Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:41, доклад
С точки зрения макросоциологии, которую интересует, прежде всего, общество в целом, а не его части, и между групповое взаимодействие, а не межличностная - личность является продуктом общества (культуры, истории и т.д. о) и формируется она в процессе социализации, т.е. усвоения культуры (норм поведения, ценностей, идей, правил, стереотипов понимания) Образно высказался Жак Пиже: \"Зверята (т.е. дети) в процессе соци ализации постепенно превращаются в людейлюдей". Эмиль Дюркгейм считал, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, как только оно возникло, оно начинает жить по своим законам.
макросоциологического концепции личности
С точки зрения макросоциологии, которую интересует, прежде всего, общество в целом, а не его части, и между групповое взаимодействие, а не межличностная - личность является продуктом общества (культуры, истории и т.д. о) и формируется она в процессе социализации, т.е. усвоения культуры (норм поведения, ценностей, идей, правил, стереотипов понимания) Образно высказался Жак Пиже: \"Зверята (т.е. дети) в процессе соци ализации постепенно превращаются в людейлюдей".
Эмиль Дюркгейм считал, что
общество возникает в результате
взаимодействия индивидов, но, как только
оно возникло, оно начинает жить
по своим законам И с этого
момента уже всю жизнь
Ральф Дарендорф, подчеркивая, что личность есть продукт развития культуры, социальных ролей, называет человека Ното socilogicus, выделяя ее типичные подвида:
Ното faber - в традиционном обществе \"человек, работающий\" - крестьянин, ремесленник, купец, воин - человек, который \"несет иго\" (т.е. обладает важной социальной функцией);
Ното consumer - современный потребитель, личность сформирована массовым обществом;
Ното universalis - человек, способный заниматься разными видами деятельности;
Ното sovieticus - человек, зависит от государства
Дэвид Рисмен (США) разрабатывал концепцию так называемой одномерной человека Под влиянием пропаганды, усваивая определенные стереотипы, которые навязываются ему средствами массовой информации, человек формирует упрощенные схемы черно-белого, одномерного видение проблем Современное общество делает людей примитивными лицами с упрощенным социальным восприятием и интерпретацией социальных процессеів.
Например, можем говорить
о том, что в массовом сознании
жителей Украины сегодня
количество сторонников экономического либерализма Однако общественным сознанием все части \"триад\" воспринимаются как взаимосвязаны и взаимообусловлены
По мнению Дэвида Рисмен, если в XIX в доминирующим типом личности была личность \"ориентирована изнутри\", (содержание стремлений которой мог быть разным, скажем, стремление разбогатеть или религ гийний аскетизм Но в любом случае такая личность характеризуется высокой устойчивостью жизненных целей В современном же обществе, считает Рисмен, преобладает другой тип личности - \"ориентирован на других \") Личность этого типа не имеет устойчивых жизненных целей и идеалов, а стремится прежде всего к\" гармонии с другими \", стараясь быть\" таким как все \"Эта Люди на-конформист настолько поддается внешне шньому влияния, что даже не знает в чем же заключается его собственное \"Явіть не знає у чому ж полягає його власне "Я".
В рамках структурного функционализма (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон) формируется ролевая концепция личности Относительно личности социальные системы выступают обобщенно в различных формах функциона альных требований Эти функциональные требования продиктованы необходимостью приспособления социальной системы к окружающей среде, организации межличностного общения, обеспечения социального контроля, управления и уменьшения напряжения в отношениях между отдельными членами социальных общностей Эти требования оформлены в социальные нормы (законы, инструкции и т.д.) Нарушение их рассматривается как девиантное поведин ка, что непременно приводит к системным дисфункций, которые ведут к системной дезинтеграции - \"аномииt;аномії".
Роберт Мертон выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурных норм, в зависимости от того признают эти лица господствующие ценности и или подражают они изготовлены обществом правила достижения социальных благ
Конформизм - личность разделяет цели этой культуры и пытается достичь их методами, которые \"приписывает\" определенное общество
Инновация - личность признает цели общества, но пытается достичь их необычными, непризнанными в обществе, а возможно, и не одобряемыми обществом методами (\"Цель оправдывает средства\")
ритуализм - человек не признает ценностей и норм общества, но все же придерживается \"правил игры\" и ведет себя согласно представлениям о допустимых средства достижения социальных благ
Эскейпизм - уход от социальной реальности; личность отрицает и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения, это признание собственной чужеродности в этом обществе и невозможности протис стоять стереотипам этого обществ.
Бунт - активное противостояние, борьба против норм социальной организации
С точки зрения макросоциологии,
для которой важнее целое, а не части, и
интереснее групповое взаимодействие,
а не межчеловеческое, личность явля
Социализация – это освоение культуры
(норм, ценностей, идей, правил поведения
и стереотипов понимания) сообщества.
