Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:13, контрольная работа
Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию. В силу различной внушаемости, социальных установок, уровня жизни и многих других факторов люди реагируют на манипуляции по-разному. Управление людьми и манипулирование их мнением – распространённое явление в наши дни.
Введение 3
1. Манипуляция как способ влияния на общественное сознание. Понятие, цели, формы манипуляции. 4
2. Механизмы манипуляции общественным сознанием 7
3. Методы манипуляции общественным сознанием посредством СМИ 10
Заключение 14
Список литературы. 15
9. Создание лжесобытий, мистификация, дезинформация. В этом случае создаётся событие, которого не было, и выдаётся за факт. Вся жёлтая пресса постоянно занимается этим. Дезинформация используется в момент принятия решения, и когда будет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута.
Феномен воздействия СМИ на сознание граждан заключается в том, что сегодня они играют основополагающую роль в построении картины окружающего нас мира. Сбегая из одной надуманной действительности, мы неизбежно попадаем в другую, ведь выбора, по сути, нет. Заигрывая с аудиторией, подавая ей «самое вкусное», СМИ вырывают из жизни наиболее яркие куски, обесценивая другие, не такие яркие и вкусные составляющие. Я думаю, что большую роль в этом процессе играет как социальная ответственность, беспристрастность журналиста, его кругозор, понимание текущей ситуации, так и (к сожалению) субъективность восприятия.
Социальное мифотворчество, насаждаемое СМИ, внедряется в сознание и подсознание людей. Благодаря своей эмоциональности, живости и насущности, оно воспринимается как нечто авторитетное, непререкаемое, догматическое. Маскируясь под Истину с большой буквы, современные пропагандистские мифы мистифицируют действительность, порождают ложное сознание. Это можно легко проследить на примере таких грандиозных мифов, как «светлое коммунистическое будущее», «загнивающий капитализм» и подобных. Стоит заметить, что создавались и поддерживались они не без помощи СМИ
По мнению авторов исследований методов манипуляции, контроль над электронными СМИ – весьма эффективное средство для манипулирования общественным сознанием. И здесь наиболее соблазнительный путь – это прямой государственный контроль и тотальная цензура.
Однако этот путь – далеко не самый эффективный. При отсутствии альтернативной информации люди начинают испытывать информационный голод. Они всеми правдами и неправдами ищут стороннюю информацию (от зарубежных радиопередач до слухов и сплетен) и все меньше склонны доверять официальным СМИ.
А вот когда альтернатива есть, складывается несколько иная ситуация.
Дело в том, что люди в массе своей – конформисты. Они тяготеют к мнению большинства. И если убедить в чем-то большинство, то альтернативные точки зрения автоматически станут маргинальными. Они будут интересны лишь небольшой части людей, не оказывающих заметного влияния на общество.
К сожалению, нужно признать, что манипулятивные приёмы постоянно совершенствуются и усложняются, эффективной массовой защиты от них не было и, пожалуй, не будет. Замечание о том, что нужно относиться ко всему критически, можно отнести к риторическим восклицаниям, ведь многие приёмы манипуляторов рассчитаны именно на то, что граница критического восприятия не будет нарушена.
Как же защитить своё сознание от манипулирования? Я считаю, что решение здесь простое — необходимо думать. Думать - это значит требовать доказательств вместо веры, видеть логические ошибки средств массовой информации, не поддаваться красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно искать факты, сопоставлять их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делать должные выводы. Думающая аудитория — это уже не озадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только такая аудитория не подвержена манипуляции своим сознанием.
1. Амелин, В.Н. Социология политик
/ В.Н. Амелин. - М., 1992. - 220 с.
2. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции:
феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко.
- М.,2000.
3. Кара-Мурза, С. Г. / Манипуляция сознанием
/ С.Г. Кара-Мурза. - М., 2007. – 863 с.
4. Моль, А.А. Социодинамика культуры / А.А.
Моль. - М., 1974, - 98 с.
5. Цуладзе, А.М. Политические манипуляции,
или покорение толпы / А.М. Цуладзе. - М.,
2005. – 144 с.
6. Дроздов, А.Ю. Агрессивное»
телевидение: социально-психологический
анализ феномена / А.Ю. Дроздов // Социологические
исследования. - 2001. - № 8
7. Кассирер, Э. Техника современных политических
мифов / Э. Кассирер// Вестник МГУ, сер.
7. - 1990. - №2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
11
12
13
13