Маргиналы: кто они?Их влияние на социокультурное развитие Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Кыргызы являются титульным этносом в стране, но если посмотреть, то они в большей степени доминируют в политическом отношении. В экономическом же и социальном плане в основной своей массе остаются маргиналами.
Как это понимать? Объяснение очень простое. Средняя материальная обеспеченность кыргыза невыгодно отличается от видимого среднего достатка представителя национальных меньшинств. Подобное соотношение и создает почву для социально-бытовых конфликтов и где–то влияет на социальные настроения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры
кыргызского общества
3. Пути решения проблемы маргинальности в обществе

Файлы: 1 файл

маргиналы.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Акцент в разные годы делался  на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах. Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере кыргызского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 42% активного населения Кыргызстана. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.

Таким образом, произошла  реализация целого комплекса новых  социально- групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции. Специфика кыргызского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в кыргызском обществе.

Трансформация кыргызского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие, не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности. Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на  обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных - человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы - обозначение  личностей и групп, находящихся  на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Ученые обратили  внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

Маргинальная ситуация возникает  на рубежах несхожих форм социокультурного

опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется  на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.  Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этноокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.

На данном этапе развития Кыргызстана выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос.институты, политические партии и т.д). Именно с 2004г. и этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных  групп.

 

3.Пути решения проблемы маргинальности в обществе

 

Пути решения  проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность должна рассматриваться  прежде всего,  как объект контроля и управления на общегосударственном уровне. Полное решение этой проблемы  с выходом страны из кризиса и стабилизацией общественной жизни, формированием устойчивых функционирующих структур, что реально делает эту перспективу отдаленной. Однако выявляется необходимость и потенциальные возможности решения проблемы маргинальности с помощью целенаправленного управленческого воздействия на различные группы факторов, детерминирующих это явление, и на конкретных, локальных уровнях.

По существу проблема стабилизации маргинальности в общественной жизни сводится к двум проблемам, имеющим свой круг задач:

 задачи государственной  системы социальной поддержки  групп и индивидов, маргинальных  по своим природным и социально  демографическим признакам (инвалиды, нетрудоспособные, лица пенсионного  возраста, молодежь и т.п.);

задачи создания и совершенствования  государством адекватной  современным  требованиям системы каналов (институтов) социальной мобильности, способствующей укреплению положительного  направления  и трансформации маргинальных групп  и индивидов в средний слой.

В этой связи, исходя из двухуровневого характера маргинальности в современных условиях, необходимо выделить два основных направления и уровни решения проблемы:

  • на государственном уровне – разработка стратегических направлений и основ, включающих  создание правовых и экономических условий для нормального развития предпринимательства, частной практики;
  • создание фондов переподготовки кадров разработка концепции реадаптации занятого населения; на локальных уровнях -  конкретные выводы и рекомендации, определяющие пути, направления и меры работы  с социально-профессиональными группами для различных админисративных уровней и звеньев управления.

Практика государственной  формы социальной защиты населения  Кыргызстана настоящее время  носит, как правило, характер, «пожарных  мер», т.е ждут пока не возникнет проблема. Отсюда следует необходимость повышения разработки и обоснованности  отраслевых программ по социальной защите  населения.

Развитые капиталистические страны в области государственного регулирования социальными процессами имеют немало интересного и положительного опыта. Например, возьмем опыт Швеции, заключающийся в проведении активных мер в области занятости населения. Эти активные меры включают в себя: профессиональную подготовку и переобучение лиц, оказавшихся безработными или тех, кому грозит безработица; создание новых рабочих мест,  в основном государственном секторе  экономики; обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредиторов на вакантные места; информационное обеспечение населения о вакантных местах по регионам страны, по профессиям уровню квалификации, предоставление каждому ищущему работу  возможностями связаться с предприятием, где есть рабочие места; поощрение развития предпринимательства путем предоставления субсидий и кредитов.

Существенными элементами в  решении проблем рынка рабочей  силы является развитие  законодательства в области трудовых ресурсов, разработка программ  по региональному размещению  и государственной поддержке малых предприятий.

В заключении необходимо сказать, что изучение процессов маргинализации и позиций маргинальных групп в новых условиях позволит, во-первых, прогнозировать развитие социальной структуры, который чреват  не только усилием общественной нестабильности, но и другими серьезными последствиями.                      

 

 

 

Заключение

 

 

Маргинальность - это не состояние  автономии, а результат конфликта  с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:

- либо разрыв всех традиционных  связей и создание своего собственного,

совершенно иного мира;

- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за  пределы законности.

В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или  же следствие процесса расслоения, который провоцируется напуганным обществом, маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым. Наличие значимых маргинальных слоев становится серьезной угрозой для общественной морали, социального развития страны.

    

    

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Список литературы           

 

 

  1. Пужоль К. Центрально-Азиатское пространство и время: между разрывом и непрерывностью//Общественное мнение. Права человека.—2001.—№1 -С.60-63.

 

  1. Турусбеков Б. Самострелы. – Вечерний Бишкек, 27.0.3.98.

 

 

  1. Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

 

  1. Социальная стратификация российского общества. Ред. д.филос.н., проф.

 

 

  1. Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003

 

  1. Петров Д.В. «Использование понятий маргинальности и лиминальности в

исследовании молодежных субкультур» // Петров Д.В. Молодежные субкультуры -

Саратов, 1996

 

  1. Рожанский М. «Маргинальная Россия» // Дружба народов -1998-№2

 

  1. Дахин В. «Государство и маргинализация» // Свободноая мысль 1997 - №4

 


Информация о работе Маргиналы: кто они?Их влияние на социокультурное развитие Кыргызстана