Личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:41, доклад

Описание работы

Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

Файлы: 1 файл

Личность.docx

— 37.82 Кб (Скачать файл)
  1. Понятия «человек», «индивид», «личность»

Для того чтобы понять, что  же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие человек употребляется  для характеристики присущих всем людям  качеств и способностей. Единичным  представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален –  ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид  является личностью постольку, поскольку  в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет  определенные функции, реализует в  своей деятельности социально значимые свойства и качества.

Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному  классу, социальному слою, группе. В  соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

В социологии наиболее известны следующие теории личности.

Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.

Психоаналитические теории (З. Фрейд).

Направлены на раскрытие  противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических  аспектов взаимосвязи личности и  общества. Сфера психики человека включает в себя:

1) бессознательное – ид (природные инстинкты);

2) сознание индивида – эго, являющееся регулятором инстинктивных реакций;

3) супер-эго – законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания.

Ролевая теория личности. Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс описывают ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе.

Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт  исторического развития, результат  включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных  принадлежностью к определенному  типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда  и образа жизни.

Личность  как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений  социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Однако прежде чем приступать к  рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию  термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность  – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы  к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить следующие ПОДХОДЫ.

Диалектико-материалистический подход: к концу 20-х годов ХХ века практически сформировалась данная концепция. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х гг. Согласно этой концепции развитие личности – диалектический процесс, он обусловлен 4-мя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Биологическое и социальное рассматривалось в пользу последнего, т.е. то, что дано природой, не является фатальной детерминантой. Биологическое – потенциальная возможность, которая реализуется в способностях при содействии 3-х основных факторов. Акцент делался на социальном, пренебрежение к биологическому привело к гонению на педагогику. В 30-е гг. она была объявлена лженаукой.

Антропологический подход: в нем личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Классический антропологический подход нашел отражение в работах Фейербаха. Он рассматривает человека как продукт природы, игнорируя социальный контекст в развитии личности. В настоящее время в чистом виде практически не встречается. На позиции абсолютного антропологизма стоит классический бихевиоризм. Он отождествляет понятие индивид, личность, человек. Он игнорирует определяющую роль социальной среды в развитии личности.

Нормативный подход: в нем личность определяется набором положительных качеств, признаков. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами как высокая сознательность, ответственность, соц. Активность, нравственность.

Социологический подход: личность рассматривается прежде всего как объект и продукт соц. отношений. Личность – конкретное выражение сущности человека, реализация в нем системы социальных черт и качеств данного общества.

Персоналистический подход: в определенной мере он выступает в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам. Личность рассматривается как абсолютно самостоятельная и индивидуально неповторимая целостность. Наиболее полное выражение этого подхода проявилось в экзистенциализме. Согласно данной концепции сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда, т.е. природа и соц. отношения, мешают ей уйти в неповторимый внутренний мир. В современном индустриальном обществе, в мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяет свое «Я» в массе. Крупными представителями экзистенциализма являются Хайдегер, Сартр.

Теория  «зеркального Я»: ее автором является американский социолог, основоположник теории «малых групп» Кули. Он считает признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми.

Биолого-генетический подход: предполагает, что поведение человека заложено в биопрограмме, примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль соц. среды, культуры в становлении человека как соц. существа. Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы, которые ранее были достоянием человеческого существа, а именно, склонности к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, агрессивность и др. Учет биологических и генетических качеств не означает отрицания роли соц. среды.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение  личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как  сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют  внутренним детерминантам ее социального  поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы  – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

3. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.

Социализацию  можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые  для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а  с другой стороны, это процесс  усвоения индивидом общественного  опыта.

В социологической науке принято  выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой  совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих  или ограничивающих становление  личности человека.

Агенты  социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и  вторичные агенты и институты  социализации.

Агенты  первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты  вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

Информация о работе Личность