресность пособий и компенсационных выплат, т.е. предоставление именно тем гражданам, которые действительно в них нуждаются, а также повышение части из них до уровня прожиточного минимума.           Льготы по системе социального обслуживания несут в себе важнейшую социальную функцию, предоставляя всем гражданам равные условия жизнеобеспечения.                       Основные категории граждан, имеющих право на льготы по системе социального обслуживания, можно представать так: престарелые, инвалиды, многодетные семьи, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции и граждане пострадавшие от радиации, несовершеннолетние узники концлагерей, жертвы политических репрессий и другие.            Среди основных видов социальных льгот, можно отметить: жилищно-бытовые, налоговые, по оплате проезда на транспорте, по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, лекарственному обеспечению и другие.             От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.       В настоящее время правовое регулирование социальных льгот недостаточно. Необходимо приятие единого федерального закона «О государственных социальных льготах». Данный закон призван свести воедино правовые нормы о социальных льготах, содержащиеся в многочисленных правовых актах, обеспечить их взаимоувязку и системность в их применении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации 0от 12.12.11 Российская газета. –2011.– № 197.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.2011 N 51-Ф. Часть первая. // СЗ РФ.–– 2011.–– № 32.––– Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 16 июля 2010 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп. от 14 июня 2011г.) // СЗ РФ. –– 2010. – № 29. –– Ст. 3868.
  4. Федеральный закон от 24 ноября 2011 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 января 2012 г.) // СЗ РФ. – 2011. - №. 43.
  5. Федеральный закон от 17 июля 2011 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 22 января 2012г) // СЗ РФ. – 2012. - №. 29.

Научная литература

  1. Уровень жизни населения России // Госкомстат России: Статистический сб. М., 2011.;
  2. Статистический справочник // Госкомстат России. М., 2011; 3-й квартал 2011 г. М., 2011. С. 64;
  3. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2010
  4. Мисихина С.Г. Социальные пособия, льготы и выплаты в Российской Федерации, распределение по группам населения с различным уровнем дохода: проблемы и решения // проект "Социальные последствия преобразований и приватизации в Российской Федерации". М., 2009.               5. Крылатых Е.Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: М., 2009. С. 3.

6. Захаров М.Л., Тучкова  Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2011. С. 513.

7. Азарова Е.Г., Козлов  А.Е. Личность и социальное  обеспечение в России. М.: Наука, 2009. С. 40.

8. Морозова И.С. Проблемы  оптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в Российской Федерации // Журнал российского права. 2011. №8. С. 18.

9. Буянова М.О., Кобзева  С.И., Кондратьева З.А. Право социального  обеспечения. Учебник. М.: 2011. С. 115.

10. Суховеенко Ю.В. Льготы  и компенсации: справочник для населения. М.: Юристъ, 2011. С. 7.

 




Информация о работе Льготы в системе социального обслуживания