Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:07, реферат
Описание работы
Мы вступили в подростковый возраст, который считается трудным. Так считают не только ученые и взрослые, но и мы сами это понимаем, встречаясь с многочисленными трудностями. Что же это объясняет? Подростковый возраст - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности. На подростковый возраст приходятся значительные органические изменения, связанные с интенсивным половым созреванием. К концу подросткового возраста завершается перестройка почти всех физиологических систем организма, их функциональные характеристики приближаются к характеристикам взрослого человека.
Содержание работы
Введение Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки и личностной направленности Понятие самооценка Взаимосвязь самооценки и личностной направленности Понятие личностной направленности Типа и подтипы личностной направленности Гипотеза, цели и задачи исследования Глава 2. Методы, методики и организация исследования Вербальная диагностика самооценки личности (ВДСЛ) Методика определения доминирующей личностной направленности подростка Организация и процедура исследования Глава 3. Результаты исследования и обсуждение Полученные данные Обсуждение результатов Заключение Список литературы
Управление
образования и социальной защиты детства
администрации Ленинского района г. Н.
Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №60
Научно-исследовательская
работа
по обществознанию
Тема: "Личностная направленность
и самооценка подростков"
Выполнила: Аляева Алина
Николаевна
ученица 9 "В" класса
Научный руководитель: Культина Людмила
Александровна
г. Нижний Новгород
2014 год
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы
изучения самооценки и личностной направленности
Понятие самооценка
Взаимосвязь самооценки и личностной направленности
Понятие личностной направленности
Типа и подтипы личностной направленности
Гипотеза, цели и задачи исследования
Глава 2. Методы, методики и
организация исследования
Вербальная диагностика самооценки личности (ВДСЛ)
Методика определения доминирующей личностной направленности подростка
Организация и процедура исследования
Глава 3. Результаты исследования
и обсуждение
Полученные данные
Обсуждение результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Мы вступили в подростковый возраст,
который считается трудным. Так считают
не только ученые и взрослые, но и мы сами
это понимаем, встречаясь с многочисленными
трудностями. Что же это объясняет?
Подростковый возраст - возрастной период,
занимающий переходное положение от детства
к юности. На подростковый возраст приходятся
значительные органические изменения,
связанные с интенсивным половым созреванием.
К концу подросткового возраста завершается
перестройка почти всех физиологических
систем организма, их функциональные характеристики
приближаются к характеристикам взрослого
человека.
Психологические изменения в подростковом
возрасте тоже весьма значительны, хрестоматийной
характеристикой является рассмотрение
его как полностью или частично кризисного
(как писала А. Фрейд "быть нормальным
в период отрочества - само по себе не нормально").
Среди центральных психологических новообразований
подросткового возраста принято указывать
"чувство взрослости" (Д. Б. Эльконин,
Т. В. Драгунова), рефлексивное самосознание,
другими словами - "открытие своего
Я" (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э.
Шпрангер и др.), абстрактное мышление
(Л. С. Выготский, Ж. Пиаже), дифференциация
я-реального и я-идеального в я-концепции
и в связи с этим - неустойчивая самооценка
(Ю.Б. Гиппенрейтер), самоопределение и
потребность в нем (Л. И. Божович, М. Г. Гинзбург,
Э. Эриксон), жизненные планы (Л. С. Выготский,
Ж. Пиаже, Э. Шпрангер), мировоззрение (Л.
И. Божович, В. В. Давыдов) и многое другое.
Объектом моего исследования я выбрала
структуру личностности подростка.
Предмет моего исследования - самооценка
и личностная направленность учащихся
9 "В" класса МБОУ СОШ №60 г. Нижнего
Новгорода.
Гипотезой моего исследования является
предположение о том, что направленность
(тип направленности) личности подростка
взаимосвязана с уровнем их самооценки.
Таким образом, целью данного исследования
является изучение наличия возможной
взаимосвязи между уровнем самооценки
и личностной направленностью подростков.
Задачи исследования:
Изучить
теоретические основы исследования данной проблемы
Провести
исследование этих феноменов у учащихся
9 "В" класса МБОУ СОШ №60 г. Нижнего
Новгорода
Сделать
выводы относительно взаимосвязи уровня
самооценки с типом личностной направленности
(ЛН) (проверить истинность гипотезы)
Отрицательные черты при оценке окружающих
и самого себя человеком с данной акцентуацией
носят гипертрофированный характер. Положительные
же, если они и замечаются, воспринимаются
как исключение из общего правила. Рассуждения
такой личности выглядит так: чем хуже,
тем лучше.
Очень тяжелое эмоциональное состояние:
гнев, отчаяние, стыд, чувство вины. Самый
опасный тип акцентуации. Ни в себе, ни
в других этот человек не видит ничего
хорошего, никаких светлых перспектив,
ему не за что "зацепиться": его отношение
к себе хуже, чем к другим. Если ему вовремя
не прийти на помощь, то ситуация, в которой
он оказался, может закончиться трагически.
1.5 Гипотеза, цели и задачи
исследования
Таким
образом, гипотезой моего исследования
является предположение о наличии взаимосвязи
между личностной направленностью и самооценкой.
