Манипуляция общественным мнением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию. В силу различной внушаемости, социальных установок, уровня жизни и многих других факторов люди реагируют на манипуляции по-разному. Управление людьми и манипулирование их мнением – распространённое явление в наши дни.

Содержание работы

Введение 3
1. Манипуляция как способ влияния на общественное сознание. Понятие, цели, формы манипуляции. 4
2. Механизмы манипуляции общественным сознанием 7
3. Методы манипуляции общественным сознанием посредством СМИ 10
Заключение 14
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

manipulyatsia_obsch_mneniem_4.docx

— 53.08 Кб (Скачать файл)

9. Создание  лжесобытий, мистификация, дезинформация. В этом случае создаётся событие, которого не было, и выдаётся за факт. Вся жёлтая пресса постоянно занимается этим. Дезинформация используется в момент принятия решения, и когда будет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута.

Феномен воздействия СМИ  на сознание граждан заключается  в том, что сегодня они играют основополагающую роль в построении картины окружающего нас мира. Сбегая из одной надуманной действительности, мы неизбежно попадаем в другую, ведь выбора, по сути, нет. Заигрывая  с аудиторией, подавая ей «самое вкусное», СМИ вырывают из жизни  наиболее яркие куски, обесценивая  другие, не такие яркие и вкусные  составляющие. Я думаю, что большую роль в этом процессе играет как социальная ответственность, беспристрастность журналиста, его кругозор, понимание текущей ситуации, так и (к сожалению) субъективность восприятия.

Социальное мифотворчество, насаждаемое СМИ, внедряется в сознание и подсознание людей. Благодаря  своей эмоциональности, живости  и насущности, оно воспринимается как нечто авторитетное, непререкаемое, догматическое. Маскируясь под Истину с большой буквы, современные  пропагандистские мифы мистифицируют  действительность, порождают ложное сознание. Это можно легко проследить на примере таких грандиозных  мифов, как «светлое коммунистическое будущее», «загнивающий капитализм»  и подобных. Стоит заметить, что  создавались и поддерживались они  не без помощи СМИ

По мнению авторов исследований методов манипуляции, контроль над электронными СМИ – весьма эффективное средство для манипулирования общественным сознанием. И здесь наиболее соблазнительный путь – это прямой государственный контроль и тотальная цензура.

Однако этот путь – далеко не самый эффективный. При отсутствии альтернативной информации люди начинают испытывать информационный голод. Они  всеми правдами и неправдами ищут стороннюю информацию (от зарубежных радиопередач до слухов и сплетен) и  все меньше склонны доверять официальным  СМИ.

А вот когда альтернатива есть, складывается несколько иная ситуация.

Дело в том, что люди в массе своей – конформисты. Они тяготеют к мнению большинства. И если убедить в чем-то большинство, то альтернативные точки зрения автоматически станут маргинальными. Они будут интересны лишь небольшой части людей, не оказывающих заметного влияния на общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

К сожалению, нужно признать, что манипулятивные приёмы постоянно  совершенствуются и усложняются, эффективной  массовой защиты от них не было и, пожалуй, не будет. Замечание о том, что  нужно относиться ко всему критически, можно отнести к риторическим восклицаниям, ведь многие приёмы манипуляторов  рассчитаны именно на то, что граница  критического восприятия не будет нарушена.

 Как же защитить своё сознание от манипулирования? Я считаю, что решение здесь простое — необходимо думать. Думать - это значит  требовать доказательств вместо веры, видеть логические ошибки средств массовой информации, не поддаваться красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно искать факты, сопоставлять их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делать должные выводы. Думающая аудитория — это уже не озадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только  такая аудитория не подвержена манипуляции своим сознанием.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Амелин, В.Н. Социология политик / В.Н. Амелин. - М., 1992. - 220 с.  
2. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.,2000.  
3. Кара-Мурза, С. Г. / Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М., 2007. – 863 с. 
4. Моль, А.А. Социодинамика культуры / А.А. Моль. - М., 1974, -  98 с. 
5. Цуладзе, А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы / А.М. Цуладзе. - М., 2005. – 144 с.

6. Дроздов, А.Ю. Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена / А.Ю. Дроздов // Социологические исследования. - 2001. - № 8 
7. Кассирер, Э. Техника современных политических мифов / Э. Кассирер// Вестник МГУ, сер. 7. - 1990. - №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

    

4

    

5

    

6

7

    

8

    

9

    

10

    

11

11

    

12

    

13

13

    


Информация о работе Манипуляция общественным мнением