Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 10:59, контрольная работа
Цель данной работы заключается в раскрытии сущности личности как субъекта и продукта социальных отношений. Для этого необходимо рассмотреть отличия понятий «человек», «индивид» и «личность», а затем выявить взаимосвязи с личности и общества.
Введение
1. Человек, Индивид, Личность
2. Личность как субъект и продукт социальных отношений
2.1 Социальная сущность личности
2.2 Социализация личности
2.3 Межличностные отношения
Заключение
Список использованной литературы
Социальные роли,
все разнообразие социального поведения
личности определяются социальным статусом
и господствующими в обществе
или в данной группе ценностями и
нормами.
В своих ролевых
проявлениях личность развивается,
совершенствуется, меняется: действует,
любит, ненавидит, борется, тоскует
не личность сама по себе, а человек,
обладающий чертами личности. Через
нее, особым, только ему присущим образом
организуя свою деятельность, отношения,
индивид предстает как Человек. Таким
образом, понятие «личность» связано с
понятием «общество».
2.2 Социализация
личности
В процессе развития
индивида как личности он все более
полно включается в систему общественных
отношений. Связи личности с людьми
и разными сферами жизни
Социализация начинается
с первых минут существования
индивида и протекает на протяжении
всей его жизни. Каждый человек проходит
свой путь социализации. Назвать человека
личностью можно тогда, когда
он достигает такого уровня психического
и социального развития, который
делает его способным управлять
своим поведением и деятельностью,
давать отчет результатам и
Социализация осуществляется
посредством общения, воспитания, образования,
средств массовой информации, системы
социального контроля и т.д. Она
происходит в семье, детском саду,
школе, специальных и высших учебных
заведениях, трудовом коллективе, неформальных
социальных группах и пр.
В процессе социализации
усваиваются, входя в структуру
личности, обыденные, житейские взгляды
и представления, производственные,
трудовые навыки, правовые и нравственные
нормы поведения, политические установки
и цели, социальные идеалы, научные
знания, религиозные ценности и т.д.
Приобщаясь к различным
сферам жизни общества, личность приобретает
и все большую
В исследовании процессов
социализации-индивидуализации важно
раскрыть, как общественные отношения
отражаются в психике индивида, и
как благодаря этому отражению
он организует свою жизнедеятельность
в обществе.
Изучение развития
личности предполагает анализ не только
то, как она присваивает социальный
опыт и приобщается к жизни
общества, но и ее оригинальный вклад,
обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем
значение личностной активности, а
также то, что социализация неразрывно
связана с индивидуализацией. Так
личность не только научается произвольно
регулировать своё поведение, но и что
еще более важно - в процессе развития
на определенной его стадии она начинает
сама сознательно организовывать свою
собственную жизнь, а значит, и определять
в той или иной мере свое собственное развитие.
Таким образом, человеком
рождаются, личностью становятся в
процессе социализации.[7]
Стать личностью, минуя
процесс социализации, человек не
может.
Социализация начинается
в детстве и продолжается всю
жизнь. От ее успеха зависит, насколько
личность, усвоив ценности и нормы
поведения, принятые в данной культуре,
сумеет реализовать себя в процессе
общественной жизни.
Процесс социализации
проходит через несколько стадий,
которые социологи называют жизненными
циклами: детство, юность, зрелость и
старость. Жизненные циклы связаны
со сменой социальных ролей, приобретением
нового статуса, изменением привычек и
образа жизни.
По степени достижения
результата различают начальную, или
раннюю, социализацию, охватывающую периоды
детства и юности, и продолженную,
или зрелую, социализацию, охватывающую
зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации
понимаются конкретные люди, ответственные
за обучение других людей культурным
нормам и оказание им помощи в освоении
различных социальных ролей.
Различают агентов:
-
первичной социализации: родители,
братья, сестры, близкие и дальние
родственники, друзья, учителя и
т.д. Агенты первичной социализации составляют
ближайшее окружение человека и играют
важнейшую роль в процессе формирования
его личности;
-
вторичной социализации: должностные
лица вуза, предприятия, сотрудники
телевидения и т.д. Агенты
Институты социализации
— это социальные учреждения, влияющие
на процесс социализации и направляющие
его. Как и агенты, институты социализации
также подразделяются на первичные
и вторичные. Примером первичного института
социализации могут служить семья, школа,
вторичного — средства массовой информации,
армия, церковь.
