Личность как субъект и продукт социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии сущности личности как субъекта и продукта социальных отношений. Для этого необходимо рассмотреть отличия понятий «человек», «индивид» и «личность», а затем выявить взаимосвязи с личности и общества.

Содержание работы

Введение

1. Человек, Индивид, Личность

2. Личность как субъект и продукт социальных отношений

2.1 Социальная сущность личности

2.2 Социализация личности

2.3 Межличностные отношения

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

Социальные роли, все разнообразие социального поведения  личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами. 
 

В своих ролевых  проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется: действует, любит, ненавидит, борется, тоскует  не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество». 

  

2.2 Социализация  личности 

В процессе развития индивида как личности он все более  полно включается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и  только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначале  через общение с родителями, другими  людьми, а затем и через разнообразные  виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами  поведении и деятельности, отдельных  действий — происходит социализация личности, формируется и развивается  ее субъектность. Эта сторона развития личности определяется как ее социализация.

Социализация начинается с первых минут существования  индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда  он достигает такого уровня психического и социального развития, который  делает его способным управлять  своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе  говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным  выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания. 

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы  социального контроля и т.д. Она  происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных  заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. 

В процессе социализации усваиваются, входя в структуру  личности, обыденные, житейские взгляды  и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки  и цели, социальные идеалы, научные  знания, религиозные ценности и т.д. 

Приобщаясь к различным  сферам жизни общества, личность приобретает  и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс  индивидуализации - основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и  показателей) состоит в том, что  у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ  жизни и собственный внутренний мир. 

В исследовании процессов  социализации-индивидуализации важно  раскрыть, как общественные отношения  отражаются в психике индивида, и  как благодаря этому отражению  он организует свою жизнедеятельность  в обществе. 

Изучение развития личности предполагает анализ не только то, как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни  общества, но и ее оригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значение личностной активности, а  также то, что социализация неразрывно связана с индивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно - в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той или иной мере свое собственное развитие. 

Таким образом, человеком  рождаются, личностью становятся в  процессе социализации.[7] 

Стать личностью, минуя  процесс социализации, человек не может. 

Социализация начинается в детстве и продолжается всю  жизнь. От ее успеха зависит, насколько  личность, усвоив ценности и нормы  поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. 

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и  старость. Жизненные циклы связаны  со сменой социальных ролей, приобретением  нового статуса, изменением привычек и  образа жизни. 

По степени достижения результата различают начальную, или  раннюю, социализацию, охватывающую периоды  детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость. 

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов  и институтов социализации.

Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные  за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. 

Различают агентов: 

-          первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние  родственники, друзья, учителя и  т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности; 

-          вторичной социализации: должностные  лица вуза, предприятия, сотрудники  телевидения и т.д. Агенты вторичной  социализации оказывают менее  важное влияние. 

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь. 

Первичная социализация личности осуществляется в сфере  межличностных отношений, вторичная  — в сфере отношений социальных. 

Агенты и институты  социализации выполняют две основные функции: 

1) обучают людей  принятым в обществе культурным  нормам и образцам поведения; 

2) осуществляют социальный  контроль над тем, насколько  прочно, глубоко и правильно эти  нормы и образцы поведения  усвоены личностью. Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации. 

Итак, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. 

2.3 Межличностные  отношения 

В процессе своей  жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные (социальные) отношения. Одним из видов  социальных отношений являются межличностные  отношения, т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. 

В зависимости от наличия или отсутствия элементов  стандартизации и формализации все  межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные, которые отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них  определенной нормативности. Официальные  отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами  — правовыми, корпоративными и др. Например, во многих школах существует перечень требований к поведению  учеников в стенах школы. В них, в  частности, фиксируется характер отношений  между учащимися и учителями, а также между учащимися разных возрастов. В отличие от них, на базе личного отношения человека к  человеку, в группе складываются неофициальные  отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений. 

Во-вторых, официальные  отношения стандартизированы и  обезличены, т.е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных  межличностных отношений, не зависят  от личности, в то время как неофициальные  межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями  их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в  то время как в неофициальных  отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком. 

Официальные и неофициальные  межличностные отношения, в которые  люди вступают друг с другом, чрезвычайно  разнообразны. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные  отношения. Они обусловлены должностным  положением членов группы и выполнением  ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены, прежде всего, симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют  друг друга. 

Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностные  связи, образующиеся между людьми, занимающими  в официальной или неофициальной  структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные  связи людей, занимающих в официальной  или неофициальной структуре  группы одинаковое положение). Например, отношения между начальником  и подчиненным — это отношения  по вертикали, а взаимоотношения  между коллегами — это отношения  по горизонтали. 

Нередко различают  отношения рациональные, в которых  на первый план выступают знания людей  друг о друге и их объективные  характеристики, и эмоциональные, которые  основаны на индивидуальном восприятии человека человеком. 

Вывод

Личность – это  общественный индивид, объект и субъект  социальных отношений и исторического  процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. 

Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку  постепенно личность начинает выступать  как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние  воздействия общества. 

Формирование личности, ее социализация идет: «извне» - через  механизмы воспитания и «изнутри» - через механизмы само социализации, саморегуляции и самозащиты. 

Очевидно, что содержание, способы и методы формирования личности зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного  развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов. 

Таким образом, личность это и объект, и продукт общественных отношений, и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. 

Учесть все объективные  и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому и невозможно дать окончательного определения «личности», описать все возможные ее характеристики и качества. Тем не менее, обобщенным показателем личности выступает  ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов, как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе. 

Заключение

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. 

Понятие «человек»  обобщает социальное и биологическое  начала. Поэтому наряду с ним в  науке введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, такие, как индивид, индивидуальность, личность. 

Индивид - это отдельно взятый человек, представитель человеческого  рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических  процессов и свойств, активностью  и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. 

Индивидуальность  — своеобразное сочетание биологических  и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту  своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в  процессе его жизнедеятельности. 

Социальную сущность человека выражает понятие личности. 

Личность — это  целостность социальных свойств  человека, продукт общественного  развития и включения индивида в  систему социальных отношений. 

Личность — социальный образ человека, который формируется  из его общественного образа и  внутреннего облика: 

-          общественный образ определяется  деятельностью и положением человека  в обществе, реализацией его индивидуального  потенциала, уровнем развития и  общественной активности личности. 

Информация о работе Личность как субъект и продукт социальных отношений