Манипуляция общественным мнением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Манипулирование общественным мнением это важнейший инструмент влияния на все сферы общественной жизни.Во всех сферах жизни присутсвует эго манипулятора, навязывающего свою систему ценностей.Мы ежедневно попадаем под воздействие таких невидимых систем управления нашими желаниями.Поэтому я и решил выбрать данную тему для рассмотрения ,исследования и анализа.Я изучил концепции общественного мнения У.Липпмана,Э Ноэль-Ноймана,Марксистко-ленискую концепцию и отечественные подходы.Также я изучил факторы формирования общественного мнения,измерил общественное мнение по некоторым важным вопросам для своего исследования.Также я изучил применение эвфемизвов в истории некоторых стран.Не оставил без вминания и тему подмены различных ценностей для получения выгоды.

Содержание работы

* Введение……………………………………………….................................3-5
*Формирование общественного мнения…………………………3
* Общественное мнение как особый социальный инстиутт…………………………………………………………...………….......5
1)Концепция общественного мнения У.Липпмана…….....6
2)Концепция общественного мнения Э.Ноэль-Нойман...7
3)Отечественные подходы………………………………………………8-9.
4) Марксистско-Ленинская концепция общественного мнения………………………………………………………………………………10-11
5) Выражение общественного мнения………………………...…12
6) Измерение общественного мнения…………………….……….12
7)Реклама как средство манипулирования………………..….13-14
8)Социологический опросы и их результаты……….…………15
* Список используемой литературы…………………....................34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа МАНИПУЛЯЦИЯ общественным мнением.docx

— 82.05 Кб (Скачать файл)

 

                                  Курсовая работа

                по социологии на тему    

        Проблема  манипулирования                            общественным мнением.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

                                                                       Студент: Коваленко Марк Игоревич

                                Группа: 1БЛ3

                                                           Преподаватель: Силаева В.Л.

 

 

 

 

                                                  Москва 2012

Оглавление

* Введение……………………………………………….................................3-5

*Формирование общественного  мнения…………………………3

* Общественное мнение  как особый социальный инстиутт…………………………………………………………...………….......5

1)Концепция общественного мнения У.Липпмана…….....6

2)Концепция общественного мнения Э.Ноэль-Нойман...7

3)Отечественные подходы………………………………………………8-9.

4) Марксистско-Ленинская концепция общественного мнения………………………………………………………………………………10-11

5) Выражение общественного  мнения………………………...…12

6) Измерение общественного  мнения…………………….……….12

7)Реклама как средство манипулирования………………..….13-14

8)Социологический опросы и их результаты……….…………15

* Список используемой литературы…………………....................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манипулирование общественным мнением  это важнейший инструмент влияния на все сферы общественной жизни.Во всех сферах жизни присутсвует  эго манипулятора, навязывающего свою систему ценностей.Мы ежедневно попадаем под воздействие таких невидимых систем управления нашими желаниями.Поэтому я и решил выбрать данную тему для рассмотрения ,исследования и анализа.Я изучил концепции общественного мнения  У.Липпмана,Э Ноэль-Ноймана,Марксистко-ленискую концепцию и отечественные подходы.Также я изучил факторы формирования общественного мнения,измерил общественное мнение по некоторым важным вопросам для своего исследования.Также я изучил применение эвфемизвов в истории некоторых стран.Не оставил без вминания и тему подмены различных ценностей для получения выгоды.

Слово «манипулирование» или «манипуляция» ведет свое происхождение от латинского слова manipulare и в своем первоначальном значении означало «управлять» в позитивном смысле - со знанием дела, оказывать помощь и т.д. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание.  

 

Наиболее полное, на мой взгляд, определение манипуляции дал Е.Л.Доценко в статье «Манипуляция: психологическое определение понятия»: «Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий».

 

Также для более глубокого  понимания данного понятия приведем еще высказывание доктора философии В.М.Герасимова: «Манипулирование общественным мнением - один их специальных методов социально-психологического контроля». Важным признаком наличия манипулирования является ситуация, когда один субъект рассматривает другого как средство или помеху своей деятельности. С высоты собственного эго манипулятор превращает другого субъекта в послушное орудие, низводя его до уровня вещей, подвластных контролю и управлению. Это суждение точно отражает ситуацию, сложившуюся в рекламе, иначе не так бы интересовали рекламодателя (манипулятора) данные о продающей силе рекламы, называемой эффективностью.

