Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 09:48, контрольная работа
Цель данной работы: изучение мaнипулятoрных тeхнолoгий в избирaтельныx кaмпаниях.
Задачи:
- рассмотреть понятие технологии политической манипуляции,
- раскрыть суть понятия «политические мифы»,
-проанализировать способы манипуляции сознанием во время избирательных кампаний.
Введение 3
1.Понятие технологии политической манипуляции 5
2.Политические мифы 8
3.Манипуляция сознанием во время избирательных кампаний 10
Заключение 14
Список литературы
Содержание
Введение
1.Понятие технологии
2.Политические мифы
3.Манипуляция сознанием во
Заключение
Список литературы
Введение
Избирательные технологии как совокупность средств и алгоритмов целенаправленного политико-психологического воздействия на электоральные настроения и поведение, а также на результаты голосования для достижения целей в избирательной кампании уже стали неотъемлемой составляющей отечественных электоральных процессов.
В современной политической науке недостаточно исследованы особенности и технологии политических манипуляций, в процессе которых учитывается прежде психология людей.
Манипуляция - это вид психологического воздействия, совершенное осуществление которого ведет к скрытому побуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [3, с.59].
Политическая манипуляция - это система средств идеологического и духовно-психологического воздействия на массовое сознание с целью навязать определенные идеи, ценности; целенаправленное воздействие на общественное мнение и политическое поведение для направления их в заданном направлении [2, с.97].
Политологи политическое манипулирование исследуют в двух направлениях. Первый - апологетический, согласно которому политическое манипулирование рассматривается как необходимое средство управления сознанием масс. Второе - социально-критическое - квалифицирует политическое манипулирование как принципиально новое восприятие социальной действительности [2, с.79]. Оба направления имеют смысл, особенно в условиях принципиально новой роли средств массовой информации в формировании массового сознания.
Цель данной работы: изучение мaнипулятoрных тeхнолoгий в избирaтельныx кaмпаниях.
Задачи:
- рассмотреть понятие
- раскрыть суть понятия «политич
-проанализировать способы
манипуляции сознанием во
1. Понятие технологии
Технология политической манипуляции, по определению В. Амелина, осуществляется благодаря внедрению в сознание под видом объективной информации ненастоящего, однако желаемого для отдельных групп содержания; воздействия на болевые точки общественного сознания, которые вызывают страх, тревогу, ненависть; реализации определенных скрытых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественного мнения своей позиции [5, с.75].
Политические манипуляции выступают в двух видах - межличностные и массовые. И те, и другие имеют соответствующую цель и технологии, благодаря которым достигают цели.
Для осуществления межличностных манипуляций важно знать тип и особенности личности, поскольку именно с их учетом и оказывается влияние на человека, а для того чтобы манипулировать группой людей, особенно большой, необходимо досконально знать ее общие характеристики, уязвимые места.
История знает достаточно манипуляторов - психологически сильных или просто неординарных личностей, которые умело влияли не только на единицы, но и на большие группы людей благодаря личностным качествам, умело использованным технологиям обработки общественного мнения в собственных корпоративных интересах. Наполеон, А. Гитлер, Сталин, М. Горбачев, десятки других политиков в совершенстве владели технологией формирования общественного мнения за счет как собственных черт, качеств, способностей и умений, так и своих подчиненных, а также с помощью различных средств массовой информации.
Политические манипуляции чаще всего используются с целью достижения власти, реализации и содержания. Цель любого манипулятора или группы манипуляторов - подчинить собственной воле другого человека или группу людей.
Манипуляции в политике - не что иное, как спекуляция на человеческих эмоциях и чувствах. Отсюда - религиозные войны, глубокие национальные столкновения и конфликты, фанатизм, экстремизм, терроризм и другие явления, основой которых является прежде всего вторжение в глубинные чувства не только отдельных людей, но и целых народов и наций.
В политической манипуляции используется все: выразительная речь жестов (М. Горбачев); отдельные характерные привычки (сигара У. Черчилля, трубка Сталина); красноречивая на уровне актерства риторика (Ф. Кастро) и др. Однако сильное и результативное политическое манипулирование осуществляется с помощью масс-медиа - прессы, радио, телевидения, рекламы и других информационных средств.
Благодаря средствам массовой информации создаются и эффективно используются как элементы политической манипуляции разнообразные имиджи, образы, условные формулы и штампы, стереотипы поведения, подаются заранее заготовленные ответы на вопросы, волнующие многих. Манипулятивный арсенал СМИ хорошо известен: умышленное искажение реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и навязывание других, публикация нереальных (лживых) сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов и т.д. [1, с.69].
Политическое манипулирование имеет много общего с политической демагогией как формой сознательного обмана широких масс, спекуляции на реально существующих трудностях и проблемах, потребностях и ожиданиях граждан. В арсенале политического демагога распространены такие средства, как искажение действительности, популизм, подтасовки фактов, вынесение безответственных заявлений, обещаний, ложные клятвы, определение виновных, врагов, борьба с которыми якобы улучшит существующее положение, т. Политический демагог - зачастую еще и стяжатель, авантюрист, а то и просто лжец, человек безответственный и нечестный.
Политическая демагогия традиционно наиболее распространяется в период социально-экономической нестабильности в обществе.
