Личность как субъект и продукт социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии сущности личности как субъекта и продукта социальных отношений. Для этого необходимо рассмотреть отличия понятий «человек», «индивид» и «личность», а затем выявить взаимосвязи с личности и общества.

Содержание работы

Введение

1. Человек, Индивид, Личность

2. Личность как субъект и продукт социальных отношений

2.1 Социальная сущность личности

2.2 Социализация личности

2.3 Межличностные отношения

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социология»

Тема: «Личность как субъект и продукт социальных отношений» 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка I курса

                  заочного  факультета

                  группы  ЭФКз - 11

                  № зачетки 11/110955

                  Назарова  Анна Дмитриевна

                  Проверила:

                          Самойленко Нэля Васильевна 
               
               

Донецк  2012 г. 
 

Содержание

Введение 

1. Человек, Индивид,  Личность 

2. Личность как  субъект и продукт социальных  отношений 

2.1 Социальная сущность  личности 

2.2 Социализация личности 

2.3 Межличностные  отношения 

Заключение 

Список использованной литературы 

  
 
 
 

Введение 

Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Личность – это отдельный человек, характеризуемый  со стороны его целостности, осознанно-волевых  проявлений. Современное общество вовлекает  человека в круговорот разнообразных  процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся  на основе его включения в систему  социальных отношений. 

Человек выступает  главным субъектом и продуктом  общественных отношений. В силу того, что он является многогранным и многоплановым  существом, особый интерес представляет рассмотрение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек  и общество возникли и формировались  в неразрывном единстве. Это был  целостный процесс, длившийся несколько  миллионов лет. Вот почему изучение общества невозможно без проникновения  в тайну человека.[1] Не будет преувеличением и то, что существо проблемы социальных отношений и личности в современном  обществе — это вопрос о том, как  именно социальные отношения воздействуют на личность и, с другой, как она  преобразует свою социальную среду. В одном отношении личность выступает  в качестве продукта социальных и  культурных условий, но в другом - она  же является создателем своих собственных  условий существования, т.е. социальным субъектом. 

Проблема личности человека, ее формирования и развития в современной литературе является наиболее проработанной, понимание  же человека как субъекта и продукта социальных отношений изучено менее, что придает данной теме особую актуальность. 

Цель данной работы заключается в раскрытии сущности личности как субъекта и продукта социальных отношений. Для этого необходимо рассмотреть отличия понятий «человек», «индивид» и «личность», а затем выявить взаимосвязи с личности и общества.

1. Человек,  Индивид, Личность 

Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. С научной точки зрения человек, - это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной способностью, мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь, будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.[2] 

Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы «человек» является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». В  философии есть один из ключевых собирательных  терминов — «субъект». Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку  характеризует познавательную и  практическую деятельность человека. Субъект — активно действующий  человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно  значимой деятельности. «Субъектностъ» - важный аспект индивидуального бытия  человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не следует смешивать  с понятием «человеческая субъективность», под которым понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств. В содержание понятия «субъект» входят все  социально значимые характеристики человека, и в первую очередь человека как творца истории. Человеческие потребности, интересы, способности выступают  в качестве движущей силы общественно-исторической деятельности и в своей совокупности образуют содержание человеческой природы. Иначе говоря, Человек - это субъект  общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной  речью, нравственными качествами и  способностью изготовлять орудия труда. 

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке. Эволюция понятия  личности от первоначального обозначения  маски (лат. persona обозначало маску, которую  надевал актер в античном театре), затем самого актера и, наконец, его  роли - дала толчок для развития представлений  о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий. 

Осмысление того, что человек - это биосоциальное  существо является важным моментом понимания  понятия «личность». Он неотделим  от своей природы, телесности, вещественности. Но вместе с этим, он обладатель сознания, души. Поэтому личность, как комплексное  осознание данной биосоциальной  природы человека, характеризует  то, что находится под действием  двух закономерностей: природно-биологической  и социально-исторической. Т.е., биологическое  начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме, неразрывно взаимосвязано в нем  с социальными чертами: коллективный труд, мышление, речь, способность к  творчеству. 

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид[3] как субъект  отношений и сознательной деятельности. 

Другое значение, личность — устойчивая система социально  значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, т.е. личность есть системное качество, приобретаемое индивидом в процессе совместной деятельности и общения. [4] 

Личность – это  особое качество, приобретаемое индивидом  благодаря общественным отношениям, - подчёркивал А.Н.Леонтьев.[5] 

Однако при всем разнообразии толкований понятия «личность», авторы их согласны с тем, что личностью  не рождаются, а становятся и для  этого человек должен предпринять  немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и  социокультурными навыками. 

Но, каждый ли человек  является личностью? Очевидно, что нет. Не был личностью человек в  родовом строе, поскольку его  жизнь была полностью подчинена  интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором  биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен  признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать  поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека. Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения, накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. 

История человека начинается тогда, когда происходит поворот  в его отношении к изменениям окружающей среды. С того момента, когда  предок человека перестал реагировать  на изменение окружающей среды изменением своей морфологии, внешнего вида, форм адаптации и начал формировать  свою искусственную среду (одежда, использование  огня, строительство жилища, заготовление пищи и т.п.), начинается социальная история человека. Такие формы  социальной адаптации потребовали  разделения труда, его специализации, усложнения форм стадной, а потом  и групповой организации. Эти  формы социальной адаптации нашли  свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности, о чем говорят данные антропологов: объем головного мозга у предков человека в тот период неимоверно вырос, усложнились формы коллективной деятельности, развилась вербальная коммуникация, возникла речь как средство общения, передачи информации, закрепления трудовых навыков. 

Все это позволило  человеческому сообществу получить большие возможности в обеспечении  жизни. Одновременно совершенствование  орудий труда, появление излишков продуктов  примитивного производства сразу сказались  на формах организации общественной жизни: она усложнилась, общество структурировалось. И то, какую роль может сыграть  конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества. 

Но и особенностям личности здесь принадлежит не последнее  место. Порой они оказывают весьма существенное влияние на социальные процессы. Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей жизни, активно  определяет и развивает «линию»  собственной судьбы. Иначе говоря, основным условием самоопределения  личности и сознательного регулирования  своей жизнедеятельности является ее общественная активность.[6] 

Итак, личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом  сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые  он реализует в общественной жизни. 

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. 

Таким образом, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения  субъекта. 

Особенностям развития и взаимосвязи личности и общества посвящена следующая глава. 

2. Личность  как субъект и продукт социальных  отношений 

2.1 Социальная  сущность личности 

Как уже отмечалось выше, понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, которая формируется  в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного  общества и его культуры. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким  образом, подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. 

В науке проявляются  два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики.

Здесь личность выступает  как активный участник свободных  действий, как субъект познания и  изменения мира. Личностными при  этом признаются такие качества, которые  определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых  она действует. 

Второе направление  изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет  себя в самых разных обстоятельствах  в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе  взаимоотношения в семье требуют  от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает  поступки, проявляет себя деятельно  и сознательно. Он может быть более  или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным  или ленивым спортсменом и  др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное  существование допускает «плавание  по воле случая». 

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными  отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством  и с индивидуальными качествами исполнителя (сравните например, роль труженика, правителя, воина, ученого  в разные эпохи). 

Информация о работе Личность как субъект и продукт социальных отношений