Манипуляция общественным мнением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию. В силу различной внушаемости, социальных установок, уровня жизни и многих других факторов люди реагируют на манипуляции по-разному. Управление людьми и манипулирование их мнением – распространённое явление в наши дни.

Содержание работы

Введение 3
1. Манипуляция как способ влияния на общественное сознание. Понятие, цели, формы манипуляции. 4
2. Механизмы манипуляции общественным сознанием 7
3. Методы манипуляции общественным сознанием посредством СМИ 10
Заключение 14
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

manipulyatsia_obsch_mneniem_4.docx

— 53.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Манипуляция как способ влияния на общественное сознание.  Понятие, цели, формы манипуляции. 4

2. Механизмы манипуляции общественным сознанием 7

3. Методы манипуляции общественным сознанием посредством СМИ 10

Заключение 14

Список литературы. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек вне  зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно  подвергается информационному воздействию. В силу различной внушаемости, социальных установок, уровня жизни и многих других факторов люди реагируют на манипуляции по-разному. Управление людьми и манипулирование их мнением  – распространённое явление в  наши дни.

Существует множество способов манипуляций общественным мнением. Этому способствует тот фактор, что жизнь людей, в том числе политическая, становится более стабильной и прогнозируемой. Освобождая граждан от груза принятия решений, власть делает более прогнозируемым их поведение.

Исследования на тему  манипуляции общественным мнением  можно найти в работах  Доценко  Е.А., Дроздова А.Ю., Кара-Мурза С.Г., Моль А. и других авторов. 
           Объектом исследования в моей работе является манипулирование массовой аудиторией посредством СМИ. Цель исследования заключается в изучении процессов  и  механизмов манипулирования.

 

 

 

 

 

 

    1. Манипуляция как способ влияния на общественное сознание.  Понятие, цели, формы манипуляции.

Манипуляция общественным сознанием — один из способов

господства и подавления воли граждан путём духовного  воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в  нужном власти направлении. Симптомами и признаками скрытой манипуляции  могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов  и т. д. .

          Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Изданный в 1969 г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».

        Проблема манипуляции общественным сознанием и общественным мнением уходит глубокими корнями в древность. Фактически начало товарных отношений в человеческой цивилизации и порождает манипулятивное воздействие одной группы людей над другими. По мере развития общества и различных форм государственного управления, усложняются и появляются более изощренные формы манипуляции общественным  сознанием.  
          Самым мощным каналом манипуляции во все времена и для всех народов была религия. Затем власть, правители, на третьем месте СМИ, реклама и канал межличностной коммуникации.

Жертвы манипуляций тоже несут свою долю ответственности, поскольку люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов. Перераспределение ответственности между лидером и толпой создает Предпосылки для манипуляций 
          Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не насилие, а соблазн.

В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта  манипулирования, можно выделить формы  манипуляций:

положительные формы:

заступничество,

успокаивание,

комплимент,

невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

сообщение хороших новостей,

общие интересы…

отрицательные формы:

деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),

деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

По сути, манипуляция общественным сознанием  – это особый вид  власти, который принуждает людей  менять свои жизненные приоритеты, принципы, нормы морали, предпочтения и т.д. на изначально чуждые им. В  результате умелых манипуляций поведение  большой массы людей становится предсказуемым в направлении, выгодном для манипуляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Механизмы манипуляции общественным сознанием

Средства массовой информации в современном мире – основной поставщик сведений о происходящих в нём событиях. Причем телевидение (и отчасти радио), как отмечают специалисты рекламного агентства Век, в этом деле важнее газет и журналов, а традиционные СМИ (электронные и печатные) пока еще важнее интернета.

Недаром телевизоры в интеллектуальной среде все чаще называют «зомбоящиками», а телебашни сравнивают с наркотической  иглой.

В силу своей специфики  СМИ сегодня – основной инструмент воздействия на массовое сознание. Поговорка – «кто владеет информацией, тот владеет миром» верна как  никогда. Лишь стала известна восприимчивость  психики человека к внешнему воздействию (внушению), пропаганда и агитация стали  основным рычагом воздействия на людей, заменив собой грубую физическую силу. Попытки управлять населением предпринимались везде и всегда, но с широким распространением печатных изданий, радио, телевидения, а теперь и Интернета это стало делать намного проще. К тому же, способы  воздействия постоянно совершенствуются, что, к примеру, подтверждается высокой  эффективностью рекламы.

Возьмём набившую уже оскомину телерекламу. Каждый из нас при её просмотре каждый раз раздражённо  думает: «Ни за что, никогда ЭТО  не куплю». Но феномен длительного  информационного воздействия заключается  в том, что даже если реклама товара или какого-либо производителя, представителя  коммерческой услуги воспринимается нами явно в негативном свете, то всё равно  впоследствии мы отдадим ему предпочтение перед другими в силу узнаваемости бренда.

