Личностная направленность и самооценка подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:07, реферат

Описание работы

Мы вступили в подростковый возраст, который считается трудным. Так считают не только ученые и взрослые, но и мы сами это понимаем, встречаясь с многочисленными трудностями. Что же это объясняет?
Подростковый возраст - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности. На подростковый возраст приходятся значительные органические изменения, связанные с интенсивным половым созреванием. К концу подросткового возраста завершается перестройка почти всех физиологических систем организма, их функциональные характеристики приближаются к характеристикам взрослого человека.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки и личностной направленности
Понятие самооценка
Взаимосвязь самооценки и личностной направленности
Понятие личностной направленности
Типа и подтипы личностной направленности
Гипотеза, цели и задачи исследования
Глава 2. Методы, методики и организация исследования
Вербальная диагностика самооценки личности (ВДСЛ)
Методика определения доминирующей личностной направленности подростка
Организация и процедура исследования
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение
Полученные данные
Обсуждение результатов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ноу.docx

— 44.95 Кб (Скачать файл)

Управление образования и социальной защиты детства 
администрации Ленинского района г. Н. Новгорода 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №60

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа 
по обществознанию 
Тема: "Личностная направленность и самооценка подростков"

 

 

 

 

Выполнила: Аляева Алина Николаевна 
ученица 9 "В" класса 
Научный руководитель: Культина Людмила Александровна  

 

 

 

г. Нижний Новгород 
2014 год

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки и личностной направленности

  1.   Понятие самооценка
  2.   Взаимосвязь самооценки и личностной направленности
  3.   Понятие личностной направленности
  4.   Типа и подтипы личностной направленности
  5.   Гипотеза, цели и задачи исследования

Глава 2. Методы, методики и организация исследования

  1.   Вербальная диагностика самооценки личности (ВДСЛ)
  2.   Методика определения доминирующей личностной направленности подростка
  3.   Организация и процедура исследования

Глава 3. Результаты исследования и обсуждение

  1. Полученные данные
  2. Обсуждение результатов

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

Мы вступили в подростковый возраст, который считается трудным. Так считают не только ученые и взрослые, но и мы сами это понимаем, встречаясь с многочисленными трудностями. Что же это объясняет?

Подростковый возраст - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности. На подростковый возраст приходятся значительные органические изменения, связанные с интенсивным половым созреванием. К концу подросткового возраста завершается перестройка почти всех физиологических систем организма, их функциональные характеристики приближаются к характеристикам взрослого человека.

Психологические изменения в подростковом возрасте тоже весьма значительны, хрестоматийной характеристикой является рассмотрение его как полностью или частично кризисного (как писала А. Фрейд "быть нормальным в период отрочества - само по себе не нормально"). Среди центральных психологических новообразований подросткового возраста принято указывать "чувство взрослости" (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), рефлексивное самосознание, другими словами - "открытие своего Я" (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. Шпрангер и др.), абстрактное мышление (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже), дифференциация я-реального и я-идеального в я-концепции и в связи с этим - неустойчивая самооценка (Ю.Б. Гиппенрейтер), самоопределение и потребность в нем (Л. И. Божович, М. Г. Гинзбург, Э. Эриксон), жизненные планы (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Шпрангер), мировоззрение (Л. И. Божович, В. В. Давыдов) и многое другое.

Объектом моего исследования я выбрала структуру личностности подростка.

Предмет моего исследования - самооценка и личностная направленность учащихся 9 "В" класса МБОУ СОШ №60 г. Нижнего Новгорода.

 

Гипотезой моего исследования является предположение о том, что направленность (тип направленности) личности подростка взаимосвязана с уровнем их самооценки.

