Личность и социальная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.
Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………….…4
Стадии, способы и средства социализации личности………………………..8
Творческое исследование: почему социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?....................................................................13
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 33.98 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Личность  и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов  социализации личности…………………………….…4

Стадии, способы  и средства социализации личности………………………..8

Творческое  исследование:  почему социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?....................................................................13

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………….15

 

ВВЕДЕНИЕ

В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в  мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.

Процесс формирования определяет развитие личности под действием  природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется  в социальных процессах.

Одновременно  с процессом формирования личности идет процесс её социализации.

Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

Цель работы состоит в  рассмотрении социализации как фактора  развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.

 

 

 

 

 

ЛИЧНОСТЬ  И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ  СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Социально-психологические  явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Социальная среда –  это все, что окружает человека в  его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе  их развития. Социальная среда зависит  от типа общественных экономических  формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых  различий определенных слоев, от бытовых  и профессиональных отличий.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и др.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Примером, подтверждающим это, является знаменитое произведение Р. Киплинга «Маугли». Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. [3,156с]

Поскольку сознание, речь и др. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде.

Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации. [2,98с]

Анализ различных концепций  социализации показывает, что она  имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического  существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и  культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит,  включения в социальную практику); это происходит преимущественно  в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования  личности - развитие и самоизменение  человека в процессе освоения  и воспроизводства культуры, которое  происходит на всех возрастных  этапах.

Социализация – это  процесс накопления людьми опыта  и социальных установок, соответствующих  определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального  опыта, в ходе которого формируется  конкретная личность.

 

СТАДИИ, СПОСОБЫ  И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых человек приобретает  социальную природу и способность  участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает  участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском  заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Выделяют следующие  стадии социализации:

  1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до    подросткового  периода   ребенок   усваивает социальный   опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  2. Стадия индивидуализации (появляется  желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст  (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться"   в   общество).   Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются,  возможны следующие исходы:

  • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
  • изменение себя, "стать как все";
  • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости  человека,  весь   период  его  трудовой  деятельности, когда  человек  не  только усваивает социальный  опыт,  но  и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

  1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. [4,247с]

Процесс социализации достигает  определенной степени  завершенности  при  достижении  личностью  социальной  зрелости, т.е. обретении ею  интегрального  социального  статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

С точки зрения общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или  ограничивающих становление личности.

Так как социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администрации  школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Первичная социализация — сфера  межличностных отношений, вторичная  — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом  как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет  свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они  выполняют одну-две функции. Школа  дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т. п.

На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты.[5,184с]

Особо важное место группы занимают в институциональной жизни. Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

Выделяют качественно  разные периоды процесса социализации.

Детство. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации.  Они обнаруживают  себя  в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив  к  добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому,  а  именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения  продолжаются  всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее  длительное  воздействие.  Третья черта – родительско-детские отношения являются  самыми  тесными  и  близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Юность. Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13  до  19  лет. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения,  которые влекут  за  собой определенные психологические сдвиги: появление влечения  к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная,  проявляются склонность  к не  обдуманному риску и не  умение   оценить   степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее  верхние – мировоззренческие – этажи.

Информация о работе Личность и социальная среда