Она не только связана с развитием личности, но и
является своеобразным духовным кодированием
человека, вырабатывая у него типовые
(хорошо распознаваемые и прогнозируемые)
социальные реакции и формы активности.
Функциональное значение такого «отесывающего»
формирования способностей, навыков и
знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить
людей к тесному сосуществованию, обеспечить
их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.
Известный социальный антрополог Р. Линтон,
который много работал в микросоциологии
и является одним из основателей теории
ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате
сходных процессов социализации (а практически
каждое общество и государство много усилий
тратят на образование, воспитание и поддержание
культурных стандартов жизни своих молодых
и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут
себя как «инкубаторские», хотя могут
попадать в сходные обстоятельства и выглядеть
на первый взгляд похожими.
Нормативная личность – та,
черты которой лучше всего выражают данную
культуру, это как бы идеал личности данной
культуры.
Модальная личность – статистически
более распространенный тип отклоняющихся
от идеала вариаций. И чем более нестабильным
становится общество (например, в переходные,
транзитивные периоды системных преобразований),
тем относительно больше становится людей,
социальный тип которых не совпадает с
нормативной личностью. И наоборот,
в стабильных обществах культурное давление
на личность таково,
что человек в своих взглядах, поведении
и фантазиях все меньше и меньше отрывается
от навязанного «идеального» стереотипа.
Он хорошо знает, каким он должен быть,
а послушных и понятливых сообщество обычно
поощряет: они – основа социальной стабильности,
поэтому стабильно и их вознаграждение
за «примерное поведение».
В кризисные моменты в любом сообществе
возникают аномии (нарушения нормального
принятого порядка) и количество девиаций
(это понятие индивидуальных социальных
отклонений ввел Э. Дюркгейм, изучая самоубийства)
заметно увеличивается.
Р. Мертон, который тоже изучал аномию,
разработал свою систему классификации
отклоняющегося поведения. Он выделил
пять моделей (табл. 7) социальной адаптации личности к выработанным
в обществе культурным нормам в зависимости
от того, признают ли люди господствующие
ценности и следуют ли они правилам достижения
ценностных благ.
Если личность разделяет
цели данной культуры и общества и стремится
осуществить их легальными, рекомендуемыми
средствами, она осуществляет конформную
(приспособленческую) модель адаптации.
Инновационная модель адаптации характеризуется
тем, что личность принимает
цели сообщества, но стремится их осуществить
необычными, непризнанными и, возможно,
неодобряемыми средствами. Эта модель
поведения распространена в новых предэлитных
стратах современного российского общества,
которые характеризуются «достигательной»
мобильностью, связанной с обогащением
(по известному выражению «Цель оправдывает
средства»).
Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации,
напротив, проявляется в том, что человек
не признает цели и ценности своего сообщества,
но тем не менее соблюдает «правила игры»
и ведет себя в соответствии со сложившимися
представлениями о допустимых средствах
социальных достижений. В нашем обществе
обычно это «семейная карма» детей из
слоя российской интеллигенции.
Эскейпизм (отстранение, уход от социальной
реальности в свои экстравагантные миры)
характерен для личностей, отрицающих
и доминирующие цели, и предписанные обществом
средства их достижения. Это как бы квазиадаптация,
модель «параллельного существования»,
признание собственной чужеродности и
невозможности противостоять сложившимся
в обществе стереотипам.
И, наконец, бунт, мятеж является такой
формой отклоняющегося поведения, которая
направлена на активное противостояние
и опровержение норм общественной организации,
когда общепризнанные цели и средства
воспринимаются личностью весьм
Таким образом, личность в макросоциологии – это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней.
Р. Дарендорф, один из мощнейших
представителей конфликтологического
направления в современной социологии,
используя термин Аристотеля homo politicus
(человек, участвующий в общественной
жизни, в управлении, – в отличие от животного
или раба), разработал свою современную
типологию личностей.
Подчеркивая, что личность есть
продукт развития культуры, социальных
условий, он пользуется термином homo sociologicus,
выделяя его типические виды:
• homo faber – в традиционном обществе «человек
трудящийся»: крестьянин, воин, политик
– личность, несущая
бремя (наделенная важной общественной
функцией);
• homo consumer – современный потребитель, личность, сформир
• homo universalis – человек, способный заниматься
разными видами деятельности, в концепции К. Маркса
– меняющий всевозможные занятия;
• homo soveticus – человек, зависящий от государства.
Д. Рисмен, социолог из США, основываясь
на специфике капитализма, разработал
в 60-е гг. концепцию «одномерного
человека». Под влиянием пропаганды, впитывая
информационные социальные стереотипы,
человек формирует упрощенные схемы черно-белого
видения проблем (в России это, например,
«простые люди» и «новые русские», «коммунисты»
и «демократы»). Современное общество
делает людей как бы одномерными, воспринимающими
происходящее в плоскости примитивных
альтернатив и противостояний, т.е. личностями с
упрощенным социальным восприятием и
грубым аппаратом интерпретации. Справедливости
ради, надо сказать, что это свойственно
многим обществам.
