Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа
В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.
Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.
Введение…………………………………………………………………………...3
Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………….…4
Стадии, способы и средства социализации личности………………………..8
Творческое исследование: почему социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?....................................................................13
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………….15
Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную реду и социальную символику «Я».
Зрелый возраст. В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт. Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности. Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессии, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество,создание семьи, рождение детей. Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного и зрелого – служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность. Взрослая жизнь – самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации. Впервые уровнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и средств и средств их удовлетворения.
Старость. Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С выходом на пенсию завершается активный период социализации. Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также отношения к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения, трудоспособности, круга общения и самооценки.[1,305с]
Социализация
проходит этапы, совпадающие с так
называемыми жизненными циклами, каждый
этап которых сопровождается двумя
взаимодополняющими друг друга процессами:
десоциализацией и
Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.
ТВОРЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОЧЕМУ СОЦИАЛИЗАЦИЯНЕ МОЖЕТ СВОДИТСЯ ТОЛЬКО К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА? МОЖНО ЛИ УДЛИНИТЬ ИЛИ СОКРАТИТЬ ПРОЦЕС СОЦИАЛИЗАЦИИ?
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. Так как социализация продолжается на протяжении всей жизни человека, то удлинить или сократить этот процесс нельзя.
Поскольку социализация включает в себя и 1) развитие (саморазвитие) личности, и 2) ее приспособление к жизни в обществе, поэтому социализация охватывает и воспитание, и обучение, и "общее влияние среды", и просто взросление. Развитие человека во многом инициируется и обеспечивается социализацией. В процессе саморазвития, самовоспитания человека также происходит его социализация.
Важную роль в процессе социализации играет индивидуальный опыт. Если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей. Поэтому, даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. Таким образом, социализация не может сводиться только к воспитанию и обучению, ведь благодаря уникальному индивидуальному опыту не бывает двух одинаковых личностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
Процесс становления и формирования личности называют социализацией. Это важный процесс, так как социализация представляет собой процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Довольно большое влияние на формирование и развитие личности оказывает социальная среда, а именно все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.
В работе были раскрыты две стороны процесса формирования личности: внутренняя и внешняя, был рассмотрен факт, что личность является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации. А также были выделены стадии социализации (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая стадия), даны определения понятий «социальные институты», «агенты социализации» и рассмотрено их влияние на развитие личности. В результате собственного исследования был получен вывод о том, что социализация – это непрерывный процесс, который не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка, и который нельзя удлинить или сократить, так как он продолжается всю жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