Личность: социальная роль и социальный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 15:58, реферат

Описание работы

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………..…………………….....3
1. Представления о личности……………………………………….. .. 4
1.1. Понятие личности………………………………………………... .6
1.2. Типы личности…………………………………………………... .9
2.Социальный статус………………………………………………… 11
3. Социальные роли…………………………………………………. ..13
Заключение…………………………………………………………... 18
Список литературы…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

 

2  Социальный статус

 

Структура общества, неоднородность выполняемых людьми функций предопределяет неравнозначность их социальных позиций. Каждый человек  занимает определенную социальную нишу в зависимости от своего пола, возраста, образования, жизненного опыта, образа жизни. Все эти характеристики определяют его статус.

Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как  себя ведет человек, т. е. к его  поведению, то термин «статус» соотносится  с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.

Социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. В социологии наряду с категорией социальный статус используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т. п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества.

Компонентами социального статуса являются социальный позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей (пол, возраст образование, профессия, национальность и т. д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д..

С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т.д.. Каждый индивид может иметь большое число статусов , и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным . Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности.  Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д..). 

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статус. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.). 

Следует различать социальные и  личные статусы одного и того же человека. Личный статус – это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус – это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный – позиция, занимаемая им в большой общности.

 

3 Социальная роль

 

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли .

Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Различия между статусом и ролью  можно выразить так: статус описывает  общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину  мира. Если статус – это позиция  в обществе, то роль – модель поведения  в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль – это  динамическая характеристика статуса.

В связке понятий «статус-роль»  ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается  выражение «статусная роль», но никогда  не попадается «ролевой статус».

Социальную роль следует рассматривать  в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Главным связующим звеном между  ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

Поскольку каждый человек исполняет  несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

Выделяют следующие типы конфликтов:

1. К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе,  ласковое обращение со своими детьми,  но и требовательность, строгость к ним.  Непросто совместить эти предписания,  когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.  Обычным способом разрешения этого внутриролевого конфликта в семье является некоторое перераспределение функций, когда на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей,  а на мать — смягчать горечь наказания,  утешать ребенка.  При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

2. Межролевые конфликты возникают тогда,  когда требования одной роли противоречат,  противодействуют требованиям другой роли.  Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин.  Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.  Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

3. Личностно-ролевые  конфликты возникают в ситуациях,  когда требования социальной  роли противоречат свойствам  и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя  требует от человека не только  обширных знаний, но и хороших  волевых качеств, энергии, умения  общаться с людьми в разных, в том числе и критических  ситуациях.  Если у специалиста  не хватает этих качеств,  то  он не справляется со своей  ролью. 

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд  ролей, а также ее участие в  максимально возможном ролевом  репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к  жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто  выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно  предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов  к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами  и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами  юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять  мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями  для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы  и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид  может испытывать проблемы связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь  огромное значение для изменения  человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции  поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

 

Заключение.

 

Личность - устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и конкретно - социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности  и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем - к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.

Человек ежедневно  взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко  бывает, когда он полностью взаимодействует  только с членами одной группы, например семьи, но он, в тоже время, может быть и членом трудового  коллектива, общественных организаций  и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями  с другими членами группы. Для  анализа степени включения индивида в различные группы, а также  положений, которые он занимает в  каждой из них, используются понятия  социального статуса и социальной роли.

Потребностно-мотивационные теории личности (основоположник  К. Левин) объясняют избирательность притяжения элементов среды в зависимости от потребностей личности и её мотиваций, средств удовлетворения потребностей через социальные установки – аттитюды. Эта теория наиболее близка к социологическому пониманию личности, поскольку рассматривает её как заряженную частицу, вступающую в сложное избирательное взаимодействие с другими. Она отвечает на вопрос, почему люди придумывают роли и как получается, что социальные игры разных людей оказываются довольно типичны.

 

Список  литературы

 

  1. Социология [Текст]: Учебник для вузов / ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
  2. Кравченко А.И. Социология: Общий курс [Текст]: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Личность: социальная роль и социальный статус