Личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:41, доклад

Описание работы

Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

Файлы: 1 файл

Личность.docx

— 37.82 Кб (Скачать файл)

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или  иные факторы, соотношение которых  на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс  социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые  затем разнообразными способами  преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору  существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так  как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные  показатели.

Культура каждого общества также  оказывает огромное влияние на процесс  социализации.

Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.

Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого  мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить  в точности.

Картина индивидуального опыта  усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что  на процесс социализации оказывают  влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда  является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все  то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует  в процессе социализации – целенаправленного  и ненаправленного воспитания.

Итак, наиболее интенсивно процесс  социализации осуществляется в детском  и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью  своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как  правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом  изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать  нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей  целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что  взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

2)Соц. Концепции личности

В настоящее время нет общепринятого  мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие  личность как интегрирующее целое  и вместе с тем объясняющие  различия между людьми. В большинстве  теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как  сущность, объясняющая стабильные формы  поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать  соответствующие принципы из всех областей.

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого". 

Индивидуальная  психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. 

Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы. 

Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. 

Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это  результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения. 

Социально-когнитивное  направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля. 

Когнитивная психология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие. 

Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.  
Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

Я-концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

Ролевая концепция личности. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

4) Социализация  молодёжи

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИИ МОЛОДЕЖИ

В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Перемены, произошедшие за последние  годы во всех сферах российского общества, резко изменили систему социальных ценностей, что не могло не отразиться на процессе социализации подрастающего поколения. В новой социально-политической, духовной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. От того, насколько успешной будет социализация современной молодежи, в огромной степени зависит то, насколько подрастающему поколению удастся стать активным субъектом общественно-исторического развития России. В связи с этим возникает необходимость исследования особенностей социализации молодежи.

Выделяют следующие особенности социализации молодежи:

1. Усиление роли СМИ как фактора  социализации молодежи. Конец ХХ — начало ХХI века ознаменовался информационно-коммуникационной революцией, которая привела к тому, что средства массовой информации приобрели способность перерабатывать и быстро распространять колоссальный объем информации, оказывая тем самым влияние на сознание и поведение всех слоев общества и особенно молодежи. В современных исследованиях подчеркивается, что институт масс-медиа имеет значительные возможности влияния не только на сознание, но и способен формировать поведенческие установки личности .

2. Возрастание роли общества  сверстников как фактора социализации подрастающего поколения. В условиях реформирования российского общества возрастает автономия подрастающего поколения от взрослых. Во-первых это связано с тем, что молодежь быстрее и легче осваивается в меняющихся социальных реалиях, что делает невостребованным опыт старшего поколения. Во-вторых — с трансформацией института семьи (рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи и т.д.), что толкает детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Эта автономия наглядно проявляется в особенностях молодежной субкультуры (Левикова И., Луков В. А., Сергеев С. А. и др.).

3. Увеличение многообразия институтов  воспитания и изменение их роли в социализации подрастающего поколения. В связи с усложнением социально-экономической, культурной сфер общества увеличивается многообразие институтов воспитания — СМИ и образование, армия и семья, церковь и учреждения культуры, политические и общественные организации. Но в тоже время роль учреждений образованиям и культуры в процессе социализации в последние годы значительно ослабла.

4. Возрастание роли религии как  фактора социализации молодежи. С середины 80-х годов ХХ века в молодежной среде наблюдается изменение отношения к религии, что проявляется в определенных тенденциях: увеличилось число верующих, повышается интерес к истории православной культуры и т.д.

5. Типология личности

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный  тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности»  фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств  личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование  различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

Впервые попытка создать классификационную  систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

Информация о работе Личность