Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 16:05, контрольная работа
Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО…………….....4
2 ЛИЧНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ …………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вологодский государственный университет»
Факультет производственного менеджмента и инновационных технологий
Кафедра управления инновациями и организации производства
Контрольная работа
По дисциплине: «Социология»
ТЕМА: «Личность в социологии. Основные факторы её развития»
Выполнил (а):
ст. гр. ЗМЭТ-32В
Калмыкова.Е.О
Шифр: 080200
Проверила: доцент
Четверикова.Т.А
Вологда
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО…………….....4
2 ЛИЧНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ …………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……14
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы весьма актуальна - повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности - одно из главных понятий в социологии.
В нынешнюю пору, когда в России абсолютно трансформируются все общественные отношения и социальные институты, исследование отличительных черт личности и ее дальнейшей социализации в современном мире делается весьма востребованным и острым исследовательской вопросом, притягивающей заинтересованность и ученых, и практиков - таких как учителя и политики и так же и родителей, ведь с раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом.
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Что такое личность? Для того,
чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
прежде всего, провести разграничение
понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек»
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения.
Они включают в себя:
1) концепцию жизни и ценностные ориентации;
2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации;
3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
2 ЛИЧНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Сложность и многогранность процесса формирования и развития личности обусловили появление различных теорий развития личности. Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества.
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения».
В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальной опыт.
Биологическая
наследственность. Кирпичный дом не может
быть построен из камня или из бамбука,
но из большого количества кирпичей можно
построить дом множеством различных способов.
Биологическое наследие каждого человека
поставляет сырые материалы, которые затем
формируются разными способами в человеческую
особь, индивида, личность.
В отличие от многих
видов животных человеческое существо
проявляет сексуальность во все времена
года, что в большей или меньшей степени
сказывается на деторождении. Ребенок
рождается совершенно беспомощным и остается
таким первые годы своей жизни. Подобные
биологические факты закладывают основу
социальной жизни людей. Кроме того, человек
не имеет инстинкта моногамной сексуальной
жизни, и в каждом обществе эта особенность
проявляется по-разному, сказываясь на
формировании института семьи и на воспитании
детей. Черты биологического наследия
дополняются врожденными потребностями
человеческого существа, которые включают
потребности в воздухе, пище, воде, активности,
сне, безопасности и отсутствии боли. Если
социальный опыт объясняет в основном
сходные, общие черты, которыми обладает
человек, то биологическая наследственность
во многом объясняет индивидуальность
личности, ее изначальное отличие от других
членов общества.
Вместе с
тем групповые различия уже нельзя объяснять
биологической наследственностью. Здесь
речь идет об уникальном социальном опыте,
об уникальной субкультуре. Следовательно,
биологическая наследственность не может
полностью создать личность, так как ни
культура, ни социальный опыт не передаются
с генами. Однако биологический фактор
необходимо учитывать, так как он, во-первых,
создает ограничения для социальных общностей
(беспомощность ребенка, невозможность
долго находиться под водой, наличие биологических
потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря
биологическому фактору создается бесконечное
разнообразие темпераментов, характеров,
способностей, которые делают из каждой
человеческой личности индивидуальность,
т.е. неповторимое, уникальное создание.
Физическое окружение.
Некоторые исследователи придавали физическому
окружению решающее значение в развитии
личности. Известный социолог Питирим
Сорокин в нескольких работах, опубликованных
в 1928 г., обобщил теории многих ученых –
от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до
современного ему географа Эллиота Хантингтона,
согласно которым групповые различия
в поведении личностей в основном определяются
различиями в климате, географических
особенностях и природных ресурсах. К
этой группе ученых можно отнести также
философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н.
Гумилева. Теории, разработанные этими
исследователями, являются хорошей основой
для оправдания этноцентрического, националистического
сознания, однако не могут оправдать решающего
влияния физического фактора на развитие
личности. Действительно, в сходных физических
и географических условиях формируются
различные типы личностей, и, наоборот,
очень часто бывает так, что схожие групповые
признаки личностей развиваются в разных
условиях окружающей среды. В связи с этим
можно сказать, что физическое окружение
может влиять на культурные особенности
социальной группы, но его влияние на формирование
отдельной личности незначительно и несравнимо
с влиянием на личность культуры группы,
группового или индивидуального опыта.
Культура. Прежде
всего следует отметить, что определенный
культурный опыт является общим для всего
человечества и не зависит от того, на
какой ступени развития находится то или
иное общество. Так, каждый ребенок получает
питание от старших по возрасту, обучается
общению через язык, получает опыт применения
наказания и вознаграждения, а также осваивает
некоторые другие наиболее общие культурные
образцы. Вместе с тем каждое общество
дает практически всем своим членам некоторый
особенный опыт, особенные культурные
образцы, которые другие общества предложить
не могут. Из социального опыта, единого
для всех членов данного общества, возникает
характерная личностная конфигурация,
типичная для многих членов данного общества.
Например, личность, сформировавшаяся
в условиях мусульманской культуры, будет
иметь иные черты, чем личность, воспитанная
в христианской стране.
Информация о работе Личность в социологии. Основные факторы её развития