2.Политические мифы
Получают распространение в политических процессах и мифы.
Существует несколько определений понятия «политический миф». Наиболее распространенные из них:
- политический миф - это реакция на невозможность рационально объяснить радикальные изменения [4,с.12];
- политический миф - это символическая языковая форма политической культуры, имеющая фактически те же цели, что и ритуал. Миф - это драматическое, символически сконструированное представление реальности, которое люди принима имеют на веру [2,с.23].
Политический миф - это устойчивый ложный, некритический, эмоционально окрашенный образ, представление о политических событиях, явлениях и процессах. Политические мифы являются мощным средством для манипулирования политическим сознанием.
В политические мифы люди верят, поскольку это дает возможность понять неизвестное или отдаленное прошлое. Их используют и в целях мобилизации значительного количества людей на определенные действия, например, на поддержку непопулярных политических решений политических деятелей и даже антинародных политических режимов.
Основные типы политических мифов - главные или ведущие; по структуре «мы и они»; героические; псевдомифы [2, с.27].
Главные, или ведущие, мифы позволяют в той или иной степени формировать, направлять коллективное, общенародное сознание. К ним относятся мифы об отдельных нациях (например, о больших преимуществах американской нации), государствах, политическом строе, режиме, форме правления. Так, есть немало мифов об уникальности отдельных политиков - государственных, общественных деятелей, президентских форм правления или, скажем, народовластия.
Мифы по структуре «мы и они» создают и используют исключительно с целью выделения отдельных структур, их противопоставление. Например, политические партии, общественные объединения, группы давления слишком часто используют мифы «мы и они» во время выборов, референдумов, опросов общественного мнения с целью - представить себя в выигрышном виде, лучшей ситуации, чем их противники.
Героические мифы связаны в первую очередь с людьми - политическими, государственными деятелями, лидерами, незаурядными личностями, выдаваемых общественностью образцами для подражания.
Псевдомифы - это мифы современного, временного, кратковременного действия. Скажем, в период выборов слишком много политиков формируют и распространяют мнение, что «только они и только они способны вывести страну из кризиса», «покончить с воровством, коррупцией и теневой экономикой», «решить проблему безработицы» и др.[3, c.89]
Конструируют мифы субъекты политического процесса, а распространяются они фактически всеми средствами информации с учетом того, что психологические мифы слишком восприимчивы людьми и нуждаются в немалых усилиях для опровержения, демифологизации.
В отличие от стереотипа, в котором в упрощенной форме отражается определенный довольно сложный элемент действительности, миф сложное явление психической жизни. По мнению выдающегося русского философа М. Мамардашвили: «…миф - это машина культуры, перебрасывающая мостик от естественного состояния человека к цивилизации, конструирующая самого человека».
Миф управляет человеком, создает для него особую - мифологическую реальность. Бесконечный поток информации, нашествие символов, образов, «картин» способствует мифологизации сознания, поскольку миф возникает устойчивой структурой и позволяет ввести определенную упорядоченность в хаотическую «картину мира». Миф оказывается той самой «реальностью», в которую человек откровенно хочет верить.[5, c.63]
3. Манипуляция сознанием во время избирательных кампаний
Термин «манипуляция», или «манипулирование» происходит от латинского слова «manipulare». Его первоначальный смысл имеет весьма положительное значение «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» и другие.
Манипуляция - это вид психологического воздействия, которое ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.[3, c.71]
В современной литературе чаще употребляется термин манипулирование, который определяется как мастерство управлять поведением посредством целенаправленного воздействия на общественную психологию, сознание и инстинкты человека.
Манипулирование общественным сознанием - скрытое (латентное) управление сознанием и поведением людей в определенных политических, социальных и экономических интересах правящей элиты.
Способами политического манипулирования являются: прямая подтасовка фактов, замалчивание невыгодной информации, предвзятая интерпретация фактов, предоставление фальсифицированной информации, навешивание ярлыков для компрометации политиков и др.
Основными средствами манипуляции общественным сознанием являются:
1. Речевые - использование определенных штампов, терминов, идеологических и политических клише.
2. Неречевые - блокировка или задержка «невыгодной» информации, преподнесение информации в благоприятном для себя контексте.
3. Активные - насаждение стереотипов и ценностей.
4. Пассивные - фрагментарность информации.
Особое значение манипуляция приобретает с совершенствованием информационных технологий, которые существенно расширяют спектр применения манипулятивных стратегий и тактик.
Очень часто политиками, журналистами, экспертами и специалистами, в конце концов, просто гражданами, интересующимися политикой, употребляется термин «манипуляция сознанием», «политическая манипуляция» и др.[4, c.11]
Нередко в понятие манипуляции сознательно или бессознательно вкладывается содержание, которое не способствует пониманию данного феномена и его сущности.
Манипуляция сознанием во время избирательных кампаний -это система средств идеологического и духовно-психологического влияния на сознание избирателей, в условиях сокрытия истинных целей и мыслей, с целью получения поддержки определенной политической силы, не только побуждает человека отдать свой голос за нужного кандидата или партию, но и заставляет его хотеть это сделать.
Информация о работе Манипуляция сознанием во время избирательных кампаний