Личность как объект и субъект общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г.В.Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общении.

Содержание работы

Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества.
Структура личности.
Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности.

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

 

  1. Формирование личности в процессе социализации.

Отклоняющееся поведение  личности.

 

Теперь, когда мы рассмотрели  основные характеристики личности, необходимо уяснить, как же происходит ее формирование. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Коротко говоря, социализация – это процесс становления социального «Я». Социализация охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

По своему содержанию социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в  передаче обществом социального  исторического опыта, символов, ценностей  и норм, а с другой – их усвоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризацией  в данном случае понимается переход  внешних по своей форме процессов  общественной жизни во внутренние процессы создания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию.

Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях  – поиск своего социального места. Основными опорными точками в  этом процессе являются: 1) осознание  своего «Я» - это два разных момента  в процессе обретения самостоятельности  личности, формирования «Я – образа». Осознание своего «Я» происходит в раннем детстве. Овладение прямохождением и речью, развитием мышления и сознания в раннем детстве (от двух до пяти лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве – таковы основные стадии в осознании своего «Я».

Осмысление своего «Я» - это  процесс становления ценностного  ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в  сравнении «другими людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о  добре и зле, цели и смысле жизни  и другие духовно-нравственные и  мировоззренческие установки.

Степень социализации, отражающая ощущения человека своего собственного «Я» фиксируется понятиями идентичности и самоуважения. Идентичность – это ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп и использовании групповых ценностей. Самоуважение – осознание себя в качестве личности, человека, у которого индивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с общественной.

В социологии выделяется два  уровня социализации: уровень первичной  социализации и уровень вторичной  социализации. На каждом из этих уровней  действуют различные агенты и  институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют сего. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализации универсальны. Их воздействие охватывает практически  все сферы деятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе  говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в  процесс становления личности, часто  перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации действуют узко специализировано. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

 

 

 

 

 


Информация о работе Личность как объект и субъект общественных отношений