Личность и ее социальные роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:05, реферат

Описание работы

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули (1864-1929), Дж.Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892-1974), Т.Парсонс (1902-1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе.

Содержание работы

Введение 3
1 Личность и ее социальные роли 5
1.1 Сущность и понятие личности в социологии 5
1.2 Социальный статус 8
1.3 Социальные роли личности 10
2 Социализация личности………………………………………………………….....14
2.1 Сущность процесса социализации личности………………………………...….14
2.2 Формы социализации………………………………………………..……………16
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

ГЛ Реферат.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Южно-Уральский государственный  университет

Миасский машиностроительный факультет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу

C О Ц И О Л О Г И Я

 

 

Тема: «Личность и ее социальные роли»

 

 

 

 

                                                              Выполнил:

                                                                             

 

                                                               Проверил:

                                                                 

 

 

Миасс 2010

 

Содержание

Введение 3

1 Личность и ее социальные роли 5

1.1 Сущность и понятие личности в социологии 5

1.2 Социальный статус 8

1.3 Социальные роли личности 10  

2 Социализация личности………………………………………………………….....14

2.1 Сущность процесса  социализации личности………………………………...….14

2.2 Формы социализации………………………………………………..……………16

Заключение 18

Список использованных источников 19

 

Введение

Тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули (1864-1929), Дж.Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892-1974), Т.Парсонс (1902-1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе.

Еще в дореволюционной  России ученый П.Л. Лавров считал, что  «теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества». Он утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих» и «без критически мыслящих личностей обществу грозит застой, гибель цивилизации».

Выдающийся русский  социолог М.М. Ковалевский не мыслил науки без комплексного изучения личности.

После Великой Октябрьской  социалистической революции проблемами личности занимались такие ученые, как П.А. Сорокин, Г.И. Челпанов, М.Я. Басов, Л.С. Выгодский, В.Н. Мясищев, В.М. Бехтерев, И.С. Кон, В.Б. Ольшански [5].

В современном мире проблема человеческой личности является одной  из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни.

Личность является основой для развития общества. Поэтому цель реферата - рассмотреть подробнее понятия личности, социальных статусов и ее социальных ролей.

 

1 Личность и ее социальные роли

Личность – единственный социальный субъект, который по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Рассмотрим их подробнее.

1.1 Сущность и понятие личности

Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве»  социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Для социолога «личность» – это то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое).

При определении сущности личности существуют две оппозиционные  трактовки. Первая предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества. Так, К. Маркс определил ее как «совокупность всех общественных отношений». По словам Л. Гумпловича, «в человеке мыслит совсем не он, но его социальная группа». Другая трактовка предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности. Личность творит, приносит нечто новое в мир не общим, что есть у нее с другими людьми, а исключительным, как отмечал В.В. Розанов.

Школа Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, в которой был разработан «деятельностный подход» к определению сущности личности, искала источник неповторимости «Я» человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности. Лидер западной социологии Ж. Пиаже отстаивал прямо противоположную позицию: сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.

Сущность личности не проявляется с момента рождения человека. Личностью человек становится. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и сам индивид.

Общество с момента  рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Человек, овладев этим опытом, начинает сознавать свою особость, индивидуальность.

Понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

Понятие личности используется в социологии в двух значениях:

1) под личностью понимается  нормативный тип человека, соответствующий  требованиям общества, его ценностно-нормативным  стандартам. Синонимом служит «модальная личность», или национальный характер, под которым понимается совокупность социально-значимых черт поведения личности, включая традиционные для данной культуры стереотипы поведения (трудолюбие, общительный нрав, деловитость, коллективизм и др.);

2) второе определение  личности (социологическое) рассматривает  его как члена социальной группы, общества, коллектива, организации,  т. е. посредством своей деятельности, включенного в различные виды  социальных систем [2, с. 111].

Личность является тем  механизмом, который позволяет интегрировать  свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих  поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

В социологических работах  личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она  занимает в обществе.

 

1.2 Социальный статус

Структура общества, неоднородность выполняемых людьми функций предопределяет неравнозначность их социальных позиций. Каждый человек занимает определенную социальную нишу в зависимости от своего пола, возраста, образования, жизненного опыта, образа жизни. Все эти характеристики определяют его статус.

Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как себя ведет человек, т. е. к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.

Социальный статус – это положение  индивида (или группы людей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д. К примеру, люди, обучающиеся в вузе, имеют статус студента; те, кто завершил трудовую деятельность по возрасту, – статус пенсионера; потерявшие работу – статус безработного. Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности [3, с.118-119]. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон.

Основные виды статусов это приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Предписанный статус – это тот, который получен независимо от желания, воли и усилий самого индивида (пол, национальность, раса, унаследованный титул и пр.). Достигнутый статус приобретается благодаря воле и усилиям самого индивида (образование, квалификация, должность, почетное звание и пр.)

Однако статусы неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть.

В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения.

Важной характеристикой каждого  из статусов являются спектр и свобода  выбора иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной  судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

 Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике – одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности – установках, ценностных ориентациях, мотивах. Известный польский социолог Ф.Знанецкий (1882-1958) писал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он «действительно есть» органически и психологически, но как он «сделан» другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни [6, с. 317-318].

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид  в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

 

1.3 Социальные роли личности

Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает – подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие.

В результате получается следующее  видение человека: « С социологической  точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к  другой. Она представляет собой процесс  постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации – процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти [1, с. 100].

Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся  как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни (Т. Адорно).

Как подтверждение того, что последний  подход более адекватно отражает социальную реальность, можно рассматривать  выводы, возникающие в связи с  анализом уровня исполнения ролей. Анализ показывает, что уровень этот один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одной личностью. Личность в социальной повседневности выполняет свои разнообразные роли не выше и не ниже того уровня, который определен уровнем развития, богатства ее «Я».

Понятие социальной роли

От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения. К  примеру, статус преподавателя предполагает, что его обладатель четко организует свои уроки, хорошо знает и объясняет свой предмет и т.д. В этом и состоит понятие социальной роли.

Социальная роль – это те определенные действие, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль – выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли.

Информация о работе Личность и ее социальные роли