Первичная социализация
личности осуществляется в сфере
межличностных отношений, вторичная
— в сфере отношений
Агенты и институты
социализации выполняют две основные
функции:
1) обучают людей
принятым в обществе
2) осуществляют социальный
контроль над тем, насколько
прочно, глубоко и правильно эти
нормы и образцы поведения
усвоены личностью. Поэтому такие
элементы социального контроля, как поощрение
(например, в форме положительных оценок)
и наказание (в форме оценок отрицательных)
одновременно являются и приемами социализации.
Итак, личность есть
продукт интеграции процессов, осуществляющих
жизненные отношения субъекта.
2.3 Межличностные
отношения
В процессе своей
жизнедеятельности люди вступают друг
с другом в многообразные общественные
(социальные) отношения. Одним из видов
социальных отношений являются межличностные
отношения, т.е. отношения между отдельными
индивидами по различным основаниям.
В зависимости от
наличия или отсутствия элементов
стандартизации и формализации все
межличностные отношения
Во-вторых, официальные
отношения стандартизированы и
обезличены, т.е. права и обязанности,
которые складываются в рамках официальных
межличностных отношений, не зависят
от личности, в то время как неофициальные
межличностные отношения
Официальные и неофициальные
межличностные отношения, в которые
люди вступают друг с другом, чрезвычайно
разнообразны. В связи с основной
для группы совместной деятельности
возникают деловые
Помимо этого, выделяют
отношения по вертикали (межличностные
связи, образующиеся между людьми, занимающими
в официальной или
Нередко различают
отношения рациональные, в которых
на первый план выступают знания людей
друг о друге и их объективные
характеристики, и эмоциональные, которые
основаны на индивидуальном восприятии
человека человеком.
Вывод
Личность – это
общественный индивид, объект и субъект
социальных отношений и исторического
процесса, проявляющий себя в общении,
в деятельности, в поведении.
Личность не только
объект общественных отношений, не только
испытывает социальные воздействия, но
и преломляет, преобразует их, поскольку
постепенно личность начинает выступать
как совокупность внутренних условий,
через которые преломляются внешние
воздействия общества.
Формирование личности,
ее социализация идет: «извне» - через
механизмы воспитания и «изнутри»
- через механизмы само социализации,
саморегуляции и самозащиты.
Очевидно, что содержание,
способы и методы формирования личности
зависят от уровня экономического,
политического, правового, культурного
развития конкретного общества, от
традиций и обычаев народа и многих
других факторов.
Таким образом, личность
это и объект, и продукт общественных
отношений, и активный субъект деятельности,
общения, сознания, самосознания.
Учесть все объективные
и субъективные факторы формирования
личности невозможно, поэтому и невозможно
дать окончательного определения «личности»,
описать все возможные ее характеристики
и качества. Тем не менее, обобщенным
показателем личности выступает
ее духовность, выражающаяся в соответствии
ее поступков, качеств, интересов, потребностей,
идеалов, как коренным общественным интересам,
так и своей человеческой природе.
Заключение
Человек – высшая
ступень развития живых организмов
на Земле, субъект труда, социальной
формы жизни, общения и сознания.
Понятие «человек»
обобщает социальное и биологическое
начала. Поэтому наряду с ним в
науке введены понятия, отражающие
отдельные аспекты человека, такие,
как индивид, индивидуальность, личность.
Индивид - это отдельно
взятый человек, представитель человеческого
рода, обладающий определенными биологическими
особенностями, устойчивостью психических
процессов и свойств, активностью
и гибкостью в реализации этих
свойств применительно к конкретной ситуации.
Индивидуальность
— своеобразное сочетание биологических
и социальных особенностей человека,
отличающих его от других людей. Если
индивидом человек является по факту
своего рождения, то индивидуальность
складывается и модифицируется в
процессе его жизнедеятельности.
Социальную сущность
человека выражает понятие личности.
Личность — это
целостность социальных свойств
человека, продукт общественного
развития и включения индивида в
систему социальных отношений.
Личность — социальный
образ человека, который формируется
из его общественного образа и
внутреннего облика:
-
общественный образ
Информация о работе Личность как субъект и продукт социальных отношений