Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:31, реферат
В первобытном обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и с природой, осуществлял многообразные социальные функции и тем самым развивал в себе личностные гражданские качества. Социальная история предстает как фазовый переход с колебаниями различной амплитуды воздействия на локальные стороны общественной жизнедеятельности.
1. Личность как социальная проекция человека.
В первобытном обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и с природой, осуществлял многообразные социальные функции и тем самым развивал в себе личностные гражданские качества.
Социальная история предстает
как фазовый переход с
а) момент всеобщности форм движения;
б) проявление развертывания феномена живого существа, способностью отражения на уровне сознания;
в) выражение качества объекта-субъекта социальной формы движения материи, включающей в себя духовность.
Итак, личность рассматривается в системе взаимодействия природно- социальных форм движения материи, формируется под воздействием социальной среды, а также собственных усилий человека.
Каждое общество формирует
присущий ему тип личности, действующий
в определенных социально-экономических,
социокультурных и
Развитию личности содействовало
также формирование гражданского общества.
Английские и французские материалисты
XVIII в. в гражданском обществе видели
совокупность общественных связей, среду,
в которой разворачивается
Воздействие типичных причин, определяющих роль личности, обозначается термином «фактор ситуации».
К. Ясперс под ситуацией
подразумевает события, задающие историческую
уникальность определенной человеческой
судьбы, формирующей ее радости и
надежды, а также болевые точки.
Ситуация характеризует не столько
природно-закономерную, но в большей
степени смысловую
В поведении человека проявляются различные варианты.
В флюгерно-приспособительном сценарии человек мыслит и действует беспринципно, добровольно подчиняясь обстоятельствам, социальной моде. При изменении ситуации и власти приспособленец потенциально готов поменять свои взгляды и служить новому «идолу-божку», иной доктрине.
В консервативно-
Данную позицию нельзя
отождествлять с личностно- независимым
поведением (третий вариант). И. Кант уловил
достоинства автономного
При анализе четвертого варианта
мы исходим из того, что в процессе
антропосоциогенеза в человеке формируются
устойчивость (выражается через мировоззренческое
«ядро», убеждения) и гибкость (умение
реагировать на новое, корректировать
свои убеждения в определенном диапазоне).
При этом человек сохраняет
Взаимоотношения личности и социальной среды в идеале вписываются в формулу: поиск (личности) - предложения (социума) - выбор (личности из предложенного обществом). Автономия и ответственность личности проявляются как в процессе осмысления ею предложений («социальных заказов»), условий, требований, предъявляемых обществом (каждый человек эти запросы, требования понимает субъективно, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, ценном, благе), так и в ходе осуществления ею своих социальных ролей. В целом, личность есть индивидуальная проекция общества, а приспособление личности к среде и ее активное воздействие на среду выступают как момент самореализации личности.
Личность - понятие, отображающее социальную природу человека, рассматривающее его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самопознание и т.д.), самораскрывающегося в социальных отношениях, общении и предметной деятельности. Приобретение человеком социальных черт (в ходе социализации, исполнения социально значимых функций под воздействием социального окружения) происходит на основе его биопсихологических задатков. Поэтому определенную роль в формировании личности играет наследственность.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение человеком системы социальных норм и ценностей, социальных потребностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. «Социализация, — по К. Марксу, - не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм». Социализация человека есть прежде всего внутреннее самоуглубление, диалог человека с самим собой («я - я»), формирующий самосознание. Отношения «я - ты», «я — мы», «я - человечество», «я - природа», «я - вторая природа», «я — универсум» формируют нравственные чувства (любви, дружбы, ненависти и т.п.), различные системы ценностей, идеи национальной, классовой, государственной гордости, групповой солидарности, социальной справедливости, социально-философские, исторические, экологические, футурологические и иные рефлексии, атеистические и религиозные рассуждения о смысле жизни и смерти, представления об ответственном отношении к себе и всему окружающему, в целом, определяют нормы поведения и деятельности людей.
Социализация осуществляется
не только в контексте общения (в
виде подражания, обучения и т.д.), но
и опосредованно, через элементы
культуры (язык, миф, искусство, религию
и т.д.). Она выступает важнейшим
механизмом воспроизводства субъекта
социально-исторического
Важнейшими формами
Индивидуальное развитие
личности не бесконечно, является восходяще-нисходящим.
Биологическое развитие измеряется
состоянием обмена веществ и функций
организма. Социальный возраст определяется
уровнем социального развития, зависит
от овладения индивидом набором
социальных ролей, от субъективного
внутреннего представления
2. Исторические типы личности.
Многообразие людей не
исключает возможности
1) принадлежность индивидов
к определенной сфере
2) разделение людей по
их отношению к средствам
3) подчиненность людей
национально-культурным
У носителей социальных отношений формируются определенные классовые, национальные и иные черты личности.
Современное понимание личности
в постнеклассической картине мира
сочетает в себе унифицирующие (усредняющие)
и индивидуализирующие
В каждую историческую эпоху
имеются помимо доминирующих переходные
формы социальности и типы личности.
Динамичность мира, его постоянная
незавершенность обусловливают
гибкость личности, ее выход за границы
социального типа. Интегративные
процессы в обществе размывают социально-
Помимо социальных наука выделяет социально-психологические типы личности. Еще Гиппократ поделил людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.
В философско-психологической литературе получило распространение разделение людей на интровертов и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, ему чаще свойственно аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний мир, его синтетичность. И.В. Киреевский различал «внешнего» (совокупность социальных ролей с позиций социальной психологии) и «внутреннего» (совокупность способностей чело века: любви к Богу, помощи ближнему, ощущать вину, стыд, сострадание и т.д.) человека. Американский философ Д. Рисмен выделил «традиционно-ориентированную », « изнутри-ориентированную », извне-ориентированную» и «автономную личность».
С 70-х гг. XX в. развивается
соционика — наука о
В соционике за условными, символическими именами скрываются конкретные образы. Например, в типе «Жуков» заложены сильные управленческие и организаторские способности. Личности типа «Обломов» пассивны, не склонны совершать действия, поступки, типа «Манилов» - «витают в облаках», типа «Плюшкин» - чрезмерно бережливы, скряги. Люди типа «Наполеон» умеют манипулировать чувствами других людей, энергичны, обладают развитой силой воли.
Приведем еще одну классификацию социальных типов личности.
Для личностей-деятелей (ремесленники, земледельцы, рабочие, педагоги, менеджеры и т.д.) главное - действие, изменение мира и других людей, в том числе и самого себя.
Мыслители приходят в мир для того, чтобы смотреть и размышлять (Пифагор). Это мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся ученые.
Третий тип - люди чувств
и эмоций — прежде всего представители
литературы и искусства, гениальные
прозрения которых порой
Четвертый тип - гуманисты, и подвижники, отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей, любят ближнего, как самого себя (по евангельской заповеди), спешат делать добро.
По мнению М. Вебера, высказанному
в работе «Протестантская этика
и дух капитализма» (1905), протестантизм,
нацеленный на расчетливость и умножение
богатств мирской деятельности человека,
заложил основы трудовой этики и
рационализма, составивших ядро новоевропейского
предпринимательского типа личности.
Э. Фромм выделял в качестве особого
типа личность с рыночной ориентацией.
Такая личность в современном
понимании - продукт индустриального
общества, порождение культа массового
потребления. Вероятно, имеется и
противоположный тип личности, не
принимающий рассудком и
Информация о работе Личность как социальная проекция человека