Личность и ее социальные роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:05, реферат

Описание работы

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули (1864-1929), Дж.Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892-1974), Т.Парсонс (1902-1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе.

Содержание работы

Введение 3
1 Личность и ее социальные роли 5
1.1 Сущность и понятие личности в социологии 5
1.2 Социальный статус 8
1.3 Социальные роли личности 10
2 Социализация личности………………………………………………………….....14
2.1 Сущность процесса социализации личности………………………………...….14
2.2 Формы социализации………………………………………………..……………16
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

ГЛ Реферат.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Каждый статус обычно включает ряд  ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Освоение ролей происходит в  процессе социализации, причем число  их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль – ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.

Марксистская социология качественно  различает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.

Сколько-нибудь эффективное  изучение социальных ролей при огромном их разнообразии в обществе требует  хотя бы самой общей их классификации. Такого рода попытку предпринял в  начале 50-х годов Т. Парсонс. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

1) эмоциональной –  одни роли требуют эмоциональной  сдержанности, другие раскованности (например, у работников правоохранительных органов бесстрастное поведение, но в то же время если столь же эмоционально сдержанно будет вести себя ваша жена (муж), то вероятно, ваша реакция на это будет не самой положительной);

2) способом получения  – одни предписываются характером их статуса, другие же завоевываются, приобретаются вместе с завоеванным статусом (конечно, и те и другие роли их обладателям приходится «разучивать», чтобы правильно исполнять);

3) масштабом – часть  ролей сформулирована и строго  ограничена, другая – размыта. К примеру, если преподаватель вуза при оценке уровня знаний студента не будет проявлять интерес не только к тому, как студент усвоил пройденный материал, но и принимать во внимание степень его религиозности или политические убеждения, то это будет означать, что он выходит за рамки роли, а значит, исполняет ее неправильно. В то же время, например, рамки отношений между ролью отца и ролью сына раздвинуты гораздо шире, поскольку родителей должны заботить самые разнообразные стороны жизни их детей;

4) формализацией –  действие в строго установленных  правилах либо произвольно (вряд ли следует ожидать, что инспектор ГИБДД обязан вникать во все обстоятельства вашей жизни, которые привели вас к данному конкретному нарушению правил дорожного движения, и наоборот, исполнение роли друга потребует от вас гораздо более внимательного отношения к слабым и сильным сторонам того, с кем вы взаимодействуете);

5) мотивацией – на  личную прибыль, на общее благо  и т.д. 

Любая роль характеризуется  некоторым набором этих пяти свойств [4, с.101; 5, с.86-87].

Дальнейшая разработка теории ролей в социологической  теории второй половины XX века привела к существенным добавлениям в нее новых характеристик. Например, Эрвин Гофман ввел понятие ролевой дистанции. Он обозначил ситуацию субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда то не может «сжиться» с нею, не чувствует себя при исполнении данной роли достаточно комфортно.

Социальную роль следует  рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между  этими двумя аспектами никогда  не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т.д. Не исполняющий роли в соответствии с ожиданием навлекает на себя общественные и групповые санкции.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре  социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения,  соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения  предписанной роли;

4) санкция – социальные  последствия того или иного  действия в рамках требований  социальной системы.

Социальные санкции  по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Поскольку каждый человек  исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом.  Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Люди с течением времени  вырабатывают свои способы преодоления ролевого конфликта. Существует несколько довольно распространенных способов, которые обобщил Роберт Мертон. Среди них, например, установления для себя степени важности различных ролей – с тем, чтобы в ситуации конфликта отдать предпочтение тому, что представляется наиболее важным; четкое разделение различных сфер жизнедеятельности, где исполняются роли, между которыми возможен конфликт; наконец, шутка.

Несоответствие между  статусом и ролью, между ролевым  ожиданием и ролевым исполнением  – одна из причин так называемых статусно-ролевых конфликтов. Еще одна причина статусно-ролевых конфликтов – противоречие между различными статусами-ролями. Многочисленные статусы и роли людей в жизни часто сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом. Такая ситуация может, скажем, сложиться у сотрудника госбезопасности одной страны, работающего «по совместительству» на разведку другой страны; у опустившегося до вымогательства полицейского; у прокурора, не устоявшего перед взяткой; у любящего мужа, наконец, который увлекся дамой на стороне. Все это неизбежно ввергает человека в состояние мучительного разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании.

Социологическая важность понятия роли состоит в том, что  она демонстрирует, каким образом и с помощью каких механизмов индивидуальная деятельность испытывает на себе влияние общества и, благодаря этому, следует регулярным установленным образцам. Исполнение нами определенных ролей упорядочивает социальную жизнь, потому что делает поведение людей предсказуемым. Не будь такой предсказуемости, жизнь превратилась бы в хаос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социализация личности

2.1 Сущность процесса социализации личности

В социологии личность рассматривается  как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Механизм и процесс  формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация - это процесс становления социального «Я».

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств.

Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск  своего социального места.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных  отношений в малых группах. В  качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение  индивида: родители, близкие и дальние  родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные  агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении  может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы  и универсальны. Агенты вторичной  социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.\

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми  жизненными циклами, каждый этап которых  сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация - это  процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация - это  процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения  в замен старых.

Фрейд выделял ряд  психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда  и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация - это  способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.

Имитация и идентификация  являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного  типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

 

2.2 Формы социализации

Различаются две основные формы социализации - направленная и ненаправленная.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п.

Направленная форма  социализации - это специально разработанная  обществом или его определенными  институтами и организациями  система средств воздействия  на развивающуюся личность с целью  сформировать ее в соответствии с  доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание - процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.

Направленная и ненаправленная, стихийная формы социализации могут  в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае может возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая и затрудняющая процесс социализации. Поскольку стихийная форма социализации, детерминированная преимущественно микросоциальной средой (семья, компания сверстников и т.п.), нередко несет в себе немало устаревших, отживших норм, правил, стереотипов поведения; она может наряду с положительным воздействием на личность оказать на нее негативное влияние, способное подтолкнуть ее к отклоняющимся от общепринятых в обществе норм, к социальной патологии. Следовательно, стихийная социализация без включения механизмов направленной социализации может стать ущербной как для формирования личности, так и для определенной социальной общности и общества в целом. Поэтому очень важно ее дополнение, а в некоторых случаях и преобразование корригирующим целенаправленным влияниям направленной социализации.

Информация о работе Личность и ее социальные роли