Личность и ее социальные роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. Этим определяется актуальность рассматриваемой мной темы. В настоящей работе я ставлю перед собою основную цель изучить понятие и сущность социальных ролей личности и рассмотреть социальные роли как важный инструмент взаимодействия личности и общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1.Теория социальных ролей о личности………………………………….. 3-4
2. Социальная роль: понятие и виды……………………………………….4-9
3. Ролевой набор личности как результат социализации…………………9-12
4. Ролевые конфликты и способы их разрешения……………………….13-15
Заключение……………………………………………………………………..16
Практические задания……………………………………………………...17-19
Список литературы…………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

тема:   Тема 12. Личность и ее социальные роли

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент (ка)

Направление:  ГМУ

Профиль

Группа:  ГМУ-13Р

Ф.И.О: Евдокимова А.А.

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………2

1.Теория социальных ролей  о личности………………………………….. 3-4

2. Социальная роль: понятие  и виды……………………………………….4-9

3. Ролевой набор личности  как результат социализации…………………9-12

4. Ролевые конфликты и  способы их разрешения……………………….13-15

Заключение……………………………………………………………………..16

 Практические задания……………………………………………………...17-19

Список литературы…………………………………………………………...20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По одному из наиболее общих определений - социальная роль, это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. В любом способе взаимодействия различных людей, каждый из индивидов, включенных в такое взаимодействие, выполняет определенную роль.

В каждой социальной ситуации каждый из индивидов выполняет определенную роль: отец, мать, сын, дочь, профессор, студент, болельщик, покупатель, пассажир и т.д. Современное общество требует от личности постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от личности требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Как правило, исполнение какой-либо роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.

Этим определяется актуальность рассматриваемой мной темы. В настоящей работе я ставлю перед собою основную цель изучить понятие и сущность социальных ролей личности и рассмотреть социальные роли как важный инструмент взаимодействия личности и общества.

 

1.ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ  О ЛИЧНОСТИ

 

Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Роли, которые данный человек чаще других берет на себя и в которые он вживается настолько, что они становятся типичными для него в самых разных жизненных ситуациях, начинают определять этого человека как личность. Теория социальных ролей утверждает, что эти роли и являются главной характеристикой личности данного человека. Существует несколько разновидностей личностных психологических теорий ролей.

Один из наиболее известных вариантов такой теории был предложен американским психологом Э. Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ребенка, роль родителя и роль взрослого человека. Роль ребенка проявляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрослый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет окружающим людям повышенные требования, касающиеся заботы о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружающих людях и считает это вполне нормальным. Словом, такой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей». Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окружает, его дети, безответственные, беспомощные, не самостоятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход — он чувствует себя в роли родителя.

Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не считаясь с мнениями других людей, берет на себя ответственность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им требования как к детям, обращается с ними как с детьми, например, наказывает, поучает и т.п.

Роль взрослого человека состоит в том, что человек действительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вести себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом случае люди уважают личную свободу и независимость каждого, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям.

Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека.

 

2.СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ: ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ

 

Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нормы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить и как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах10.

Следовательно, социальная роль, возникая в связи с конкретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социально-стратификационной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индивидом, становятся решающей характеристикой его личности.

В результате, понятие социальной роли можно сформулировать как ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования к личности вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет роль ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы и пр.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие пять характеристик любой роли.

Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб. Некоторые роли ограничены определенными аспектами взаимодействия людей. Так, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана.

Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными. правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.

Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами.

Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но, например, священник трудится главным образом ради общественного блага.

Любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Социальные роли и их значение для человека по-разному интерпретируются в научной литературе.

Бихевиористская концепция социальной роли ограничивает предмет исследования непосредственно наблюдаемым поведением людей, взаимодействием индивидов: действие одного оказывается стимулом, вызывающим ответную реакцию другого. Это позволяет описать процесс взаимодействия, но не раскрывает внутренней стороны личности, характера общественных отношений, ролей и социальных ожиданий. Внутренняя структура личности (идеи, желания, установки) располагает к одним, но не способствует выбору других ролей.

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества. Так, по мысли Э. Фромма "Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств...".

Сформулируем промежуточные выводы:

Личность – сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

Социальная роль – ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

Информация о работе Личность и ее социальные роли