Манипуляция общественным мнением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Манипулирование общественным мнением это важнейший инструмент влияния на все сферы общественной жизни.Во всех сферах жизни присутсвует эго манипулятора, навязывающего свою систему ценностей.Мы ежедневно попадаем под воздействие таких невидимых систем управления нашими желаниями.Поэтому я и решил выбрать данную тему для рассмотрения ,исследования и анализа.Я изучил концепции общественного мнения У.Липпмана,Э Ноэль-Ноймана,Марксистко-ленискую концепцию и отечественные подходы.Также я изучил факторы формирования общественного мнения,измерил общественное мнение по некоторым важным вопросам для своего исследования.Также я изучил применение эвфемизвов в истории некоторых стран.Не оставил без вминания и тему подмены различных ценностей для получения выгоды.

Содержание работы

* Введение……………………………………………….................................3-5
*Формирование общественного мнения…………………………3
* Общественное мнение как особый социальный инстиутт…………………………………………………………...………….......5
1)Концепция общественного мнения У.Липпмана…….....6
2)Концепция общественного мнения Э.Ноэль-Нойман...7
3)Отечественные подходы………………………………………………8-9.
4) Марксистско-Ленинская концепция общественного мнения………………………………………………………………………………10-11
5) Выражение общественного мнения………………………...…12
6) Измерение общественного мнения…………………….……….12
7)Реклама как средство манипулирования………………..….13-14
8)Социологический опросы и их результаты……….…………15
* Список используемой литературы…………………....................34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа МАНИПУЛЯЦИЯ общественным мнением.docx

— 82.05 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем стали распространяться и другие определения. Р. А. Сафаров, соглашаясь Б. А. Грушиным в том, что общественное мнение представляет собой явление массового характера, находящееся в сфере общественного сознания, вместе с тем, считал, что оно должно быть активным. Активность субъектов общественного мнения в представлении Р. А. Сафарова свидетельствует о том, что это действительно «общественное», а никакое иное мнение. Поэтому оно выражается не только в суждениях, но и в практических действиях. Отсюда — общественное мнение есть отличающееся относительной распространенностью, интенсивностью и стабильностью оценочное суждение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес.

В 1980-е годы были внесены  некоторые, однако, не очень существенные корректировки, в трактовку понятия  «общественное мнение». В. С. Коробейников отметил, что оно является множественным, то есть отражающим разнообразные точки зрения, относящиеся к большому числу общностей и, в совокупности, представляет собой своеобразную «пирамиду мнений».

Свой вклад внес М. К. Горшков, исследовавший общественное мнение в историческом контексте, а также разработавший концепцию динамического общественного мнения, в соответствии с которой «общественное мнение» — это подвижное, текучее образование, которое развивается в континууме точек, «способ проявления сознания вообще, в котором может быть заключено духовное, духовно-практическое или практическое отношение субъекта к дискуссионному по характеру объекту действительности, затрагивающему его потребности и интересы».

В. Н. Аникеев дал историко-философский анализ понятию «общественное мнение». Он сделал вывод о соотношении уровня демократии в обществе с развитостью института общественного мнения.

Интерес вызывает также  вышедшая уже в 1990-е годы работа В. М. Герасимова, предпринявшего попытку с позиций политической психологии и акмеологии разработать междисциплинарную концепцию общественного мнения. Рассматривая общественное мнение в политическом контексте, он делает вывод, что существует тесная взаимосвязь между властью и общественным мнением и пренебрегать им невозможно.

Важно также назвать  целый ряд работ, автором которых  является исследователь из Санкт-Петербурга Д. П. Гавра, сравнивший общественное мнение с воздухом, который необходим для дыхания демократии: когда он есть, его не замечают, но его отсутствие может привести к гибели всего организма. Кроме того, Д. П. Гавра ввел понятие «режимы взаимодействия власти и общественного мнения», под которыми, в частности, понимается «обобщенная характеристика меры реальной включенности общественного мнения в принятие политических решений, управление делами государства и общества и возможностей для функционирования, предоставленных властными институтами». При этом Д. П. Гавра, на основе разработанной им системы критериев выделяет следующие «режимы взаимодействия власти и общественного мнения»: 1. Режим подавления общественного мнения со стороны властных структур. 2. Режим игнорирования общественного мнения. 3. Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению. 4. Режим сотрудничества (взаимореализации). 5. Режим давления общественного мнения на власть. 6. Режим диктатуры общественного мнения.

Е. Егорова-Гантман и  К. Плешаков, говоря о субъектах общественного  мнения, предложили использовать методику «трех страт». В данном случае речь идет о трех основных, по их мнению, носителях общественного мнения: во-первых, руководстве страны, представленном официальными лидерами, во-вторых, элите, в-третьих, массах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марксистско-Ленинская концепция  общественного мнения.

Общественное  мнение, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях - занимает определённую позицию, даёт совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам. В зависимости от содержания высказываний Общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т.д.) и насаждая определённые нормы общественных отношений. Наконец, в зависимости от знака высказываний Общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений. 
 
  Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. 
 
  Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов и социальных групп. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, например, рабочего класса, молодежи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной организации и т.п. Применительно к названным общностям носителем (субъектом) Общественное мнение может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее образования (группы) - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли они «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. 
 
  В каждом конкретном случае содержание и другие характеристики общественного мнения (степень однородности, знак высказываний и другие) определяются рядом факторов - структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности, степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т.п. Процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, научных и др. центров. 
 
  Складывающееся на различных по глубине уровнях общественного сознания - на уровне теоретического знания (науки) и на уровне обыденного сознания, отражающее разнообразные интересы различных социальных групп, общественное мнение может быть в большей или меньшей степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. 
 
  В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, участие масс в законодательной и исполнительной деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т.п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д. 
 
  Активность функционирования и фактическое значение общественное мнения в жизни общества определяются существующими социальными условиями - всеобщими, связанными с характером производственных отношений, классовой структуры общества, уровнем развития производительных сил, культуры и т.п., и специфическими, связанными с развитостью демократических институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений - слова, печати, собраний, манифестаций. Огромное значение имеют и гарантии действенности общественного мнения. 
 
  В современном капиталистическом обществе общественное мнение формируется в первую очередь под влиянием буржуазных источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в системе идеологического управления, в том числе в качестве средства манипулирования сознанием людей. 
 
  При социализме, в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качественных изменений в социальной структуре, культуре, установления социально-политического и идейного единства общества, общественное мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам общественного развития и выражается Коммунистической партией, др. общественными организациями трудящихся. Общественное мнение - активный субъект государственного и общественного управления, включенный непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Эта исторически новая роль общественного мнения усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономических, социальных, политических, технических и др. условий функционирования общественного мнения и находит своё выражение в усложнении функций общественного мнения, расширении границ проблем, о которых судит общественность, возрастании степени глубины и компетентности высказываний общественного мнения.

 

 

 

 

 

Выражение общественного мнения.

В современном обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного  мнения являются: выборы органов власти, участие населения в законодательной  и исполнительной деятельности, средства массовой информации, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. Наряду с  этим широкое распространение имеют  также и высказывания, вызываемые политическим, экономическим, социальным, культурным, а также исследовательским  интересом и принимающие форму референдумов, массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д. и т.п.

Для количественного определения  общественного мнения проводятся опросы общественного мнения.

Кстати говоря, всякого рода показатели или статистика зачастую оказывается действенным инструментом манипуляции общественным мнением.Нередко результаты различных социологических опросов публикуют для охлаждения пыла или снятия социальной напряженности в обществе.Недавно Василий Симчера-директор НИИ  статистики Госкомстата России, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ ушел с должности и опубликовал шокирующие данные,которые доказывают несостоятельность и подлог в статистике,которую приводили россиянам многие годы.Так в частности,в статистике,которую показывали федеральные каналы занижена инфляция,завышены темпы роста ВВП,также завыщен процент инвестиций в экономику страны.

Также манипулцией общественным мнением в настоящее время занимается шоу-бизнес.

Рассмотрим текст песни  Дискотека Авария:

Вставай на нано-лыжи,на нано-позитиве(от чего позитив непонятно) и самый  лучший в мире наш новый нано-человек(музыканты  выступили в роли экстрасенсов и  предрекли прорыв России в науке,присвоив научную революцию заодно)Вся  страна на нано,а с кем же ты(Авторы песни призывают тебя встать на путь нано,не объясняя как это можно сделать,а так же противопоставляет людей друг другу)В рубли валюту обналичь,купи хату на Сочи-beach(музыканты призывают нас стать инвесторами Сочи)

Если исполнитель пишет  и поет о чем то,что неположено знать простому обывателю,либо композиция способствует нарастанию социальной напряженности  в обществе,то нередко у таких  певцов возникают проблемы с выступлениями.Можно  привести проблемы музыкантов последних  лет:отмена концерта Нойз мс в Парке  Горького(2012 год),отмена концертов ДДТ  в ряде городов(Омск,Югра,Тюмень,Кемерово)(2012 год)

 

 

 

 

Эвфемизация - это замена слова с негативной семантикой позитивным словом или  нейтральным по смыслу. В 1972 году во все официальные учреждения США был разослан циркуляр, в котором приказывалось исключить слово «бедность» из всех документов и заменить его словами "люди с низким доходом". Не упоминается в официальной пропаганде и слово "трущобы". Его заменило туманное выражение «внутренний город». Лингвистическая косметика используется для того, чтоб создать впечатление, что все неприятные проблемы уже решены, а если они и есть, то не столь ужасны. Со словами «бедность» и «трущобы» связаны представления о нищете и голоде. Словосочетание «внутренний город» от неприятных ассоциаций свободно.  

 

«Могущество слов так велико, что стоит только придумать изысканные названия для каких-нибудь самых  отвратительных вещей, чтобы люди тотчас же приняли их» (Г.Лебон «Психология  масс и народов»).

