Личность: социальная роль и социальный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 15:58, реферат

Описание работы

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………..…………………….....3
1. Представления о личности……………………………………….. .. 4
1.1. Понятие личности………………………………………………... .6
1.2. Типы личности…………………………………………………... .9
2.Социальный статус………………………………………………… 11
3. Социальные роли…………………………………………………. ..13
Заключение…………………………………………………………... 18
Список литературы…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» (БИЭФ)

Кафедра _________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине                         СОЦИОЛОГИЯ


 

На тему:          Личность: социальная роль и социальный статус


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 

                 

Курс, группа

Дата сдачи

Дата проверки

Проверил преподаватель


 
Калининград, 2012

Содержание

Введение………………………………………..…………………….....3

1. Представления о личности……………………………………….. .. 4

1.1. Понятие  личности………………………………………………... .6

1.2. Типы личности…………………………………………………...  .9

2.Социальный  статус…………………………………………………  11

3. Социальные роли…………………………………………………. ..13 

 Заключение…………………………………………………………...  18

Список литературы…………………………………………………….20 

 

Введение

 

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии  на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку  каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного  человека. Индивидуальное поведение, таким  образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в  его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

Для того чтобы  понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий  «человек», «индивид», «личность».

Понятие человек  употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и  способностей. Это понятие указывает  на наличие такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого  рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид  является личностью постольку, поскольку  в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет  определенные функции, реализует в  своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность - это социальная модификация  человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Представления о личности

1.1 Понятие личности 

 

Личность  – одно из центральных понятий  социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального  знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские  концепции и психологические  теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, ментальную и культурную природу. Социологи  берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология  обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга.

Для социолога  «личность» – это, напротив, то, что  делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально  типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога  и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии  «личность» (т.е. человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается  как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт  условий существования, который  может лишь познать себя и  не должен пытаться изменить (человек  адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно  активный, либо медитирующий, изменяющий  свои собственные условия, либо  управляющий своим воображением  об условиях своей жизни и  о себе (человек, создающий себя  сам, самопроизводящийся);

3) деятель,  преобразующий сам себя посредством  инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с  внешним объективным миром (человек,  производящий новые предметы, совершенствующийся  посредством деятельности и передающий  в предметах свой опыт).

В психологии «личность» (т.е. индивид) – это целостность  психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным áктором (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических  представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет  и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями  «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

В современной  социологии личность, как и субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и  групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип  способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического  прогресса. Первобытный человек  характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как  современный имеет значительно  более богатый функциональный репертуар  и в целом играет активную преобразующую  роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все  полнее проявлялась, формировалась  и заполняла человека, вырывая  его из мира естества (желаний и  страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной  субстанцией его особой (общественной) природы.

 

1.2 Типы личности

 

Типы личности - модели (исследовательские  схемы) личности, используемые в социологии и психологии в качестве образов, образцов, основ для группировки и т. п. при описании, классификации, упорядочении, изучении различных множеств индивидов (личностей).

Каждое общество заинтересовано в  определённом, наилучшим образом  соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в  системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован.

На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

Социальное поведение можно  оценивать количественно - по уровню социальной активности людей, и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной  культуры и ценностных ориентаций, включая  нормативный канон человека, представления  о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля  мышления и самосознания отдельных  индивидов.

Социальный тип личности – продукт  сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий  жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.

Так, М.Вебер за основу типизации  берёт специфику социального  действия, более конкретно – степень  его рациональности, К.Маркс –  формационную и классовую принадлежность.

Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».

Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.

Рассмотрим некоторые способы  типологий:

1) По виду социальных установок  личности разделяют на шесть  групп:

  • теоретический тип, целью которого является изучение и познание окружающего мира;
  • экономический, стремящийся к собственному материальному обогащению;
  • политический, стремящийся к получению возможности управлять людьми;
  • социальный;
  • эстетический;
  • религиозный;

2) По классовой и групповой  принадлежности выделяются следующие  типы личности: студенты, интеллигенция,  рабочие, военнослужащие, пенсионеры  и др.

3) По виду преобладающих ценностей  различают следующие типы:

  • реалист - сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
  • идеалист-личность, вырабатывающая собственные систему ценностей, идеалы, отрицательно относящийся к авторитетам;
  • традиционалист - человек, привыкший выполнять поручения, ориентирован в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
  • фрустрированный тип - личность с заниженной самооценкой, всегда считающий себя лишним;
  • годенист - личность, основной целью которой является удовлетворение сиюминутных потребностей, получение собственного удовольствия.

В социологии принято выделять также  модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает  в данном обществе. Идеальный тип  личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как  пожелание на будущее, например, всесторонне  и гармонично развитая личность у  К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

А социолог Р.Мертон, исходя из отношения к целям  и средствам, предложил следующие  типы:

1) конформист - принимает как культурные цели, так и институциональные средства  в их достижении, одобряемые обществом,  является лояльным к обществу;

2) новатор  - стремится достигнуть культурных  целей неинституциональными средствами;

3) ритуалист - принимает институциональные средства, которые он абсолютизирует, но культурные цели игнорируются, а нетрадиционные средства им отвергаются;

4) изолированный - находится вне культурных традиций и институциональных связей;

5) мятежник - стремится отступать от принятых  целей и средств и создает  новую систему норм, ценностей  и средств их достижения.

По  структуре можно различать такие  типы личности, как:

1) физический - телесная организация человека, основанная на телесных

свойствах и самоощущениях;

2) социальный - система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых  он дорожит;

3) духовный - внутреннее духовное состояние, отражающее устремленность к конкретным духовным ценностям и идеалам.

Из сложившихся форм деятельности различаются: деятели (преобразователи  мира, окружающих и себя), мыслители (созерцатели), приверженцы чувств и  эмоций (представители искусства), гуманисты  и подвижники (выдающиеся люди).

Исходя из культурных традиций, принято  различать европейский тип личности, в котором выделяются внешность, целостность, "жесткость" в поведении  и азиатский, характеризующийся  мягкостью, внутренней ориентированностью, коллективностью.

Согласно исторически сложившихся  обществ различают античный (сознание чувства стыда и страха), феодальный (любовь к богу, греховность человека, корпоративная мораль), нового времени (человеческая индивидуальность), новейшего  времени (прагаматизм и самореализация) типы личности.

Акцентируя внимание на религиозном  признаке, можно выделить христианский (любовь к богу, ближнему, готовность к "вечной жизни"), исламский (строгость  и безукоснительность служения Аллаху, соблюдений предписаний за счет своих прав и обязанностей, сбалансированности потерь), буддистский (осознание четырех "благородных" истин и готовность следовать по "восьмеричному "пути" типы личности и т.д.

Информация о работе Личность: социальная роль и социальный статус