Личность как социальная проекция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

В первобытном обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и с природой, осуществлял многообразные социальные функции и тем самым развивал в себе личностные гражданские качества. Социальная история предстает как фазовый переход с колебаниями различной амплитуды воздействия на локальные стороны общественной жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 28.31 Кб (Скачать файл)

Вероятно, можно еще говорить о типе личности, формирующемся в  зависимости от характера политического  режима в обществе.

Тоталитарному режиму присущи:

а) всеобщая регламентация  сфер жизни человека (к примеру, ограничение  числа детей в семье);

б) социальная анонимность (следствие  чрезмерного огосударствления общественной жизни), ведущая к утрате человеком  его важных жизненных функций, что  порождает пассивность и подавляет  естественные порывы индивида;

в) культ власти, ставшей  высшей ценностью;

г) готовность людей уступить свободу социальной защищенности, иждивенчеству, отсюда - безответственность человека.

Тоталитарный тип личности характеризуется: восторженным отношением к власти; мифологизацией действительности; чрезмерным энтузиазмом; верой в  простоту мира (белое - черное, друзья - враги); верой в чудеса; абсолютизацией порядка.

Изначальной ценностью либерального общества является уважение к свободе. Человеку либерального типа присущи: диалог с властью, стремление к уникализации, к личной ответственности, реализм  в отношении к действительности и к собственным возможностям и положению, подлинная активность в повышении своего статуса в  обществе.

Наше современное общество находится на переходном этапе развития. Отсюда - смешанные черты личности, где переплетены элементы рыночного  и нерыночного, тоталитарного и  либерального типов. В целом грани  между социальными, этническими  и психологическими общностями людей  подвижны.

 

3 Способы человеческого  существования.

Ранее отмечалось, что важнейшими формами бытия человека выступают  труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним  из модусов человеческого существования  является отчуждение.

Отдельные фрагменты идеи отчуждения обнаруживаются в античной философии (Платон), в философии Нового времени (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Сен-Симон). В немецкой классической философии  отчуждение выделено в самостоятельный  объект исследования. Г. Гегель продемонстрировал, что в акте отчуждения имеется  не только «утрата», ной «присвоение». Глубокую разработку проблемы отчуждения осуществили классики марксизма, представители антропологических направлений в философии.

Общественное состояние, где люди существуют как функции, а вещи господствуют над творцом, К. Маркс подверг детальному анализу  в «Капитале» и подготовительных к нему работах. Отмечены также такие  направления, как отчуждение общества и человека от природы, отчуждение человека от другого человека. М. Хайдеггер  считал, что отчуждение есть форма  существования человека в обезличенном мире повседневности. Э. Фромм связывал отчуждение с превращением человека в «вещь», с бегством от свободы.

В целом, феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или  иначе противостоит ему, т.е. складывается противоречивое общение между Я  и не-Я; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто  иное, чем они являются сами по себе.

В современной философской  мысли отчуждение в основном рассматривается  через призму процессов дегуманизации  социума, ведущих к «обесчеловечиванию»  личности, утраты чувства Я, следствием чего является возникновение бездушной  и безличной Мегамашины, т.е. предельно  рационализированной, технократической социальной организации. М. Бубер назвал три сферы отчуждения: область  техники (человек стал придатком  машин), сферу хозяйства (процесс  производства и потребления благ вышел из-под контроля человека) и область политики (человек находится  во власти иррациональных сил)130. Государственные  и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы. Источник такой ситуации усматривается в  господстве идеалов рационализма*, культе науки и техники. Увеличилась  пропасть между способйостью людей  к производству через научную  технологию и способностью контролировать ее.

Отделение от человека созданного им объективно. Это выражено, прежде всего, в характере деятельности, в механизм которой входят целеполагание, опредмечивание, получение конечных результатов, что свидетельствует о потенциальных способностях в условиях общественного разделения труда к обособлению.

Опыт показал, что отчуждение тем сильнее, чем ниже уровень  производительных сил. Слабое развитие орудий труда взваливает на человека за счет его физического и нервного перенапряжения всю тяжесть производства, порождая технологическое отчуждение. Человек при этом выступает как  придаток какого-либо средства труда  или какой-либо производственной функции.

При принудительной, внеэкономической организации труда (в обществе казарменного типа) производство и потребление  оказываются разорванными, приводя  к экономическому отчуждению.

 

 


Информация о работе Личность как социальная проекция человека