 

Рассмотрим приемы манипулирования  общественным сознанием посредством современной  коммерческой рекламы.

 

100 часов распродажи в  Мвидео.Успевай складывать.

Авторы ролика автоматически  записывают каждого зрителя в  покупателя.

 

Что может быть удобнее,просторнее.Что  может гарантировать  спокойствие  и уверенность на годы вперед.Мы думаем что это Hyundai i30.

Авторы ролика не видят  ничего,кроме Hyundai i30.Просмотрев ролик,можно подумать ,что эта машина просто превосходит любую другую по всем параметрам,да и еще уверенности прибавляет на годы вперед.

 

Nescafe.Еще большее наслаждение любимого кофя.

Авторы ролика записывают всех зрителей в кофеманов Nescafe.

 

 Открытие «Лореаль  Париж»: первая крем-краска, которая  защищает и окрашивает волосы  одновременно. Крем-краска «Эксэлэнс  крем» приравнена к научному  открытию.

 

Когда у компании есть новые  самолеты, опытные пилоты, внимательные бортпроводники, самые требовательные техники и отзывчивые работники  наземных служб, компания может сосредоточиться  на самом важном: НА ВАС. В рекламе  авиакомпании LUFTHANSA вы, как потребитель, приравнены к «самому важному».

 

Сравнение в пользу манипулятора

Прием сводится к поиску объекта, на который можно было бы опереться, чтобы продукт выглядел в выигрышном свете. Таким образом, появляются в рекламе фразы типа «Это обыкновенный стиральный порошок, а это – Ариэль». 

 

Примеры из рекламы:

 Клей X клеит бумагу. Клей Y клеит фаянс. Клей Z клеит стекло. Клей Супермомент клеит все. Клей Супермомент выигрывает в сравнении с тремя безымянными клеями.

- Мы приняли за основу  человеческий мозг... и просто  довели до ума. Компьютеры INTEL стали умнее человека.

- Тесты показали, что даже  после пребывания на солнце  в течение часа средства КАПИТАЛЬ  СОЛЕЙ защищают от солнца также  эффективно, в то время как  традиционные средства в значительной  мере теряют свои защитные  свойства. Традиционные средства  менее эффективны. 

 

Вживленная оценка

Признак предмета постоянно  ставится рядом с его названием, превращаясь в его имманентное  свойство. И ни у кого не возникает  желания это оспаривать или уточнять.

 

- Благородный фарфор на  каждый день. Происхождение Фарфора  «Цептер» не вызывает сомнений.

- Незаменимый CALVE подходит  к любому блюду. 

 

 

 

Импликатуры

Об использовании имплицитной  информации исчерпывающе рассказано в  статье Ю.К.Пироговой «Имплицитная информация в рекламном сообщении»: «имплицитный способ передачи информации - это способ, когда она открытым текстом в сообщении не присутствует, но с необходимостью извлекается читателем в силу стереотипов мышления и языковых конвенций». Здесь же импликатуры приведены для иллюстрации их манипулятивного потенциала.

 

Придайте стиль здоровому  блеску ваших волос! Скрытая информация: здоровым блеском вы уже обладаете, осталось придать ему стиль лаком  для волос PANTENE PRO-V.

 

Автомобиль, который поможет  вернуть вам доверие к машинам. Скрытая информация: вы потеряли доверие  к машинам, и теперь только VOLVO может  исправить положение.

 

 Какой твой, Чарли?  Подразумевается, что один из  предлагаемых ароматов обязательно твой. Остается решить, какой же. Что, в принципе, детали.

 

С самого начала я защищала тебя. Я всегда буду тебя защищать. Как? Я давала тебе свою защиту для развития иммунитета. Сегодня я укрепляю твой иммунитет с детским питанием Нан 3, содержащим бифидобактерии BL, подобные тем, что содержатся в грудном  молоке. Авторы ролика просто повествуют о том,что для меня покупка питания Нан 3 стало обычным делом,очень похоже на рассказ постоянного покупателя этой продукции.

 

 

 

 

 

 

Я провел несколько  социологических опросов среди подростков(школьников,студентов),чтобы выяснить роль СМИ в манипулировании их мнением.

Я задавал им следующие  вопросы:Верите ли вы СМИ и Смотрите ли вы ТВ или больше черпаете информацию из соц сетей/интернет изданий?

90% опрошенных не  верят СМИ или верят им отчасти,также  40% респондентов черпают информацию  только из интерета и совсем  не смотрят телевизор.Только 20% опрошенных  смотрят ТВ на постоянной основе.Также  существует группа людей,которым  вообще не интересны СМИ,это около 15% опрошенных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование общественного  мнения осуществляется стихийно и сознательно. Эволюция и развитие общественного  мнения начинается с установления семейного  очага, образования клана и племени.

Если раньше до образования  этих союзов действиями человека руководил  исключительно эгоизм, то с этих пор начинается впервые регуляция  действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду  является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло  с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений.

Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль как в  примитивных обществах, так и  в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут  быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.

Информация о работе Манипуляция общественным мнением