Таким образом, целью данного исследования является изучение наличия возможной взаимосвязи между уровнем самооценки и личностной направленностью подростков.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы исследования данной проблемы
  2. Провести исследование этих феноменов у учащихся 9 "В" класса МБОУ СОШ №60 г. Нижнего Новгорода
  3. Сделать выводы относительно взаимосвязи уровня самооценки с типом личностной направленности (ЛН) (проверить истинность гипотезы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрицательные черты при оценке окружающих и самого себя человеком с данной акцентуацией носят гипертрофированный характер. Положительные же, если они и замечаются, воспринимаются как исключение из общего правила. Рассуждения такой личности выглядит так: чем хуже, тем лучше.

Очень тяжелое эмоциональное состояние: гнев, отчаяние, стыд, чувство вины. Самый опасный тип акцентуации. Ни в себе, ни в других этот человек не видит ничего хорошего, никаких светлых перспектив, ему не за что "зацепиться": его отношение к себе хуже, чем к другим. Если ему вовремя не прийти на помощь, то ситуация, в которой он оказался, может закончиться трагически.

1.5 Гипотеза, цели и задачи  исследования 
Таким образом, гипотезой моего исследования является предположение о наличии взаимосвязи между личностной направленностью и самооценкой.

Целью исследования - изучение самооценки и личностной направленности учащихся 9 "В" класса МБОУ СОШ №60 г. Нижнего Новгорода, а также проверка истинности гипотезы

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу, посвященную исследования данной проблемы;
  2. Подобрать методики для изучения этих феноменов;
  3. Провести исследование этих феноменов у учащихся 9 "В" класса МБОУ СОШ №60;
  4. Произвести обработку данных
  5. Сделать выводы относительно взаимосвязи уровня самооценки с типом ЛН (проверить истинность гипотезы)
  6. Разработать рекомендации по повышению уровня самооценки и гуманизации ЛН.

 

 

Глава 2. Методы, методики и организация исследования

 

Одна из целей моей работы состоит в том, чтобы исследовать с помощью тестов ЛН и самооценку учеников 9 "В" класса МБОУ СОШ №60 г. Нижнего Новгорода, чтобы не только найти подтверждения теоретическим выводам ученых, но и иметь таким образом возможность корректировать самооценку ребят, опираясь на их личностную направленность.

В исследовании приняло участие 20 учеников 9 "В" класса в возрасте от 14 до 15 лет.

Методы исследования: наблюдение, психологические тестирования.

В своей работе я использовала две методики - ВДСЛ (вербальная диагностика самооценки личности) и методика определения ДЛНП  
(доминирующей личностной направленности подростка).

 

2.1. Методика вербальной  диагностики самооценки личности (ВДСЛ) 

Методика направлена на диагностику самооценки личности подростков. Методика содержит 32 утверждения и предполагает возможные варианты согласия или не согласия с ними испытуемых: "Очень часто", "Часто", "Редко" и "Очень редко/никогда". Текст методики приводится в Приложении 1.

Подсчет баллов производиться по схеме: "очень часто" - 4 балла, "часто" - 3, "редко" - 2, "очень редко/никогда" - 0.

 

 

сделать обоснованный прогноз о причинах напряженных отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой (если они существуют), а также определить направления работы по улучшению взаимоотношений с окружающими. Кроме того, знание реального состояния личностной направленности подростков поможет педагогу найти адекватные формы и методы взаимодействия с ними, что, безусловно, послужит повышению эффективности образовательной деятельности в целом.

 

2.3 Организация и процедура  проведения

Исследование с используемыми методиками проводилось групповым методом. Время выполнения тестового задания не ограничивалось.

Характеристика выборки

В исследовании участвовало  20 человек - ученики 9 "В" класса МБОУ СОШ №60 Ленинского района г. Нижнего Новгорода. Из эстетических соображений (в целях сохранения анонимности и конфиденциальности) каждого испытуемому из выборки был присвоен порядковый номер - от 1 до 20. Возраст испытуемых 14-15 лет. 
Участие в исследовании - добровольное.