Целью исследования - изучение самооценки
и личностной направленности учащихся
9 "В" класса МБОУ СОШ №60 г. Нижнего
Новгорода, а также проверка истинности
гипотезы
Задачи исследования:
Изучить
литературу, посвященную исследования
данной проблемы;
Подобрать
методики для изучения этих феноменов;
Провести
исследование этих феноменов у учащихся
9 "В" класса МБОУ СОШ №60;
Произвести
обработку данных
Сделать
выводы относительно взаимосвязи уровня
самооценки с типом ЛН (проверить истинность
гипотезы)
Разработать
рекомендации по повышению уровня самооценки
и гуманизации ЛН.
Глава 2. Методы, методики и
организация исследования
Одна из целей моей работы состоит в том,
чтобы исследовать с помощью тестов ЛН
и самооценку учеников 9 "В" класса
МБОУ СОШ №60 г. Нижнего Новгорода, чтобы
не только найти подтверждения теоретическим
выводам ученых, но и иметь таким образом
возможность корректировать самооценку
ребят, опираясь на их личностную направленность.
В исследовании приняло участие 20 учеников
9 "В" класса в возрасте от 14 до 15 лет.
Методы исследования: наблюдение, психологические
тестирования.
В своей работе я использовала две методики
- ВДСЛ (вербальная диагностика самооценки
личности) и методика определения ДЛНП
(доминирующей личностной направленности
подростка).
2.1. Методика вербальной
диагностики самооценки личности
(ВДСЛ)
Методика направлена на диагностику
самооценки личности подростков. Методика
содержит 32 утверждения и предполагает
возможные варианты согласия или не согласия
с ними испытуемых: "Очень часто",
"Часто", "Редко" и "Очень редко/никогда".
Текст методики приводится в Приложении
1.
сделать обоснованный прогноз о причинах
напряженных отношений со сверстниками,
взрослыми и самим собой (если они существуют),
а также определить направления работы
по улучшению взаимоотношений с окружающими.
Кроме того, знание реального состояния
личностной направленности подростков
поможет педагогу найти адекватные формы
и методы взаимодействия с ними, что, безусловно,
послужит повышению эффективности образовательной
деятельности в целом.
2.3 Организация и процедура
проведения
Исследование с используемыми методиками
проводилось групповым методом. Время
выполнения тестового задания не ограничивалось.
Характеристика выборки
В исследовании участвовало 20 человек
- ученики 9 "В" класса МБОУ СОШ №60
Ленинского района г. Нижнего Новгорода.
Из эстетических соображений (в целях
сохранения анонимности и конфиденциальности)
каждого испытуемому из выборки был присвоен
порядковый номер - от 1 до 20. Возраст испытуемых
14-15 лет.
Участие в исследовании - добровольное.
Статистическая обработка
данных
Статистическая обработка данных производилась
мною.
Результаты тестирования приводятся в
Приложении 3.
Глава 3. Результаты исследования
3.1. Полученные данные
Итак, по результатам моего исследования
с помощью методики ДЛНП я получила следующие
данные (см. рис. 2, таб.1)
У большинства испытуемым (60%) выявлена
гуманистическая личностная направленность
(Я"+",О"+"). Личности с эгоцентрической
направленностью (Я"+",О"-") составили
15%, а с негативистической
(Я"-",О"-") - всего 10%. Ни у кого
из опрошенных не была выявлена социоцентрическая
направленность (Я"-",О"+"). У 15%
ребят был обнаружен такой феномен, как
несформировавшаяся (неустойчивая) ЛН.
По результатам работы с помощью методики
ВДСЛ я получила такие данные (см. рис.3,
табл. 2)
У всех (100%) испытуемых была выявлена
низкая самооценка.
Низкая самооценка - возрастное явление,
присущее большинству подростков. Но она
может отразится на будущей жизни - поэтому
требуется коррекция (повышение) самооценки.
Персональные результаты тестирования
в баллах приводятся в Приложении 3.
Таблица
1
Выраженность ЛН у учащихся 9 "В" класса
МБОУ СОШ №60
Тип (сочетание типов) ЛН
Кол-во в процентах
Кол-во
человек
Общий
процент
Общее
число человек
Гуманистическая (Я"+",О"+")
60%
12
85%
17
Эгоцентрическая (Я"+",О"-")
15%
3
Социоцентрическая (Я"-",О"+")
0%
0
Негативистическая (Я"-",О"-")
10%
2
Гум./Эго. (Я"+",О"+"/Я"+",О"-")
5%
1
15%
3
Гум./Эго./Нег.
(Я"+",О"+"/Я"+",О"-"/Я"-",О"-")
5%
1
Гум./Соц. (Я"+",О"+"/Я"-",О"+")
5%
1
рис.
2
Выраженность ЛН у учащихся 9 "В"
класса МБОУ СОШ №60
Таблица
2
Уровень
самооценки у учащихся 9"В" класса
МБОУ СОШ №60
в процентах
Уровень
самооценки
Кол-во
в процентах
Кол-во
человек
Низкая
100%
20
Средняя
0%
0
Высокая
0%
0
Рис.3
Уровень
самооценки у учащихся 9"В" класса
МБОУ СОШ №60
Приложение
3
Персональные результаты тестирования
9 "В" класса МБОУ СОШ №60 в баллах
№ ученика
Уровень
Я+ О+
Уровень
Я+ О-
Уровень
Я- О+
Уровень
Я- О-
Уровень
лжи
Уровень
самооценки
(чем выше балл, тем ниже самооценка)