 

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.

В формировании общественного  мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). В последние годы, в условиях развития информационного общества ущественно возрастает влияние электронных средств массовой информации, сосредоточенных в Глобальной сети Интернет - многочисленных социальных сетей, блогов, форумов, Twitter,Youtube. 
На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Инструментами воздействия  на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.

К способам формирования общественного  мнения также можно отнести «спираль молчания».

Манипулирование востребовано сегодня как никогда, так как  конфликт между интересами рекламодателя-манипулятора (навязать свое) и потребителя (купить лучшее) обостряется вследствие обострения конкурентной борьбы. Манипуляция же по природе своей призвана сглаживать этот конфликт, создавая иллюзию самостоятельности  принятия решения реципиентом.Наверно каждый в своей жизни может вспомнить моменты,когда выходил счастливый с покупкой из магазина,а через несколько дней этот товар не производил на вас впечатление и вам его хотелось выбросить.Но чаще мы даже не замечаем,что потратили деньги впустую или переплатили за что-то незаслужено.

 

Расммотрим манипуляцию  общественным мнением или сознанием  в различных сферах общественной жизни.

 

В духовной сфере пропагандируются духовные ценности через приоритеты воспитания, через образование, искусство  и литературу.

 

Духовыне ценности в дальнейшем формируют и определяют поведение  человека.Сменяющие друг друга установки,формируют  соответствующий тип личности.Также  духовность в человеке может формировать  религия.Не секрет,что христианство на Руси было принято из-за отсутствия четкой идеологии,которая могла  бы сплотить народы.Церковь стала  очень влиятельным институтом общества.Через церковь государство может пропагандировать какую-то ценностную ориенторовку,которая позволяет сделать людей более управляемыми или направить выплеск эмоциональный в виду социальной напряженности на каких-то личностей,либо на несуществующую угрозу,способную сплотить общество для решения каких-то задач правящей партии.

 

В политической сфере пропагандируются имиджи и привлекательные, с точки  зрения манипулятора (в данном случае, политической системы), носители политических идей посредством PR-средств, политической рекламы и средств массовой информации.

 

В социальной сфере пропагандируются социальные идеи (как, например, идеи «свободы, равенства, братства»). Это делается через выстраивание системы социальных мифов (например, Сталин - отец) и социально  значимых ритуалов (например, воинское приветствие).

 

И, наконец, в материальной сфере пропагандируется приоритет  материальных ценностей. Любовь к вещам как таковым выгодна для манипулятора, так как облегчает его работу. Делается это с помощью коммерческой рекламы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние  на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время можно встретить сотни определений общественного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция общественного  мнения У.Липпмана

Одной из ключевых является концепция общественного мнения, предложенная Уолтером Липпманом. Эпиграфом  к своей книге «Общественное  мнение» У. Липпман выбрал фрагмент из «Государства» Платона с описанием пещеры узников, которые вынуждены всю жизнь наблюдать только тени мира, но не сам мир: поскольку узники никогда не видели того кто и что отбрасывает тени, они не в состоянии и заподозрить существование чего-то более реального, чем тени. Если попытаться приписать У. Липпману принадлежность к какому-либо философскому течению, то скорее всего это был бы неоплатонизм.

Согласно У. Липпману, познавательные возможности человека ограничены: человек  не может знать всё, быть абсолютно  информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории, — фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды.

Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые  предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».

Мир, с которым мы вынуждены  иметь дело как субъекты, с точки  зрения У. Липпмана, остаётся за пределами  достижимости: человек не бог озирающий  единым взглядом всё сущее, а продукт  эволюции, который только и может  выхватить фрагмент реальности, достаточный, чтобы «выжить и в потоке времени  поймать несколько моментов озарений и счастья».

В результате, каждый человек  в отдельности, может хорошо знать  лишь небольшой фрагмент реальности, быть специалистом или экспертом  только по каким-то узким узким проблемам. А опросы общественного мнения включают в себя вопросы заведомо более  широкого тематического спектра. Поэтому  получается, что на какой-то вопрос продуманные и обоснованные ответы могут давать лишь немногие респонденты, компетентные именно в этой проблеме.

