Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:40, реферат
В отечественной психологии существуют свои традиции исследования социальной группы и личности. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека в группах, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Чем объясняется постоянный интерес к понятиям личность и социальная группа ?
Введение………………………………………………………………………..
1. Формирование и развитие личности……………………………………….
2. Формирование и развитие группы………………………………………….
3. Влияние группы на личность………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
3. Третья стадия:
консенсус и кооперация. После
того как группа во второй
фазе решила межличностные
4. Четвертая
стадия: оптимальный коллектив.
Если группа достигает этой
стадии, то это означает идентификацию
разных членов группы с целями
группы и ее общей задачей.
Внутреннее взаимодействие в
группе характеризуется
Влияние группы на личность
Положительное влияние группы на личность
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты. Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний. Каждая из значимых социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.
Рассмотрим в обобщенном
виде основные факты,
Положительное влияние
группы на формирование и
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически к каждой группе он встречает таких людей.
К примеру, если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, а в изоляции от людей, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей.
Нa психологию индивида, группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности — через отношения иного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях люди проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок учится разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке.
Ещё одним важным фактором
индивидуального
Для развития у себя тех или иных достоинств человеку необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций.
Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном
Французский исследователь Г.
Ещё один исследователь, В. М. Бехтерев проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по «большинству», методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинство потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии.
В печальной истории
нашей страны за последние
семь десятков лет мы
Последний факт, который
здесь следует еще раз
Следовательно отрицательное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
Заключение
Таким образом, кратко рассмотрен вопрос о понятиях «социальная группа» и личность. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества.
В работе выяснилось, что формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности. На мой взгляд, стать личностью – это значит:
Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.
Список использованных источников
Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – М.: Эксмо, 2003. – 86с.
Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160с.
Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита/ ПЕР СЭ, 2005. – 301c.
Ерасов Б.С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2006. – 388 с.
Кравченко Е.П. Социология. – М.: Мысль, 2009. – 284с.
Курс лекций по социологии. – М.: Март, 2007. – 377 с.
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 2006.- 576 с.
1 Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – М.: Эксмо, 2003. – 86с.