Личность и группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

В отечественной психологии существуют свои традиции исследования социальной группы и личности. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека в группах, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Чем объясняется постоянный интерес к понятиям личность и социальная группа ?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1. Формирование и развитие личности……………………………………….
2. Формирование и развитие группы………………………………………….
3. Влияние группы на личность………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

личность и группа.docx

— 44.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

1. Формирование и развитие личности……………………………………….

2. Формирование и развитие группы………………………………………….

3. Влияние группы на личность………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В отечественной психологии существуют свои традиции исследования социальной группы и личности. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей  стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив –  личность и малая группа – личность. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение  человека в группах, его отдельные  поступки и жизненный путь в целом. Чем объясняется постоянный интерес  к понятиям личность и социальная группа ?

    1. группа выступает важнейшим фактором изучения личности;
    2. исследования поведения личности в группах дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента;
    3. изучение группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях;
    4. запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности.

Таким образом, при рассмотрении таких понятий как личность и  социальная группа, необходимо выделить те существенные признаки, связи, отношения  которые позволяют классифицировать и идентифицировать определенный объект реальности.

Эта тема хорошо разработана, и очень актуальна, так как  очень важно знать структуру  межличностных отношений в группе и восприятия членов этой группы друг друга, что бы решать проблемы сплоченности группы, для достижения высоких результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование и развитие личности

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для  того чтобы понять, что же такое  личность, необходимо провести разграничение  понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и  способностей. Это понятие указывает  на наличие такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого  рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален –  ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид  является личностью постольку, поскольку  в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет  определенные функции, реализует в  своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность – это социальная модификация человека: ведь социологический  подход выделяет в личности социально-типическое.

Человек становится личностью, вступая в  общественные отношения, в связь  с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает  разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в  себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным  носителем социальных качеств, личностью.

Личность  занимает определенное положение в  системе общественных отношений, принадлежит  к определенному классу, социальному  слою, группе. В соответствии со своим  социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

Личность, — подчеркивает Б. Г. Ананьев, — есть общественный индивид, объект и субъект исторического  процесса. Поэтому в характеристиках  личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление  образования и общественного  воспитания, т. е. определив человека как объект общественного развития, мы можем показать внутренние условия  его становления, как субъекта общественного  развития. В этом смысле личность всегда конкретно - исторична, она — продукт  своей эпохи жизни страны, современник  и участник событий, составляющие вехи истории общества и ее собственного жизненного, пути.1

Рассмотрим  процесс формирования личности. Согласно взгляду современной  психологии, личность формируется путем  усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта - это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной  сферы общественного опыта, но процесс  совершенно особый. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых  мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение. Новые потребности  и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в  реальной жизни человека и является эмоционально насыщенным, часто субъективно  творческим.

       Почти  все основные свойства и личностные  качества человека складываются  в детстве, за исключением тех,  которые приобретаются с накоплением  жизненного опыта и не могут  появиться раньше того времени,  когда человек достигнет определенного  возраста.

       В детстве  складываются основные мотивационные,  инструментальные и стилевые  черты личности, развитие личности  происходит под влиянием различных  социальных институтов: семьи, школы,  внешкольных учреждений, а также  под воздействием средств массовой  информации (печать, радио, телевидение)  и живого, непосредственного общения  ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды  личностного развития количество  социальных институтов, принимающих  участие в формировании ребенка  как личности, их воспитательное  значение различны. В процессе  развития личности ребенка от  рождения до трех лет доминирует  семья, и его основные личностные  новообразования связаны в первую  очередь с ней. В дошкольном  детстве к воздействиям семьи  добавляется влияние общения  со сверстниками, другими взрослыми  людьми, обращение к доступным  средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается  новый мощный канал воспитательного  воздействия на личность ребенка  через сверстников, учителей, школьные  учебные предметы и дела.

Таким образом, процесс формирования личности имеет две стороны.

Внутренняя сторона подразумевает  развитие в человеке психических  свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических  процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление  психических образований (знания, навыки и умения). Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии.

Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом  на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»

Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти  отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы  общества, образцы поведения. Все  это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование и развитие группы

 

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения  людей, которые создаются для  удовлетворения их потребностей и интересов. Социальная группа представляет собой  относительно устойчивое объединение  людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему  жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные  ценности. В социальных группах отношения  внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли. Вся жизнь  человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и  т. д. Современное общество демонстрирует  большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.   

В качестве основных выделяют следующие признаки группы:

    • осознание индивидами своей принадлежности к группе;
    • наличие между индивидами определенных отношений;
    • сформированность внутренней структуры (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов);
    • функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми нормами;
    • изменение в мнениях, установках индивида, обусловленные их включенностью в некую общность. 

Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать ее естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также  потенциальную возможность для  индивида иметь надежную защиту. Члены  одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с  хулиганами на улице, и при разговоре  с начальством, отстаивая групповые  интересы. Наконец, принадлежность к  группе, например, к какому-либо клубу  или профессиональному союзу  обеспечивает человеку определенное положение  в обществе, дает ему власть и  возможности для достижения конкретных целей.

 Таким образом, люди  объединяются в группы, чтобы  удовлетворить свои потребности  в:

  • общении;
  • самоуважении;
  • безопасности;
  • усилении власти;
  • получении определенного общественного  статуса;
  • достижении социальных, экономических и других целей.

          Формирование социальной группы  должно рассматриваться сквозь  призму внутренних, связей в ней.  Группа характеризуется определённой  целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы. Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Группа сформирована, если между ее членами установилась система  взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают  в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание  значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем  самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения  своим членам. Если участник группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.

Отличительными  признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых  целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная  и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

     Целостными  характеристиками группы выступают   также сплоченность, микроклимат,  референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

     Развитие  группы  происходит в континууме (от лат.  continuum - непрерывное), высшую точку которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.

     Четыре  стадии развития группы:

     1. Начальная стадия развития группы. Когда люди впервые объединяются  в группу для того, чтобы выполнить определенное задание, каждый их них оказывается в ситуации, когда, прежде всего он должен сориентироваться. Он чувствует при этом некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть рациональными.

     2. Вторая стадия: взаимное раскрытие (противоборство). В то время как на первой фазе на передний  план выдвигается взаимное изучение, во второй - возрастает активное  внимание к проблемам собственной группы и собственной ситуации. Члены группы познают, кто имеет сходное восприятие и аналогичные позиции, сближаются между собой; начинается критика методов и правил работы, преодоление предубеждений по отношению к определенным лицам; происходит столкновение мнений. Если на этой фазе удается изучить и принять во внимание слабые и сильные стороны членов группы, тогда появляется возможность узнать причины низких результатов работы и скорректировать дальнейшие действия.

Информация о работе Личность и группа