Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 19:39, контрольная работа
В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. Этим определяется актуальность рассматриваемой мной темы. В настоящей работе я ставлю перед собою основную цель изучить понятие и сущность социальных ролей личности и рассмотреть социальные роли как важный инструмент взаимодействия личности и общества.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Теория социальных ролей о личности………………………………….. 3-4
2. Социальная роль: понятие и виды……………………………………….4-9
3. Ролевой набор личности как результат социализации…………………9-12
4. Ролевые конфликты и способы их разрешения……………………….13-15
Заключение……………………………………………………………………..16
Практические задания……………………………………………………...17-19
Список литературы…………………………………………………………...20
3. РОЛЕВОЙ НАБОР ЛИЧНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон, 1957). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей. Талкот Парсонс ввел понятие ролевого плюрализма. Это совокупность важных долгосрочных ролей и временных, ситуативных ролей.
Не менее важной проблемой является
обучение ролям. Освоение ролей происходит
в процессе социализации, и их число постоянно
увеличивается.
Социализация – достаточно широкий процесс,
который включает в себя как овладение
навыками, умениями, знаниями, так и формирование
ценностей, идеалов, норм и принципов социального
поведения.
В раннем детстве человек выполняет
одну роль – ребенка, которому прививают
определенные правила игры. Затем к нему
добавляется роль воспитанника детского
сада и члена первичной социальной группы
по совместной игре, времяпрепровождению,
отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет
роль учащегося, члена молодежной группы,
участника общественных действий, члена
различных групп по интересам.
Вернувшись к тому, что каждый индивид
может иметь большое число статусов, и
окружающие вправе ожидать от него исполнения
ролей в соответствии с данными статусами.
В этом смысле статус и роль — это две
стороны одного феномена: если статус
является совокупностью прав, привилегий
и обязанностей, то роль — действием в
рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Социальная роль состоит из:
- ролевого ожидания и
- ролевого исполнения (игры)
Отметим, что между ролевым
ожиданием и ролевым исполнением не бывает
полного совпадения. Качество исполнения
роли зависит от множества условий, в числе
которых решающее значение имеет соответствие
роли потребностям, интересам и индивидуальным
качествам личности.
Ролевые ожидания бывают формальные и
неформальные. Наиболее ярким примером
формальных ролевых ожиданий являются
законы. Например, закон об уголовной ответственности
за действия причиняющие ущерб другим
людям. Иные ожидания менее формальные
– например, умение вести себя за столом,
стиль одежды и правила вежливости, - являются
неформальными, но тоже оказывают большое
внимание на наше поведение.
Наши роли определяются тем, что ожидают
от нас другие. В нашем обществе (и большинстве
других) ожидается, что родители должны
заботиться о своих детях, что работник
должен выполнять порученную ему работу,
что близкие друзья неравнодушны к нашим
проблемам. Если происходит невыполнение
роли в соответствии с нашими ожиданиями,
возникает ролевой конфликт. Несоответствие
ролевого ожидания и исполнения ролей,
противоречие ролевых ожиданий нескольких
ролей (хотя бы двух) вызывает появление
ролевого конфликта. Например, родители
и сверстники ожидают различного поведения
от подростка, а он, выполняя роли сына
и приятеля, не может одновременно соответствовать
их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт -
несовпадение ролей - сопровождает жизнь
взрослого человека.
Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные вознаграждения (деньги, уважение), несоответствие ролевым ожиданиям влечет за собой наказания (лишение материальных благ, свободы, общественного внимания и др.).
Вместе взятые поощрения и наказания
называются санкциями. Применяемые одним
или несколькими взаимодействующими индивидами
или кем-либо другим, санкции подкрепляют
правила, определяющие, какое поведение
является уместным в данной ситуации.
Социальные роли могут быть институционализированными
и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Нормы культуры усваиваются
в основном через обучение ролям. Например,
человек, осваивающий роль военного, приобщается
к обычаям, нравственным нормам и законам,
характерным для статуса данной роли.
Только немногие нормы принимаются всеми
членами общества, принятие большинства
норм зависит от статуса той или иной личности.
То, что приемлемо для одного статуса,
оказывается неприемлемым для другого.
Таким образом, социализация как процесс
обучения общепринятым способам и методам
действий и взаимодействий является важнейшим
процессом обучения ролевому поведению,
в результате чего индивид действительно
становится частью общества.
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным
статусом, профессией или видом деятельности
(учитель, ученик, студент, продавец). Это
стандартизированные безличные роли,
строящиеся на основе прав и обязанностей,
независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические роли:
муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина
— это тоже социальные роли, биологически
предопределенные и предполагающие специфические
способы поведения, закрепленные общественными
нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными
отношениями, которые регулируются на
эмоциональном уровне (лидер, обиженный,
пренебрегаемый, кумир семьи, любимый
и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый
человек выступает в какой-то доминирующей
социальной роли, своеобразном социальном
амплуа как наиболее типичном индивидуальном
образе, привычном для окружающих. Изменить
привычный образ крайне трудно как для
самого человека, так и для восприятия
окружающих его людей. Чем более длительный
период времени существует группа, тем
привычнее становятся для окружающих
доминирующие социальные роли каждого
участника группы и тем сложнее изменить
привычный для окружающих стереотип поведения.
4. РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Выглядело бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, женатый студент должен примерять требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной.
Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.
Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики и грубияны. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия.
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. Например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
Каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности, играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако имеются также и механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из вышесказанного,
я могу сделать вывод, что положение человека
в обществе и обусловленное им поведение
характеризуют с помощью понятий «социальный
статус личности» и «социальная роль».
Главную роль в процессе социализации
личности, т. е. усвоения ею социальных
норм, образцов поведения, духовных ценностей,
играют семья, группа сверстников, школа,
средства массовой информации.
Социальная роль связанна с определенной
позицией индивида в социальной системе
(социальным статусом), т. е. с совокупностью
прав и обязанностей. Любая социальная
структура общества может быть представлена
как определенная статусно-ролевая структура.
Социальные роли усваиваются индивидом
в процессе социализации. Роль является
лишь отдельным аспектом целостного поведения
индивида, представляющего собой определенный
ролевой набор.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1.Перечислите ваши врожденные
и приобретенные социальные
Врождённые социальные роли |
Приобретённые социальные роли |
мужчина |
супруг |
сын своих родителей |
отец своих детей |
представитель своей национальности |
студент |
уроженец определённого региона |
обладатель своей профессии |
внук |
друг, товарищ |
2 Охарактеризуйте содержание одной социальной роли (по выбору). Какие права и обязанности закреплены за данной социальной ролью в социальных ожиданиях окружающих людей?
Примером в данном случае берём социальную роль-«супруг» и рассматриваем содержание данной роли.
Изначально рассмотрим содержание статуса данной роли, который можно увидеть через формулу :
С= П+Об где П-права, а Об-обязанности
Соответственно что бы понять содержание социального статуса данной роли мы складываем права и обязанности супруга.
Где к правам относим(пример) :
1. Супруг в свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительств.
2. Супруг совместно с супругой решают все вопросы, связанные с материнством, отцовством, воспитанием, образованием детей, как и все другие вопросы жизни семьи и т.д.