Такие исследователи,
как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты
и неофрейдисты, в своих работах обосновали
парадоксальный вывод: «нормальная» личность современ
И.С. Кон, М. Кон и многие другие исследователи
уверяют, что современный человек отвергает
любую роль. Он становится «актером», который
способен к постоянным социальным перевоплощениям
и играет множество ролей, не принимая
их всерьез. Несчастен тот, кто вживается
в роль; он становится невротиком, ибо
не может соответствовать меняющимся
требованиям, выдвигаемым разнообразным
окружением множества общностей, в которые
он структурно и культурно вписан.
Будучи даже очень хорошим руководителем,
нельзя оставаться директором и дома,
поскольку близкие любят и ценят данного
конкретного человека, возможно, совсем
не за качество и эффективность управления;
и наоборот: являясь в семье любимым избалованным
ребенком, вряд ли стоит капризничать
или ожидать восторженной привязанности
к себе в кругу друзей и коллег. Иными словами,
современная жизнь разнообразна, люди
вращаются в разных «кругах», где действуют
специальные, «правила», поэтому и следует
внимательно оглядываться по сторонам
и успевать менять передник на декольте,
смокинг на джемпер, почтительность на
распорядительность.
Итак, смена общностей, как смена культурных
декораций, должна заставлять личность менять
ролевые маски, дабы сохранять соответствие
ситуации и тем нормативным, символическим
требованиям, которые предъявляются к
человеку как к персоне социального театра.
(Как тут не вспомнить гениального У. Шекспира:
«Весь мир – театр» – и не задуматься
о преимуществах искусства перед наукой
в вопросах социального постижения!)
В целом же можно сделать вывод: макросоциология
определяет личность через
культуру (общество).
С точки зрения макросоциологии, для
которой важнее целое, а не части, и интереснее
групповое взаимодействие, а не межчеловеческое,
личность является продуктом общества
(культуры, истории, космоса и т.п.). Этих
взглядов в целом придерживались такие
крупные исследователи, как Э. Дюркгейм,
М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во
главу угла проблему социализации. Образно
ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя,
как «дикие звереныши» (дети) постепенно
становятся личностями.
^ Социализация – это освоение культуры
(норм, ценностей, идей, правил поведения
и стереотипов понимания) сообщества. Она не только
связана с развитием личности, но и является
своеобразным духовным кодированием человека,
вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые
и прогнозируемые) социальные реакции
и формы активности. Функциональное значение
такого «отесывающего» формирования способностей,
навыков и знаний индивида состоит в том,
чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию,
обеспечить их предстоящее взаимодействие
и взаимопонимание.
Известный социальный антрополог ^ Р. Линтон, которы
^ Нормативная личность – та, черты которой лучше всего выражают
данную культуру, это как бы идеал личности
данной культуры.
Модальная личность – статистически более распространенный
тип отклоняющихся от идеала вариаций.
И чем более нестабильным становится общество
(например, в переходные, транзитивные
периоды системных преобразований), тем
относительно больше становится людей,
социальный тип которых не совпадает с
нормативной личностью. И наоборот, в стабильных
обществах культурное давление на личность
таково, что человек в своих взглядах,
поведении и фантазиях все меньше и меньше
отрывается от навязанного «идеального»
стереотипа. Он хорошо знает, каким он
должен быть, а послушных и понятливых
сообщество обычно поощряет: они – основа
социальной стабильности, поэтому стабильно
и их вознаграждение за «примерное поведение».
В кризисные моменты в любом сообществе
возникают аномии (нарушения нормального
принятого порядка) и количество девиаций
(это понятие индивидуальных социальных
отклонений ввел Э. Дюркгейм, изучая самоубийства)
заметно увеличивается.
Р. Мертон, который тоже изучал аномию,
разработал свою систему классификации
отклоняющегося поведения. Он выделил
пять моделей (табл. 7) социальной адаптации
личности к выработанным в обществе культурным
нормам в зависимости от того, признают
ли люди господствующие ценности и следуют
ли они правилам достижения ценностных
благ.
Если личность разделяет цели данной культуры
и общества и стремится осуществить их
легальными, рекомендуемыми средствами,
она осуществляет конформную (
Инновационная модель адаптации характеризуется тем,
что личность принимает цели сообщества,
но стремится их осуществить необычными,
непризнанными и, возможно, неодобряемыми
средствами. Эта модель поведения распространена
в новых предэлитных стратах современного
российского общества, которые характеризуются
«достигательной» мобильностью, связанной
с обогащением (по известному выражению
«Цель оправдывает средства»).
Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной
адаптации, напротив, проявляется в том,
что человек не признает цели и ценности
своего сообщества, но тем не менее соблюдает
«правила игры» и ведет себя в соответствии
со сложившимися представлениями о допустимых
средствах социальных достижений. В нашем
обществе обычно это «семейная карма»
детей из слоя российской интеллигенции.
Эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности
в свои экстравагантные миры) характерен
для личностей, отрицающих и доминирующие
цели, и предписанные обществом средства
их достижения. Это как бы квазиадаптация,
модель «параллельного существования»,
признание собственной чужеродности и
невозможности противостоять сложившимся
в обществе стереотипам.
И, наконец, бунт, мятеж является такой формой отклоняющегося
поведения, которая направлена на активное
противостояние и опровержение норм общественной
организации, когда общепризнанные цели
и средства воспринимаются личностью
весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно,
превратно).
Таким образом, личность в макросоциологии
– это социальный тип, отвечающий данной
культуре и адаптирующийся в ней.
Р. Дарендорф, один из мощнейших представителей
конфликтологического направления в современной
социологии, используя термин Аристотеля
homo politicus (человек, участвующий в общественной
жизни, в управлении, – в отличие от животного
или раба), разработал свою современную
типологию личностей.
Подчеркивая, что личность есть продукт
развития культуры, социальных условий,
он пользуется термином homo sociologicus, выделяя
его типические виды:
• homo faber – в традиционном обществе «человек
трудящийся»: крестьянин, воин, политик
– личность, несущая бремя (наделенная
важной общественной функцией);
• homo consumer – современный потребитель,
личность, сформированная массовым обществом;
• homo universalis – человек, способный заниматься
разными видами деятельности, в концепции
К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;
• homo soveticus – человек, зависящий от государства.
Д. Рисмен, социолог из США, основываясь
на специфике капитализма, разработал
в 60-е гг. концепцию «одномерного человека».
Под влиянием пропаганды, впитывая информационные
социальные стереотипы, человек формирует
упрощенные схемы черно-белого видения
проблем (в России это, например, «простые
люди» и «новые русские», «коммунисты»
и «демократы»). Современное общество
делает людей как бы одномерными, воспринимающими
происходящее в плоскости примитивных
альтернатив и противостояний, т.е. личностями
с упрощенным социальным восприятием
и грубым аппаратом интерпретации. Справедливости
ради, надо сказать, что это свойственно
многим обществам.
Такие исследователи, как Т. Адорно, К.
Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты,
в своих работах обосновали парадоксальный
вывод: «нормальная» личность современного
общества – это невротик. Давно распались
системы общностей, где были общепринятые
устойчивые ценности, и сейчас каждая
социальная роль человека заставляет
его «играть» в новой системе ценностей,
предпочтений и стереотипов (выходя из
дома, попадая в транспорт, на работу, забегая
в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам,
все время менять амплуа и социальные
«маски»). При этом его Super Ego (сверх-Я, нормативная
структура личности, совесть, мораль, значимая
традиция, представления о должном) становится
как бы «размазанным», неопределенно-множественным,
плюралистичным.
И.С. Кон, М. Кон и многие другие исследователи
уверяют, что современный человек отвергает
любую роль. Он становится «актером», который
способен к постоянным социальным перевоплощениям
и играет множество ролей, не принимая
их всерьез. Несчастен тот, кто вживается
в роль; он становится невротиком, ибо
не может соответствовать меняющимся
требованиям, выдвигаемым разнообразным
окружением множества общностей, в которые
он структурно и культурно вписан.
Будучи даже очень хорошим руководителем,
нельзя оставаться директором и дома,
поскольку близкие любят и ценят данного
конкретного человека, возможно, совсем
не за качество и эффективность управления;
и наоборот: являясь в семье любимым избалованным
ребенком, вряд ли стоит капризничать
или ожидать восторженной привязанности
к себе в кругу друзей и коллег. Иными словами,
современная жизнь разнообразна, люди
вращаются в разных «кругах», где действуют
специальные, «правила», поэтому и следует
внимательно оглядываться по сторонам
и успевать менять передник на декольте,
смокинг на джемпер, почтительность на
распорядительность.
Итак, смена общностей, как смена культурных
декораций, должна заставлять личность
менять ролевые маски, дабы сохранять
соответствие ситуации и тем нормативным,
символическим требованиям, которые предъявляются
к человеку как к персоне социального
театра. (Как тут не вспомнить гениального
У. Шекспира: «Весь мир – театр» – и не
задуматься о преимуществах искусства
перед наукой в вопросах социального постижения!)
В целом же можно сделать вывод: макросоциология
определяет личность через культуру (общество).
Информация о работе Макросоциологического концепции личности