СМИ стали главным инструментом манипулирования общественным мнением. А. Моль пишет о СМИ : «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества»( 7, раздел III, глава 12, 1) . Поэтому многие ученые считают, что СМИ создают символический образ реальности, по-другому квазиреальность. Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений. Из таких капсул - телевизионных сюжетов, печатных материалов, образов, сообщаемых идей - складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия между большими и разнородными группами людей. Этот мир обуславливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом. СМИ предлагают нам готовые модели поведения через сериалы, ток-шоу , предоставляют готовые мнения и толкования, по сути, превращая общество в бездумную массу потребителей информации, которые прекращают думать и анализировать информацию, упрощая тем самым процесс манипулирования. СМИ ограничивают рамки информации, которая должна достигать аудиторию. В действительности, то, что не попадает в СМИ, как бы и не существует, мы не придаем такой информации должного значения. В работе «Политика иллюзии: СМИ и манипулирование общественным мнением» высказывается следующее мнение - массы стремятся подражать высшим классам.

В силу этого обстоятельства элита  получает возможность навязывать массам определенный образ жизни, якобы  присущий высшим классам. Так доминирующие группы влияют на поведение людей  и даже в чем-то предопределяют его. СМИ, будучи подвластными доминирующему классу, пытаются привить обществу систему общих ценностей. Например, на телевидении в основном показываются представители средних и высших слоев, люди с престижными профессиями и высокими доходами. Выходцы из низших слоев встречаются гораздо реже.

Женщины фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений, а не профессиональных качеств. Активно  эксплуатируется модель выйти замуж  за богатого для девушек. Значительное место занимает тема насилия как  самое простое и дешевое драматургическое средство демонстрации правил игры за власть. Я считаю, что это часто пагубно влияет на людей они настолько привыкают жить в виртуальном, символическом мире например, в мире компьютерных игр, что при соприкосновении с реальным миром могут начать убивать людей, как врагов в игре. СМИ также формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки понятие связано со значимостью для человека определенного предмета или действия, которые оцениваются как хороший - плохой, полезный - вредный и т.п. Манипулирование применяется в политической коммуникации, в публичных выступлениях.

Манипуляция общественным сознанием  стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией.

 

 

 

 

 

 

    1. Методы  манипуляции общественным сознанием  посредством СМИ

 В замысловатую ткань средств массовой информации, которые являются основным инструментом манипуляции, заплетено много чего интересного. Методов манипуляции сознанием довольно много, но далее рассмотрим основные девять способов, которые применяются чаще всего.

1. Использование внушения. Средство массовой информации  и, в частности, журналист должен  убедить аудиторию в собственной  компетентности, войти к ней в  доверие, став как бы её альтер-эго,  вторым я. Надо ввести публику  в т. н. суггестивное состояние  — в этом случае слушатель/читатель/зритель  принимает всё на веру, не требуя  доказательств. Это реактивное  поведение публики — озадаченного  стада. На этом методе построены  все религии: «Не надо думать, надо верить». 

           2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему. Средства массовой информации,  поддерживающие наиболее шокирующую версию события, стараются вогнать его в некую систему, коей является вымышленный всё теми же средствами массовой информации  любой негатив в России. Хотя любому ясно, что единичный частный случай никак не показатель общей системы...

3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной  политической или социальной  ситуации. В основе слухов нередко лежат ложные сведения. Слухи, с одной стороны, объясняют ситуацию, а с другой, помогают людям снять эмоциональное напряжение.  

            4. Метод под названием «нужны трупы», т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование. Так, под видом

безобидных фильмов или  информационных заметок в подсознание  публики прокрадывается затаившаяся  в них идеология.

5. Метод «страшилок», когда  аудиторию ставят перед выбором  меньшего из двух зол. В результате  живописного рассказа всей ужасности  большего зла меньшее зло представляется  уже не как зло, а как очень  даже добро. Пугающие темы являются одними из самых эффективных средств воздействия на целевую аудиторию. Страх обеспечивает сплочение членов группы и стимулирование тех или иных ее поступков.

6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других. Тут далеко за примером ходить не надо. Все уже наслышаны о том, какие бедные иммигранты и как они хотят дружить с русскими, как они могут поднять экономику России и т. д. Однако про то, что свыше 50 % преступлений от общего их числа совершается именно иммигрантами, что 70 000 человек ежегодно погибают от наркотиков, которые привозят эти люди с Кавказа и из Средней Азии — про это всё средства массовой информации молчат, т. к. это — натуральный экстремизм.

7. Метод фрагментации, который  заключается в следующем: информационный  поток разбивается на отдельные  фрагменты, не связанные друг  с другом, в результате чего  сознанию аудитории не удается  сформировать правильной и полноценной  картины мира. К тому же, у потребителей  информации возникает неспособность  сосредоточиться на чём-то одном,  неспособность выделить основную  мысль всего происходящего. 

8. Многократные повторы  или «метод Геббельса». Используя  этот метод, необходимо повторять  ложь как можно чаще, чтобы  публика в неё поверила. Это  внушение. На этом же основана  вся реклама, а заодно и многие  из броских новостей бульварных  газет. Повторение  придает убеждениям вес дополнительного убеждения и превращает их  в навязчивые идеи.

Информация о работе Манипуляция общественным мнением