Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:54, реферат
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г.В.Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общении.
Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества.
Структура личности.
Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности.
Представленная в марксистской
социологии модель личности позволяет
говорить о личности как сложном,
внутренне структурированном
З.Фрейд выделил в структуре личности три главных психологических компонента: «Оно» (Ид), «Я» (Эго), и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» - это сфера подсознательного или бессознательного, «Я» - сфера сознания, «Сверх-Я» - сфера интериоризованной культуры, или, выражаясь термином П.Сорокина, сверхсознание.
Подсознание («Оно») представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей, среди которых З.Фрейд особо выделял либидозную (интимные побуждения) и агрессивную. Так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя огромный резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Подсознанием правит принцип удовольствия. З.Фрейд считал, «что в каждом человеке как бы сидит такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но, поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа и, прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с ними бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».
Сознание («Я») – компонент личности, управляющий ее контактами с внешним миром. В начале своего жизненного пути, когда человек появляется на свет, у него существуют только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако, по мере роста человек под влиянием окружающих людей учится ограничивать проявление биологических инстинктов, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что от него требуется. Постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобренного поведения.
Сферой сознания («Я») управляет принцип реальности =. Он вынуждает человека во всем слушаться рассудка, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, скрывать свои мысли от окружающих и т.д. Рациональное «Я» делает человека расчетливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.
Сверхсознание («Сверх-Я») – это пересаженные в голову человека внутренние, освоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество. По Фрейду «Сверх-Я» - это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики личности формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.
Вычленив в структуре личности три основных компонента, З.Фрейд не считает их равноценными для ее существования. Определяющую роль он отводит подсознательному компоненту «Оно». «Оно» - это самый крупный и глубинный слой человеческой личности, психическая самость, то зерно, из которого произрастает в процессе социализации «Я» и «Сверх-Я». Иначе говоря, это строительный материал личности. «Я» - сфера сознательного, посредине между «Оно» и внешним миром, в том числе между природными и социальными институтами. «Я» воспринимает бессознательные инстинкты и пытается реализовать их в приемлемой для конкретной ситуации форме.
Сверхсознание («Сверх-Я») – это сфера обитания нравственных чувств, которые выполняют роль внутреннего «цензора», постоянно контролирующее «Я».
В динамическом плане все
эти три элемента структуры личности
характеризуются конфликтом. Бессознательные
влечения, по словам Фрейда, «по природе
своей достойные осуждения», подавляются
энергией «Сверх-Я», что создает
для человека невыносимое напряжение.
Последнее может быть частично снято
с помощью бессознательных
Идеи З.Фрейда о структуре человеческой личности развил П.Сорокин. Принимая в целом предложенную З.Фрейдом структуру, П.Сорокин дал иную интерпретацию «Сверх-Я». Именно П.Сорокин истолковал «Сверх-Я» как сверхсознание. По мнению П.Сорокина, З.Фрейд слишком биологизировал процесс формирования «Сверх-Я», утверждая, что его содержание находится в сфере бессознательного. Сверхсознание, по П.Сорокину, - это сфера абсолютных нравственных законов, которые составляют содержание базовых ценностей и норм и источник которых находится в сфере религиозного сознания.
В результате такого переосмысления
структура личности по П.Сорокину приобрела
следующие очертания. Большую часть
человеческой личности занимает ОНО (бессознательное),
над ним возвышается Я (сфера
сознания), которая разворачивается
в горизонтальной плоскости всего
многообразия социальных отношений, базирующихся
на относительных ценностях. И наверху
находится сверхсознание –
Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г.Кули, Р.Линтоном, Т.Парсонсом, Р.Мейтоном и др. Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает
ее социальное поведение двумя основными
понятиями «социальный статус»
и «социальная роль». Разберем, что
означают эти понятия. Каждый человек
в своей жизни взаимодействует
с множеством других индивидов. В
пространстве социальных связей и взаимодействий
поступки людей, их отношения друг с
другом в решающей степени определяются
положений (позицией), которую они
занимают в обществе в целом и
в социальной группе, в частности.
В соответствии с этим положением
(позицией) индивид обладает определенными
функциональными правами и
Однако права и обязанности человека закрепляются з ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительно с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора ВУЗа и т. д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набором прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый человек включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отношений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор является мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.
Таким образом, каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «Статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупнгости статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека ( директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия определяют главный статус человека. Это может быть также расовая принадлежность( например негр) и социальное происхождение( дворянин и т.д.)
В общем, главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.
В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы( расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.).
Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально- групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной статификации общества. Личный же статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.
В зависимости от того, занимает
ли человек определенную статусную
позицию благодаря наследуемым
признакам или благодаря
Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.
Социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. По определению, Р.Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью. Иначе говоря, социальная роль – это модель поведения, ориентированное на данный статус в соответствии с ожиданиями людей. Ее также можно определить, как шаблонный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социальную роль можно рассматривать, как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.
Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом. Так статус преподавателя ВУЗа – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юридически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного ВУЗа. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами (передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания, служить примером культурного поведения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отношении со студентами – это ожидание внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности.
Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них системой ценностей. Таким образом, время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное место занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы, как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов.
Т.Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) способом получения – одни предписываются, другие – завоевываются; 2) эмоциональностью – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности; 3) масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта; 4) формализацией – действия в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией – на общее благо, на личную прибыль и т.д.
Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус преподавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии зачетов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена неформальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.
Информация о работе Личность как объект и субъект общественных отношений