Критика опросного метода, становится для У. Липпмана отправной  точкой, для разделения общественного мнения с маленькой буквы и Общественного Мнения с большой буквы:

  • общественное мнение с маленькой буквы, а точнее, общественные мнения, это то знание об окружающем мире, которое касается самих людей или интересно им, вытекающее из поведения других людей или всего того, что называется общественными событиями. В таких случаях люди используют распространенные среди других людей и заимствованные заготовки стереотипных схем, интерпретаций, морали и т. д., направляющих игру воображения и само видение событий.
  • Общественное Мнение с большой буквы это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели.

 

 

 

Концепция общественного мнения Э.Ноэль-Нойман

Один из выдающихся социологов современности, Элизабет Ноэль-Нойман — специалист в области общественного мнения, в заключительной главе книги «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» дает следующее определение: «Общественное мнение — это ценностно окрашенное, в частности имеющее моральную окраску, мнение и способ поведения, которые, если речь идёт об устоявшемся, закрепившемся согласии, например догме или обычае, — следует демонстрировать прилюдно, если не хочешь оказаться в изоляции, или которые в проходящих состояниях можно прилюдно демонстрировать, не боясь изоляции».

В науке получила известность  теория Э. Ноэль-Нойман о так называемой «спирали молчания», согласно которой  люди, видя, что доминирующие общественные установки, распространяемые СМИ или  их ближайшим социальным окружением, противоречат их собственной позиции, «замолкают», стараются избегать высказывать  свою точку зрения, боясь оказаться  в меньшинстве. И чем сильнее  им кажется распространенной господствующая точка зрения, тем сильнее они  «замолкают». Преодоление «спирали молчания» возможно за счет нейтрализации  на коммуникативном поле идей порождающих  социальные страхи или вброса в него более сильных политических идей. Теория Э. Ноэль- Нойман получила широкую  популярность, однако подвергалась также  критике вследствие недостаточности  доказательной эмпирической базы, а  также потому, что воспринималась не как научная, а как политическая теория, призванная мобилизовать находившихся в меньшинстве избирателей христианских демократов ФРГ в условиях нахождения у власти социал-демократов и доминировании  в СМИ ФРГ того времени левоцентристской идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отечественные подходы.

В работах отечественных  ученых общественное мнение так же не получило своего точного определения.

Первым, кто в нашей  стране дал определение понятию  «общественное мнение» был А. К. Уледов. Рассматривая общественное мнение в качестве одной из форм общественного сознания, он считал, что — это есть «оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы», а его субъектом является общество в целом.

Б. А. Грушин подчеркивал, что общественное мнение как бы перекрывает все существующие формы сознания или, говоря точнее, входит в каждую из них в качестве своеобразного способа их существования. При этом, «оно входит в состав той или иной форм сознания с разной степенью интенсивности и в сфере политики оно имеет самое широкое хождение и обладает весьма большой реальной силой». По мнению Б. А. Грушина, общественное мнение есть не что иное как «общественное сознание со сломанными внутри него перегородками». Разработав концепцию массового сознания, он определял общественное мнение как плюралистическое образование, характеризующееся массовостью и поэтому, это есть «состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности». Что касается субъектов (носителей) общественного мнения, то критикуя подход А. К. Уледова, Б. А. Грушин считал, что ими, помимо общества в целом, могут быть различные общности людей, объединяющиеся в группы. В результате, если брать за основу подход Б. А. Грушина, то субъектом (носителем) общественного мнения может быть и большинство, и меньшинство, и такая позиция в большей мере отражает всю сложность такого феномена как общественное мнение. Изучая общественное мнение, Грушин Б. А. в своей книге «Мнения о мире и мир мнений» приходит к парадоксальному заключению: «Общественное мнение всегда, во всех случаях, так или иначе, отражает действительность. Невозможно говорить об определении общественного мнения вообще, о некоем его абстрактном определении, которое было бы одинаково верным применительно ко всем эпохам и обществам и ко всем случаям».

Информация о работе Манипуляция общественным мнением