Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:58, лекция
Структура малой группы. Теоретические подходы к исследованию малых групп. Виды малых групп. Эффективные способы управления малой группой.
Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.
Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.
Признаки малой группы:
1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;
2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;
3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;
4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;
5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;
6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;
7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;
8) организованность – способность группы к самоуправлению;
9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;
10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:
а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;
11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;
12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;
13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);
14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.
Параметры малой группы:
1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди других групп;
2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений;
3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.);
4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения;
5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей);
6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;
7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.
Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.
В социальной психологии имеются различные подходы к пониманию структуры малой группы.
Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.
Основные характеристики социометрической структуры малой группы:
1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;
2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;
3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;
4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.
Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.
Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.
Основные характеристики
коммуникативной структуры
1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);
2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;
3) тип коммуникативных связей между членами группы:
а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);
б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).
Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.
При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:
1) роли, связанные с решением задач:
а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;
б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;
в) координатор – координирует деятельность членов группы;
г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;
д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;
е) погонщик – стимулирует группу;
2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:
а) вдохновитель – поддерживает начинания других;
б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;
в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;
г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;
д) ведомый – пассивно следует за группой.
Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.
Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.
Слагаемые структуры социальной власти:
1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;
2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.
Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.
Теория поля К.Левина основывае
1) теории сплоченности;
2) теории социальной власти;
3) теории соперничества-сотрудничества;
4) теории внутригруппового давления;
5) теории групповых притязаний.
Интеракционистская концепция р
1) индивидуальная активность;
2) взаимодействие, как систематическое устойчивое выполнение действий, направленных на вызов ответной реакции партнера, которая порождает реакцию воздействующего. Взаимодействие складывается из физического контакта, перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального и невербального информационного контакта. В структуру взаимодействия входят субъекты взаимодействия, их взаимная связь, воздействие и изменение;
3) отношение.
Теория систем строится на том, что группа – это открытая система взаимосвязанных позиций и ролей, как совокупность групповых «входов» и «выходов». Данная теория пытается понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов.
Социометрический подход рассма
Психоаналитическая ориентация
Общепсихологический подход основывается на представлении о человеческом поведении, в котором отражены индивидуальные процессы личности, такие как научение, когнитивная сфера, мотивация и эмоционально-волевая сфера личности, неизбежно связанные с групповыми действиями.
Эмпирико-статистический подход строится на том, что основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, а не формулироваться априорно. Это направление нашло свое отражение в применении процедур, разработанных в области тестирования личности;
Формально-модельный подход состоит в конструировании формальных моделей группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств. Отрицательным моментом данного направления является то, что его представители больше интересуются внутренней консистентностью своих моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям.
Теория подкрепления основывает
Параметрическая концепция Л.И. Уманского базируется на предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы).
Деятельностный подход рассматривает основной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова совместную деятельность, которая является не только внешне заданным условием существования данной группы, но и внутренним основанием ее существования.
По порядку возникновения:
первичная группа – это
совокупность индивидов, объединенных
на основе непосредственных контактов,
общих целей и задач и отличающ
1) малочисленный состав;
2) пространственная близость членов;
3) длительность существования;
4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
5) добровольность вступления в группу;
6) неформальный контроль за поведением членов.
вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);
По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;