Статистическая обработка данных

Статистическая обработка данных производилась мною. 
Результаты тестирования приводятся в Приложении 3.

 

 

 

 

 

Глава 3. Результаты исследования

3.1. Полученные данные

Итак, по результатам моего исследования с помощью методики ДЛНП я получила следующие данные (см. рис. 2, таб.1)

У большинства испытуемым  (60%) выявлена гуманистическая личностная направленность (Я"+",О"+"). Личности с эгоцентрической направленностью (Я"+",О"-") составили 15%, а с негативистической  
(Я"-",О"-") - всего 10%. Ни у кого из опрошенных не была выявлена социоцентрическая направленность (Я"-",О"+"). У 15% ребят был обнаружен такой феномен, как несформировавшаяся (неустойчивая) ЛН.

По результатам работы с помощью методики ВДСЛ я получила такие данные (см. рис.3, табл. 2)

У всех (100%) испытуемых была выявлена низкая самооценка. 
Низкая самооценка - возрастное явление, присущее большинству подростков. Но она может отразится на будущей жизни - поэтому требуется коррекция (повышение) самооценки.

Персональные результаты тестирования в баллах приводятся в Приложении 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 
Выраженность ЛН у учащихся 9 "В" класса МБОУ СОШ №60

 

Тип (сочетание типов) ЛН

Кол-во в процентах

Кол-во  
человек

Общий 
процент

Общее 
число человек

 

Гуманистическая (Я"+",О"+")

60%

12

85%

17

Эгоцентрическая (Я"+",О"-")

15%

3

Социоцентрическая (Я"-",О"+")

0%

0

Негативистическая (Я"-",О"-")

10%

2

 

Гум./Эго. (Я"+",О"+"/Я"+",О"-")

5%

1

15%


Гум./Эго./Нег.  
(Я"+",О"+"/Я"+",О"-"/Я"-",О"-")

5%

1

Гум./Соц. (Я"+",О"+"/Я"-",О"+")

5%

1


 

 

 

рис. 2 
Выраженность ЛН у учащихся 9 "В" класса МБОУ СОШ №60

 

 

Таблица 2

Уровень самооценки у учащихся 9"В" класса МБОУ СОШ №60  
в процентах

Уровень 
самооценки

Кол-во  
в процентах

Кол-во 
человек

Низкая

100%

20

Средняя

0%

0

Высокая

0%

0


 

 

Рис.3

Уровень самооценки у учащихся 9"В" класса МБОУ СОШ №60

 

 

 

 

 

Приложение 3

Персональные результаты тестирования  
9 "В" класса МБОУ СОШ №60 в баллах

№ ученика

Уровень 
Я+ О+

Уровень 
Я+ О-

Уровень 
Я- О+

Уровень 
Я- О-

Уровень 
лжи

Уровень 
самооценки 
(чем выше балл, тем ниже самооценка)

№1

4

3

2

2

2

69(низкая)

№2

2

2

0

2

3

54(низкая)

№3

2

1

2

1

2

84(низкая)

№4

2

3

0

0

4

64(низкая)

№5

5

3

1

2

4

72(низкая)

№6

3

1

0

2

4

68(низкая)

№7

4

5

0

4

3

60(низкая)

№8

6

2

2

0

2

68(низкая)

№9

4

3

1

0

2

59(низкая)

№10

6

4

2

4

2

71(низкая)

№11

4

2

2

5

3

60(низкая)

№12

7

5

4

4

0

87(низкая)

№13

5

2

3

1

0

73(низкая)

№14

5

2

0

0

4

69(низкая)

№15

4

1

3

6

3

80(низкая)

№16

4

2

1

1

5

49(низкая)

№17

2

3

2

2

5

62(низкая)

№18

5

2

2

2

5

71(низкая)

№19

6

2

0

0

3

88(низкая)

№20

6

6

1

3

2

53 (низкая)

Информация о работе Личностная направленность и самооценка подростков