Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа
Манипулирование общественным мнением это важнейший инструмент влияния на все сферы общественной жизни.Во всех сферах жизни присутсвует эго манипулятора, навязывающего свою систему ценностей.Мы ежедневно попадаем под воздействие таких невидимых систем управления нашими желаниями.Поэтому я и решил выбрать данную тему для рассмотрения ,исследования и анализа.Я изучил концепции общественного мнения У.Липпмана,Э Ноэль-Ноймана,Марксистко-ленискую концепцию и отечественные подходы.Также я изучил факторы формирования общественного мнения,измерил общественное мнение по некоторым важным вопросам для своего исследования.Также я изучил применение эвфемизвов в истории некоторых стран.Не оставил без вминания и тему подмены различных ценностей для получения выгоды.
* Введение……………………………………………….................................3-5
*Формирование общественного мнения…………………………3
* Общественное мнение как особый социальный инстиутт…………………………………………………………...………….......5
1)Концепция общественного мнения У.Липпмана…….....6
2)Концепция общественного мнения Э.Ноэль-Нойман...7
3)Отечественные подходы………………………………………………8-9.
4) Марксистско-Ленинская концепция общественного мнения………………………………………………………………………………10-11
5) Выражение общественного мнения………………………...…12
6) Измерение общественного мнения…………………….……….12
7)Реклама как средство манипулирования………………..….13-14
8)Социологический опросы и их результаты……….…………15
* Список используемой литературы…………………....................34
Курсовая работа
по социологии на тему
Проблема
манипулирования
Группа: 1БЛ3
Манипулирование общественным
мнением это важнейший инструмент
влияния на все сферы общественной
жизни.Во всех сферах жизни присутсвует
эго манипулятора, навязывающего свою систему
ценностей.Мы ежедневно попадаем под воздействие
таких невидимых систем управления нашими
желаниями.Поэтому я и решил выбрать данную
тему для рассмотрения ,исследования и
анализа.Я изучил концепции общественного
мнения У.Липпмана,Э Ноэль-Ноймана,Марксистко-
Слово «манипулирование» или «манипуляция» ведет свое происхождение от латинского слова manipulare и в своем первоначальном значении означало «управлять» в позитивном смысле - со знанием дела, оказывать помощь и т.д. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание.
Наиболее полное, на мой взгляд, определение манипуляции дал Е.Л.Доценко в статье «Манипуляция: психологическое определение понятия»: «Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий».
Также для более глубокого
понимания данного понятия
Общественное мнение складывается
из широко распространённой информации,
как то: мнений, суждений,
В формировании общественного
мнения большую роль играют средства
массовой информации (СМИ), в частности: телевидение,
На общественное мнение влияют мнения
людей, признаваемых обществом авторитетными
и компетентными, личный опыт людей.
Инструментами воздействия
на общественное мнение со стороны государства являются
К способам формирования общественного мнения также можно отнести «спираль молчания».
Манипулирование востребовано сегодня как никогда, так как конфликт между интересами рекламодателя-манипулятора (навязать свое) и потребителя (купить лучшее) обостряется вследствие обострения конкурентной борьбы. Манипуляция же по природе своей призвана сглаживать этот конфликт, создавая иллюзию самостоятельности принятия решения реципиентом.Наверно каждый в своей жизни может вспомнить моменты,когда выходил счастливый с покупкой из магазина,а через несколько дней этот товар не производил на вас впечатление и вам его хотелось выбросить.Но чаще мы даже не замечаем,что потратили деньги впустую или переплатили за что-то незаслужено.
Расммотрим манипуляцию общественным мнением или сознанием в различных сферах общественной жизни.
В духовной сфере пропагандируются духовные ценности через приоритеты воспитания, через образование, искусство и литературу.
Духовыне ценности в дальнейшем
формируют и определяют поведение
человека.Сменяющие друг друга установки,формируют
соответствующий тип личности.
В политической сфере пропагандируются имиджи и привлекательные, с точки зрения манипулятора (в данном случае, политической системы), носители политических идей посредством PR-средств, политической рекламы и средств массовой информации.
В социальной сфере пропагандируются социальные идеи (как, например, идеи «свободы, равенства, братства»). Это делается через выстраивание системы социальных мифов (например, Сталин - отец) и социально значимых ритуалов (например, воинское приветствие).
И, наконец, в материальной сфере пропагандируется приоритет материальных ценностей. Любовь к вещам как таковым выгодна для манипулятора, так как облегчает его работу. Делается это с помощью коммерческой рекламы.
Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время можно встретить сотни определений общественного мнения.
Концепция общественного мнения У.Липпмана
Одной из ключевых является
концепция общественного
Согласно У. Липпману, познавательные
возможности человека ограничены: человек
не может знать всё, быть абсолютно
информированным, так как окружающая
среда слишком сложное и
Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».
Мир, с которым мы вынуждены иметь дело как субъекты, с точки зрения У. Липпмана, остаётся за пределами достижимости: человек не бог озирающий единым взглядом всё сущее, а продукт эволюции, который только и может выхватить фрагмент реальности, достаточный, чтобы «выжить и в потоке времени поймать несколько моментов озарений и счастья».
В результате, каждый человек в отдельности, может хорошо знать лишь небольшой фрагмент реальности, быть специалистом или экспертом только по каким-то узким узким проблемам. А опросы общественного мнения включают в себя вопросы заведомо более широкого тематического спектра. Поэтому получается, что на какой-то вопрос продуманные и обоснованные ответы могут давать лишь немногие респонденты, компетентные именно в этой проблеме.
Критика опросного метода, становится для У. Липпмана отправной точкой, для разделения общественного мнения с маленькой буквы и Общественного Мнения с большой буквы:
Концепция общественного мнения Э.Ноэль-Нойман
Один из выдающихся социологов современности, Элизабет Ноэль-Нойман — специалист в области общественного мнения, в заключительной главе книги «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» дает следующее определение: «Общественное мнение — это ценностно окрашенное, в частности имеющее моральную окраску, мнение и способ поведения, которые, если речь идёт об устоявшемся, закрепившемся согласии, например догме или обычае, — следует демонстрировать прилюдно, если не хочешь оказаться в изоляции, или которые в проходящих состояниях можно прилюдно демонстрировать, не боясь изоляции».
В науке получила известность
теория Э. Ноэль-Нойман о так называемой
«спирали молчания», согласно которой
люди, видя, что доминирующие общественные
установки, распространяемые СМИ или
их ближайшим социальным окружением,
противоречат их собственной позиции,
«замолкают», стараются избегать высказывать
свою точку зрения, боясь оказаться
в меньшинстве. И чем сильнее
им кажется распространенной господствующая
точка зрения, тем сильнее они
«замолкают». Преодоление «спирали
молчания» возможно за счет нейтрализации
на коммуникативном поле идей порождающих
социальные страхи или вброса в него
более сильных политических идей.
Теория Э. Ноэль- Нойман получила широкую
популярность, однако подвергалась также
критике вследствие недостаточности
доказательной эмпирической базы, а
также потому, что воспринималась
не как научная, а как политическая
теория, призванная мобилизовать находившихся
в меньшинстве избирателей
Отечественные подходы.
В работах отечественных ученых общественное мнение так же не получило своего точного определения.
Первым, кто в нашей
стране дал определение понятию
«общественное мнение» был А.
Б. А. Грушин подчеркивал, что общественное мнение как бы перекрывает все существующие формы сознания или, говоря точнее, входит в каждую из них в качестве своеобразного способа их существования. При этом, «оно входит в состав той или иной форм сознания с разной степенью интенсивности и в сфере политики оно имеет самое широкое хождение и обладает весьма большой реальной силой». По мнению Б. А. Грушина, общественное мнение есть не что иное как «общественное сознание со сломанными внутри него перегородками». Разработав концепцию массового сознания, он определял общественное мнение как плюралистическое образование, характеризующееся массовостью и поэтому, это есть «состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности». Что касается субъектов (носителей) общественного мнения, то критикуя подход А. К. Уледова, Б. А. Грушин считал, что ими, помимо общества в целом, могут быть различные общности людей, объединяющиеся в группы. В результате, если брать за основу подход Б. А. Грушина, то субъектом (носителем) общественного мнения может быть и большинство, и меньшинство, и такая позиция в большей мере отражает всю сложность такого феномена как общественное мнение. Изучая общественное мнение, Грушин Б. А. в своей книге «Мнения о мире и мир мнений» приходит к парадоксальному заключению: «Общественное мнение всегда, во всех случаях, так или иначе, отражает действительность. Невозможно говорить об определении общественного мнения вообще, о некоем его абстрактном определении, которое было бы одинаково верным применительно ко всем эпохам и обществам и ко всем случаям».